Интегрированный урок "Слово дня - контраст"
методическая разработка (3 класс)
Целью урока является взаимодействие учеников друг с другом, работа в команде, закрепление пройденных тем, объединение знаний из разных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_i_okruzhayushchiy_mir_-_integrirovannyy_urok.docx | 398.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по проекту «Слово дня – контраст»
(окружающий мир и музыка)
Разработчик: учитель младших классов Талалуева Ирина Викторовна
Цель: научить взаимодействовать друг с другом, работать в команде; закрепить пройденные темы; объединить знания из разных предметов;
Задачи: обогатить словарный запас; углубить познания детей; развить память, мышление, внимание и воображение; сформировать критическое мышление;
Ход урока: парты стоят для работы в группе (6-8 уч.); каждый центр имеет своё название (зима, лето, piano, forte) и карточки с этими названиями (по карточкам дети разделятся на группы); 1) в каждом центре лист А3 для групповой работы; написать примеры контраста в музыке и окр.мире; 2) блок информации по окр.миру, тест по окружающему миру (индивидуальная работа); 3) блок информации по музыке, тест по музыке (индивидуальная работа); 4) подведение итогов;
- Разминка: звучит музыкальная композиция (контрастная-тихая, быстрая), дети повторяют движение (спокойные-быстрые). Вопросы по музыке и движениям.
Вопросы по окружающему миру:
Какое время года сейчас? А противоположное время года зиме? Что вы можете сказать о температуре этих сезонов? Зимой - ? (холодно), а летом - ? (жарко). Какие осадки зимой? Какие летом?
Скажите ребята, какое слово объединяет нашу разминку? (контраст)
Дети делятся на группы по карточкам и рассаживаются по местам.
- Основная работа.
Вы знакомы со словом контраст и давайте вспомним, где встречается такое явление в нашей жизни. (ответы детей)
А) А сейчас мы предлагаем выполнить первое задание. Так как мы сегодня объединили 2 предмета (окр.мир и музыку), напишите какие контрасты видим в музыке и окружающем мире. Работа детей в группе (5минут, задание на листе А3). По одному ответу от группы.
Б) Краткий блок о музыке (включая разминку), затем выполняют тест.
В) Краткий блок про окр.мир, затем выполняют тест.
- Итог. Работа на продолжение – домашним заданием будет ваша творческая работа: изобразить контраст в природе и в музыке. Выполнить на листе А4.
Тест. Контраст в окружающем мире.
1.Соедини стрелочками контрастные слова.
Моросящий Снегопад
Накрапывать Ливень
Снег Наст
Дождик Окатный
Сугроб Лить
2. Напиши контрастное слово к словосочетанию:
пологий подъём - _______________________подъём
3.Используя прилагательные, опиши снег (4-5 прилагательных)
Снег:_______________________________________________________________
___________________________________________________________________
________________________________________________________________
4.Запиши контрастные слова к словам: ливень - _____________________, ветерок - ___________________, штиль - ___________________.
5.Запиши свой пример о контрасте в природе.
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Китовая акула В мире существуют тысячи видов рыб, размеры которых исчисляются сантиметрами, а некоторых — метрами. Лидер по размерам среди рыб — китовая акула. В среднем максимальная длина китовой акулы составляет 13 м, хотя они могут дорасти и до 23–25 м. Средний вес акул составляет около 20 тонн, а максимальный — 34 тонны. Китовая акула — добродушный гигант. Она питается планктоном, пропуская тонны воды через цедильный аппарат. Рыба не представляет никакой угрозы для человека. Более того, китовая акула подпускает к себе аквалангистов, хотя приближаться и трогать представителей этого вида запрещено законами некоторых стран.
Самая маленькая рыбка
Самая маленькая рыбка в мире – бычок пандака, живущий в озёрах Филиппинских островов. Длина этой рыбки – всего 7,5 миллиметра.
Несмотря на то, что эти бычки такие крохотные, они являются промысловыми рыбами. Из них делают вкусные вяленые лепёшки.
