статья "Факторы влияющие на успешное обучение в начальной школе"
статья

Завьялова Ирина Антоновна

Многолетний опыт работы с младшими школьниками показывает увеличение количества учащихся испытывающих трудности в обучении. Какие причины, факторы влияют на успешное обучения ребенка в начальной школе – я попытаюсь проанализировать  в своей статье.

 Низкий уровень развития школьно-значимых функций- тех функций, которые влияют на темп и качество выработки навыков письма, чтения и счета, определяют полноценность усвоения учебного материала начального этапа обучения.Практика и многочисленные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают: наиболее важны, но часто требуют коррекционно-педагогической помощи следующие функции:

-пространственное восприятие и анализ, пространственные представления;

- фонематическое восприятие и анализ;

- координация в системе «глаз-рука», сложнокоординированные движения кистей и пальцев рук, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Факторы влияющие на успешное обучение в начальной школе.

                                                                                          Учитель-логопед: Завьялова И.А.

Многолетний опыт работы с младшими школьниками показывает увеличение количества учащихся испытывающих трудности в обучении. Какие причины, факторы влияют на успешное обучения ребенка в начальной школе – я попытаюсь проанализировать  в своей статье.

 Низкий уровень развития школьно-значимых функций- тех функций, которые влияют на темп и качество выработки навыков письма, чтения и счета, определяют полноценность усвоения учебного материала начального этапа обучения. Практика и многочисленные психолого-педагогические исследования убедительно доказывают: наиболее важны, но часто требуют коррекционно-педагогической помощи следующие функции:

-пространственное восприятие и анализ, пространственные представления;

- фонематическое восприятие и анализ;

- координация в системе «глаз-рука», сложнокоординированные движения кистей и пальцев рук, фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Причины низкого уровня развития школьно-необходимых функций могут заключаться в одних случаях в незрелости соответствующих структур головного мозга или в недостаточной согласованности, дискоординации в работе разных его отделов, в других случаях - в избирательных отделах зон мозга, в третьих- в отсутствии у детей необходимости и достаточного опыта деятельности, способствующих развитию этих функций. Одни и те же причины могут вызвать разные по характеру проявления. Специалисты – психолог, нейропсихолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед помогут учителю установить причины выявленных трудностей у ребенка. Педагог и специалисты выстраивают целостную систему развивающее-коррекционного воздействия так, чтобы она  стала естественной и органичной составляющей учебно-воспитательного процесса.

Основная цель развивающее-коррекционной программы ученика или группы учеников  развитие до уровня возрастных норм школьно-значимых функций с помощью специальных заданий  двух видов

- развивающие коррекционные задания, построенные на учебном материале;

- развивающие коррекционные задания, построенные на неучебном материале.

Роль заданий первого и второго вида особенно важна в первом полугодии первого года обучения. Именно в это время учитель сталкивается с недостаточной сформированностью у своих учеников школьно-необходимых функций.

Учитель-логопед  на коррекционных занятиях особое значение предает формированию пространственного праксиса. У учащихся с нарушением пространственных функций наблюдаются ошибки:

- в поведении(пространственные ошибки при выполнении правил расположения учебных предметов на столах и требований учителя, связанных с направлениями движения вперед, назад, в сторону.)

- в чтении( суженый круг различимого пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению, пространственное различение сходных по форме букв)

-в письме (неумение соотнести букву и линии в тетради т.е.ориентироваться в пространстве листа тетради, смешение верха и низа сходных букв, зеркальные ошибки)

- в математике (неверное написание цифр, неумение симметрично разложить примеры в тетради, глазомерные ошибки при измерении )

- в рисовании(глазомерные ошибки при наблюдении, неумение расположить рисунок на пространстве листа, трудности при овладении пропорции в рисунке)

Последовательность развивающее-коррекционной работы по устранению трудностей пространственной ориентации у детей следующая:

I этап – уточнение представлений о пространственных признаках окружающих объектов.

II этап - развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства по отношению к себе.

III этап - выработка представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении.

При выполнении заданий подключаются максимальное число анализаторов ( зрительный, слуховой, двигательный, кинестетический), комплексная работа которых формирует  более устойчивые и правильные пространственные представления.

На первом этапе учащиеся проводят подробный анализ объектов и выделяют главные, существенные признаки,  которые отличают один объект от другого или делают их сходными. Выделяют заданные формы в окружающих предметах. Разделяют объекты на составные элементы. Воспроизводят заданные фигуры разными способами. Преобразовывают фигуры с помощью палочек. Дорисовывают незавершенные контуры геометрических фигур, предметов.

На II этапе учащимся предлагаются задания на определения сторонности у себя, сначала сопровождая процесс ориентировки развернутыми речевыми комментариями, а затем только мысленно. Дети выделяют объекты ,указывают их местоположение в пространстве относительно себя. Выполняют графические диктанты.