- Скажите пожалуйста, какой контраст в этой информации? (большая-маленькая рыба)
Птица гага – красивая птица семейства утиных, обитающая в Арктике. Эта птица на протяжении веков является местным жителем холодного северного региона. Птицы прекрасно адаптировались в этих неприветливых и суровых климатических условиях. Птицы летают низко над водой, они отлично плавают и ныряют на глубину до 5 метров. Но такая глубина, для этих уток не предел, они могут погружаться на глубину до 20 метров. Гага может находиться под водой до 3-х минут. Пойманную добычу гага заглатывает целиком. В перерывах между охотой птицы отдыхают на берегу, переваривая пищу. Эти птицы лучше приспособлены к жизни на воде, там они и проводят большую часть жизни, за исключением периода гнездования.
Мандаринка — это не только фрукт. Утка-мандаринка весит всего 400–700 г и живет только в Восточной Азии: в Китае, некоторых регионах России, встречается в Японии, на Тайване и в Корее.
Необычная форма тела и яркая окраска придают ей особую привлекательность и выделяют среди множества других животных. Утку-мандаринку считают одной из самых красивых уток мира. А такое интересное прозвище она получила из-за ее разноцветного оперения — в Китае мандаринами называли знатных, искусно разодетых господ. В начале лета у них начинается период линьки, а заканчивается она примерно в конце сентября. К счастью, потеря окраски самцов действует как камуфляж и защищает их от хищников. Когда вылупляются утята, они инстинктивно следуют за своей матерью и выпадают из гнезда (иногда с 10-метровой высоты). Удивительно, но они приземляются невредимыми. Мать яро защищает свое потомство.
- А какой контраст здесь?
Белый медведь, без сомнения — владыка приполярных областей. Это огромное создание обладает непредсказуемым характером. Продолжительность жизни белого медведя в природе до 40 лет.
В конце осени на материковом побережье и на арктических островах беременные самки устраивают «родовые» берлоги, в которых приносят потомство. Остальные белые медведи в берлоги не залегают.
Белый медведь — ближайший родственник бурого медведя. Они произошли от общих предков. Даже в дикой природе эти виды иногда скрещиваются между собой. При этом по своему образу жизни белые медведи резко отличаются от бурых.
Белый медведь — самый крупный сухопутный хищник на Земле. Масса взрослого белого медведя может достигать 0,7 тонны, а длина тела — превышать три метра. Белые медведи великолепно плавают. Официально зарегистрированный рекорд — 687 километров по воде, преодолённых белой медведицей без остановки на отдых. Белые медведи нередко путешествуют на дрейфующих льдинах. Чуткий нос белого медведя позволяет ему чуять добычу на расстоянии до полутора километров, спрятанную под метровой толщей снега.
Именно бурого медведя называют хозяином леса — это общеизвестный факт. Это животное обладает очень интересным характером и развитым интеллектом, но по понятным причинам в ряде случаев оно может представлять опасность. На старославянском языке его название означало «тот, кто ведает мёд». Мёд хозяевам леса и правда очень по вкусу. Несмотря на то, что бурый медведь часто считается хищником, это не совсем так. Три четверти его рациона приходится на растительную пищу. Бурые медведи помечают свои владения, сдирая кору в нижней части деревьев. На коротких дистанциях бурый медведь, не смотря на свою кажущуюся косолапость, способен легко развить скорость в 60 км/ч. Убежать от него не получится. Новорожденный медвежонок весит в среднем всего около 400-500 грамм, намного меньше, чем человеческий младенец. Длина медвежьих когтей может достигать 10-12 сантиметров. Перед зимней спячкой бурые медведи набирают около 200 кг жировых запасов.
- Что вы можете сказать о контрасте здесь?