На  III этапе детям предлагаются более сложные задания: определить пространственные отношения предметов между собой, обозначить их вербально; изменить расположение предметов относительно друг друга по словесной инструкции или наглядно представленному образцу; определить пространственные отношения элементов графических изображений; провести ориентировку на основе изложенного плана.

Поэтапно выполняя предложенные задания создается не только база для выработки полноценных навыков пространственной ориентации  и на  их основе – навык чтения, письма, счета, но и сделать так, чтобы в конечном итоге сами пространственные представления и понятия способствовали дальнейшему развитию познавательных способностей уче5ников и органично участвовали в учебной деятельности, эффективно помогая при выработке других школьных знаний и умений.

На логопедических занятиях в коррекционную работу включаю задания на развитие зрительного гнозиса. Тонкость, дифференцированность зрительного восприятия и анализа свойственны далеко не всем первоклассникам.У многих детей наблюдается фрагментарность, поверхностность и отсутствие планомерности восприятия ,неумение подчинить его поставленной задаче, низкий уровень осмысления наглядно воспринимаемого материала, несформированность  навыков выделения  деталей и признаков объекта. Следствием этого может быть  забывание начертаний букв и смешение их между собой.

Для улучшения зрительного восприятия и анализа,зрительной памяти учащихся использую такие виды коррекционно-развивающих заданий: узнавание и называние стилизованных изображений предметов; узнавание контурных, силуэтных, точечных или пунктирных изображений предметов, геометрических фигур ,букв, цифр; узнавание перечеркнутых или наложенных друг на друга изображений; запоминание последовательности визуально представленного ряда с постепенным увеличением числа включенных в него элементов, восстановление деформированного ряда; нахождение заданной фигуры, буквы, цифры в ряду других сходных; расчленение буквенного или цифрового знака на составляющие его элементы с последующим анализом; угадывание предметов, букв, цифр по отдельным цифровым деталям на незаконченных рисунках; различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков; сопоставление букв, цифр выполненных печатным  и рукописным шрифтом.

Особое внимание требует навык координации  в системе «глаз - рука», который также нередко оказывается у детей недостаточно сформированным к началу обучения. Умение «вести» руку с помощью глаза с одновременной корректировкой движений вырабатывается  успешнее в том случае, если сначала  предлагать ребенку задания на копирование близко, непосредственно в поле зрения детей расположенных образцов, а  затем постепенно их удалять и располагать на классной доске.

Любые виды заданий на точное графическое воспроизведение предложенных образцов, конструирование по образцу сформируют важную при овладении навыками письма соответствующую деятельность зрительного и двигаткльно-кинестетического анализаторов.

Одним из основных и важным направлением  логопедической работы является развитие фонематических процессов. К моменту поступления ребенка в 1 класс у него должны быть сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи и практические навыки дифференциации фонем родного языка. Различение звуков на слух и в собственном произношении возможно лишь после того, как ребенок сможет выделить существенные признаки речевого звука, отвлекаясь от посторонних, несущественных для его различия, признаков. Такая способность вырабатывается на протяжении всего дошкольного детства.

На логопедических занятиях постоянно совершенствуется фонематическое восприятие, фонематические представления и возможности детей. Ведется коррекционная работа по развитию навыка фонематического анализа и синтеза, используя специальные задания, построенные на невербальном и вербальном материале. Порядок включения таких заданий регулируется самой последовательностью становления фонематических процессов.

Iэтап

1.Совершенствование слухового восприятия, чувства ритма,  слухо-речевой памяти.

2.Развитие фонематического восприятия и формирования четких фонематических представлений.

3.Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза.

Своевременно начатая систематическая коррекционно-развивающая работа учителя, психолога, учителя-логопеда ,восполняющая дефицит школьно-значимых функций у детей позволяет предупредить школьную неуспеваемость, помогает младшим школьникам овладеть общеучебными и предметными умениями.

Литература

1.Лакалова Н.В. Как помочь слабоуспевающему школьнику М.,1997

2.Обучение в коррекционных классах. Работа со слабоуспевающими школьниками. Пособие для учителей под редакцией Г.В.Кумариной.М.,1991

3.Праведникова И.И, Беловолова Э.К Нейрологопедический тренажер Ростов-на-Дону, Феникс,2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: "Мотивация учения-основное условие для успешного обучения в начальной школе"

Для того, чтобы помочь ребёнку в сложной для него деятельности - учёбе мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Самое главное, чтобы ребёнок был рад полученному результату, р...

«Формирование навыков беглого и правильного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы».

Причины низкого темпа чтения и упражнения, которые помогут их ликвидировать....

Формирование навыков беглого осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы.

Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка. Возникает ряд противоречий между возрастающей в условиях информационной усложненности необходимостью много читать и отсутствием инт...

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школ...

Диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе ( презентация)

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮНачало школьного обучения и в сознании педагогови родителей будущего первоклассника традиционно связано с проблемой готовности. Редкий родитель не задается вопросом, г...

Результаты педагогической диагностики стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

Результаты педагогической диагностики стартовой готовностик успешному обучениюв начальной школе...