Интегрированный урок (окружающий мир + музыка)
по теме «Контраст» (долгосрочный проект)
Класс: 3
Цели и задачи:
- средствами музыки и познания окружающего мира познакомить учащихся с основными понятиями связанными с термином «контраст»;
- обогатить словарный запас через углубление знаний детей, развитие памяти, логики, сформировать критическое мышление;
- формировать навыки работы в группах;
- развивать коммуникативные качества учащихся;
- развивать умения анализировать, сопоставлять, делать выводы;
- повышать познавательный интерес к предметам через различные методические приемы, образовательные технологии и мотивационную значимость изучения природных явлений, музыкальных понятий на основе межпредметных связей.
Подготовка к уроку:
Постановка парт для работы в группе (6-8 уч.); каждый центр имеет своё название (зима, лето, piano, forte), на партах установлены данные названия групп. По карточкам дети разделятся на группы; в каждом центре большой лист А3 для оформления групповой работы.
Оборудование: интерактивная доска, методические пособия по предметам «Музыка», «Окружающий мир», музыкальное оборудование, 4 ватмана А3, канцелярские принадлежности, демонстрационные материалы, синтезатор.
Ход урока.
Вход учащихся - музыкальная игра «У оленя дом большой» (быстрый – медленный темпы), исполнение звукоряда (громко-тихо).
Организационный момент.
Вводная беседа «Времена года» (разнополюсные понятия, противоположные явления):
- Какое время года сейчас? (противоположное время года?)
- Какие температуры наружного воздуха бывают зимой? (летом?)
- Какие осадки наблюдаются зимой? (летом?)
- Какое понятие объединяет нашу разминку – разговор о временах года, музыкальные игры? (КОНТРАСТ).
Предлагаем разделиться на группы (по карточкам, название команд «Зима», «Лето», «Форте», «Пиано»)
Первое задание:где, когда в природе, окружающем мире встречаются контрастные явления? По результатам беседы учащиеся должны записать примеры на листе (групповая работа, ярко, красочно). По одному ответу от группы.
Второе задание:
Каждый композитор, сочиняя музыку, пытался описать в ней картины природы, образы животных, людей, сказочных героев. Для этого он использовал средства музыкальной выразительности, какие?
- динамика (сила звука), пример
- темп (скорость звука), пример
- регистр (высота звука), пример
- штрихи (легато, стаккато), пример
Давайте прослушаем музыкальные произведения и дадим им анализ на основе понятия «контраст». Итак слушаем:
М. Глинка «Попутная песня»
Э. Григ «Утро»
Во время прослушивания учащиеся заполняют тесты по результатам прослушивания двух произведений (групповая работа):
1. Динамика
А) громко
Б) тихо
В) постепенное увеличение динамики
2. Темп
А) медленно
Б) быстро
В) темп ускоряется
3. Регистр
А) очень высокий
Б) очень низкий
В) меняется от низкого к высокому
4. Штрихи:
А) легато
Б) акцент
В) стаккато
Вывод: контраст в музыке на основе средств музыкальной выразительности.
Третье задание (Елена Юрьевна)
Слайды с информацией; обсуждение; выполнение теста (индивидуальная работа);
Тест. Контраст в окружающем мире.
1.Соедини стрелочками контрастные слова.
Моросящий Снегопад
Накрапывать Ливень
Снег Наст
Дождик Окатный
Сугроб Лить
2. Напиши контрастное слово к словосочетанию:
пологий подъём - _______________________подъём
3.Используя прилагательные, опиши снег (4-5 прилагательных)
Снег:_________________________________________________________________
4.Запиши контрастные слова к словам: бриз - _____________________, ветерок - ___________________, штиль - ___________________.
5.Запиши свой пример о контрасте в природе.
___________________________________________________________________
Китовая акула В мире существуют тысячи видов рыб, размеры которых исчисляются сантиметрами, а некоторых — метрами. Лидер по размерам среди рыб — китовая акула. В среднем максимальная длина китовой акулы составляет 13 м, хотя они могут дорасти и до 23–25 м. Средний вес акул составляет около 20 тонн, а максимальный — 34 тонны. Китовая акула — добродушный гигант. Она питается планктоном, пропуская тонны воды через цедильный аппарат. Рыба не представляет никакой угрозы для человека. Более того, китовая акула подпускает к себе аквалангистов, хотя приближаться и трогать представителей этого вида запрещено законами некоторых стран.
Самая маленькая рыбка в мире – бычок пандака, живущий в озёрах Филиппинских островов. Длина этой рыбки – всего 7,5 миллиметра.
Несмотря на то, что эти бычки такие крохотные, они являются промысловыми рыбами. Из них делают вкусные вяленые лепёшки.
- Скажите пожалуйста, какой контраст в этой информации? (большая-маленькая рыба)
Птица гага – красивая птица семейства утиных, обитающая в Арктике. Эта птица на протяжении веков является местным жителем холодного северного региона. Птицы прекрасно адаптировались в этих неприветливых и суровых климатических условиях. Птицы летают низко над водой, они отлично плавают и ныряют на глубину до 5 метров. Но такая глубина, для этих уток не предел, они могут погружаться на глубину до 20 метров. Гага может находиться под водой до 3-х минут. Пойманную добычу гага заглатывает целиком. В перерывах между охотой птицы отдыхают на берегу, переваривая пищу. Эти птицы лучше приспособлены к жизни на воде, там они и проводят большую часть жизни, за исключением периода гнездования.
Мандаринка — это не только фрукт. Утка-мандаринка весит всего 400–700 г и живет только в Восточной Азии: в Китае, некоторых регионах России, встречается в Японии, на Тайване и в Корее.
Необычная форма тела и яркая окраска придают ей особую привлекательность и выделяют среди множества других животных. Утку-мандаринку считают одной из самых красивых уток мира. А такое интересное прозвище она получила из-за ее разноцветного оперения — в Китае мандаринами называли знатных, искусно разодетых господ.В начале лета у них начинается период линьки, а заканчивается она примерно в конце сентября. К счастью, потеря окраски самцов действует как камуфляж и защищает их от хищников.Когда вылупляются утята, они инстинктивно следуют за своей матерью и выпадают из гнезда (иногда с 10-метровой высоты). Удивительно, но они приземляются невредимыми. Мать яро защищает свое потомство.
- А какой контраст здесь?
Белый медведь, без сомнения — владыка приполярных областей. Это огромное создание обладает непредсказуемым характером. Продолжительность жизни белого медведя в природе до 40 лет.
В конце осени на материковом побережье и на арктических островах беременные самки устраивают «родовые» берлоги, в которых приносят потомство. Остальные белые медведи в берлоги не залегают.
Белый медведь — ближайший родственник бурого медведя. Они произошли от общих предков. Даже в дикой природе эти виды иногда скрещиваются между собой. При этом по своему образу жизни белые медведи резко отличаются от бурых.
Белый медведь — самый крупный сухопутный хищник на Земле.Масса взрослого белого медведя может достигать 0,7 тонны, а длина тела — превышать три метра.Белые медведи великолепно плавают. Официально зарегистрированный рекорд — 687 километров по воде, преодолённых белой медведицей без остановки на отдых.Белые медведи нередко путешествуют на дрейфующих льдинах.Чуткий нос белого медведя позволяет ему чуять добычу на расстоянии до полутора километров, спрятанную под метровой толщей снега.
Именно бурого медведя называют хозяином леса — это общеизвестный факт. Это животное обладает очень интересным характером и развитым интеллектом, но по понятным причинам в ряде случаев оно может представлять опасность. На старославянском языке его название означало «тот, кто ведает мёд». Мёд хозяевам леса и правда очень по вкусу. Несмотря на то, что бурый медведь часто считается хищником, это не совсем так. Три четверти его рациона приходится на растительную пищу. Бурые медведи помечают свои владения, сдирая кору в нижней части деревьев. На коротких дистанциях бурый медведь, не смотря на свою кажущуюся косолапость, способен легко развить скорость в 60 км/ч. Убежать от него не получится. Новорожденный медвежонок весит в среднем всего около 400-500 грамм, намного меньше, чем человеческий младенец. Длина медвежьих когтей может достигать 10-12 сантиметров. Перед зимней спячкой бурые медведи набирают около 200 кг жировых запасов.
- Что вы можете сказать о контрасте здесь?
Вывод по результатам урока:
КОНТРАСТ – широкое понятие, которое можно увидеть в природе, почувствовать (холод-жара), услышать (громко-тихо), ощутить тактильно (мягко-жестко)…
КОНТРАСТ помогает нам разнообразить жизнь, сделать её интереснее и содержательнее.
Рефлексия:
Выберите смайлики, которые выражают ваше настроение (1 смайлик на всю группу)
Обратите внимание – есть ли контрастное настроение у наших ребят?
Перспектива развития темы: домашняя работа – написать в тетради контрастные явления в погоде и природе нашего края (Сибири).
1. Двойная радуга
«Вторичные радуги вызваны двойным отражением солнечного света в каплях дождя», — скучно бубнит энциклопедия. Но мы-то знаем, что двойная радуга — это просто красота в квадрате. Любопытно, что во второй, менее яркой радуге, цвета идут в обратном порядке — от фазана к охотнику.
Полярное сияние
Полярное сияние — бесспорно, самое грандиозное зрелище, которое можно увидеть с поверхности Земли. Наблюдать его можно на широтах около 67–70°, а иногда и ближе к экватору. Шансы увидеть северное сияние выше всего ясной морозной ночью с сентября по март. И для этого даже не нужен загранпаспорт — в России масса мест, где бывают сияния и куда можно быстро и недорого добраться.
Перламутровые облака
Иногда в сумерках или перед восходом облака на высоте 15-25 км отражают свет Солнца, скрытого за горизонтом. Дальше в дело вступают все те же крошечные льдинки — они преломляют свет, и облака окрашиваются в разные цвета, хоть и более тусклые, чем при огненной радуге. Перламутровые облака — соседи северных сияний: чаще всего их можно увидеть в полярных широтах, например, в Исландии, Осло или шведской Кируне.
Водяной смерч
Водяной смерч по природе своей похож на обычный, но протягивается от дождевых облаков к большим водоемам. Длятся такие смерчи обычно не дольше 20 минут, и вообще считаются слабыми и безобидными по сравнению с настоящими ураганами. Полюбоваться зрелищем можно практически на любом побережье: от Мексиканского залива и озера Мичиган до Адриатического и Черного морей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН И СЦЕНАРИЙ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ТЕАТРА «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КОНТРАСТОВ» ДЛЯ УЧЕНИКОВ 1-4х КЛАССОВ.
Надеюсь, что мой материал может пригодиться учителям начальной школы....
Презентация к уроку на тему олицетворение и контраст в стихах Ф. И. Тютчева «Зима не даром злится»
Презентация к уроку литературного чтения УМК "Перспективная начальная школа" 2 класс...
Прием контраста в лирических стихотворениях
Учить анализировать произведения , воспринимать выраженные в них чувства, настроения; развивать речь учащихся, образное и логическое мышление , внимание; воспитывать любовь к природе и русской словест...
Китай - страна природных контрастов.
Презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Начальная школа ХХI века"....
Открытое занятие по формированию мышления: настольная игра "Контрасты" для детей с ОВЗ
Тема: формирование элементов логического мышления.Цели:- развитие элементов логического мышления: соотнесение предметов на практике и в воображении, умение сравнивать, в определённой последовате...
Контраст. Хокку Басе. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Еса Бусон.
Презентация к уроку по теме Контраст. Хокку Басе. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку Еса Бусон.. В материале содержится иллюстративный материал к уроку, позволяющий наглядн...
Конспект урока по литературному чтению на тему "Федор Иванович Тютчев "Зима недаром злиться…".Прием контраста в лирическом стихотворении" 2 класс "Перспектива"
Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: познакомить учащихся с творчеством Ф. И. Тютчева о весне; учить анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настро...