Анализ КДР читат. грамотность 2021
материал (4 класс)

Пирогова Нина Николаевна

Анализ КДР читат. грамотность 2021

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Анализ КДР читат. грамотность 2021105.5 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА

по итогам метапредметной диагностики читательской грамотности,

4 класс 17 марта 2021 г.

Диагностика читательской грамотности для учащихся 4-го класса МОБУ «СОШ №16» проводилась На основании письма министерства образования Красноярского края № 75-545 от 10 февраля 2021 «Об участии в краевой диагностической работе по читательской грамотности», в соответствии с Порядком проведения краевой диагностической работы по читательской грамотности для 4 класса в Красноярском крае, Приказа Управления образования администрации города Минусинска № 72 от 11.02.2021 «О проведении краевой диагностической работы по читательской грамотности в 4 -х классах в 2020 году»

Диагностическая работа проводилась с целью определения у обучающихся 4-го класса начальной школы уровня  овладения метапредметными умениями , связанными с чтением и пониманием текстов, а также с использованием информации из текстов для различных целей.

В работе по читательской грамотности проверялось сформированность трех групп умений :

  1. Общее понимание текста, ориентация в тексте.;
  2. Глубокое и детальное понимание  содержания и формы текста.;
  3. Использование информации из текста для различных целей.

По результатам выполнения диагностической работы по читательской грамотно-сти оценивается сформированность части познавательных и коммуникативных умений: смыслового чтения и логических действий, направленных на анализ, обобщение, установление аналогии, классификацию, установление причинно-следственных связей, рассуждения, умозаключения и формулирование выводов.

 В работе используются следующие типы заданий: задания с выбором одного или нескольких правильных ответов из трех-пяти предложенных, задания с кратким ответом, задания с развернутым ответом

Каждый вариант работы содержит 6 заданий на первую группу умений, 7 заданий на вторую и 3 задания на третью группу умений.

Диагностическая работа включает задания базового и повышенного уровня труд-ности, обязательных для выполнения.

Работа содержит 11 заданий, которые обеспечивают достаточную полноту проверки овладения общими учебными умениями в области смыслового чтения и работы с информацией на базовом уровне. Кроме того, работа включает 5 заданий повышенного уровня трудности.

Результаты выполнения заданий повышенного уровня позволяют дифференцировать обучающихся 4-х классов по уровню подготовки, делать выводы о готовности школьника самостоятельно учиться, используя текстовые источники.

Таблица 1 отражает распределение заданий работы по уровням трудности.

Таблица 1. Распределение заданий по уровням трудности

Уровень

Число

Максимальный

Процент максимального

трудности

заданий

балл

балла за задания данного

за выполнение

уровня трудности

заданий данного

от максимального балла

уровня трудности

за всю работу

Базовый

11

17

68%

Повышенный

5

8

32%

Итого:

16

25

100%

Оценивание  выполнения  отдельных  заданий  и  работы  в  целом  производится

  • соответствии с Рекомендациями по оцениванию заданий диагностической работы по читательской грамотности для учащихся, оканчивающих начальную школу в 2021 году.

Отметки за работу по читательской грамотности не выставляются, делается качественная оценка уровня чтения и работы с информацией.

Результаты выполнения работы по читательской грамотности МОБУ « СОШ №16»

 учащимися 4-х классов.

Основные результаты выполнения диагностической работы по читательской грамотности

Среднее значение по МОБУ «СОШ №16»

Среднее значение по краю

 Вся работа ( балл по 100 – балльной шкале)

54,4

45

Успешность выполнения заданий по группам умений ( % от максимального балла за задания данной группы)

Общее понимание текста, ориентация в тексте

77,3

63,75%

Глубокое и детальное понимание  содержания и формы текста

65,86

53,94%

Использование информации из текста для  различных целей

53,71

42,61%

Достигли базового уровня( включая повышенный)

97,23

78,35%

Достигли повышенного уровня

37,0

22,11 %

Результаты выполнения работы по читательской грамотности МОБУ « СОШ №16»

 учащимися 4-х классов.

Основные результаты выполнения диагностической работы по читательской грамотности

регион

4 А

4 Б

4 В

4 Г

4 Д

Среднее значение

Успешность выполнения

 Вся работа ( балл по 100 – балльной шкале)

45

60

57

55

47

53

54,4

Успешность выполнения заданий по группам умений ( % от максимального балла за задания данной группы)

Общее понимание текста, ориентация в тексте

63,75

83,33

75,35

78,93

70,74

78,17

77,3

Глубокое и детальное понимание  содержания и формы текста

53,94

72,76

76,49

63,74

54,12

62,20

65,86

Использование информации из текста для  различных целей

42,61

57,08

50,47

66,72

45,0

49,29

53,71

Уровни достижений ( процент учащихся)

Достигли базового уровня( включая повышенный)

78,35

100

100

100

93,33

92,86

97,23

Достигли повышенного уровня

22,11

54,17

43,75

41,38

10,0

35,71

37,0

Уровни достижений ( процент учащихся)

Уровни достижений ( % учащихся, результаты которых соответствуют данному уровню достижений)

недостаточный

пониженный

базовый

повышенный

Красноярский край

2,63

19,01

56,24

22,11

МОБУ «СОШ №16»

0,0

2,76

60,23

37,0

Уровни достижений ( процент учащихся)

Уровни достижений ( % учащихся, результаты которых соответствуют данному уровню достижений)

недостаточный

пониженный

базовый

повышенный

4 а

0,0

0,0

45,83

54,17

4 б

0,0

0,0

56,25

43,75

4 в

0,0

0,0

58,62

41,38

4 г

0,0

6,67

83,33

10,0

4 д

0,0

7,14

57,14

35,71

Среднее значение

0,0

2,76

60,23

37,0

Основные результаты диагностики

  • диагностике читательской грамотности принимали участие 144  четвероклассника. Средний тестовый балл за выполнение  работы составил 54,4 балла из 100 возможных, что выше краевого уровня на 9,4%.   Достигли базового уровня  97,23 % учащихся, что выше краевого уровня на 21 %. Достигли повышенного уровня 37% учащихся, что выше краевого уровня на 15 %.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что учащиеся 4 классов владеют контролируемыми читательскими умениями. 37 % учащихся продемонстрировали повышенный и высокий уровень сформированности читательской грамотности.

Анализ выполнения диагностической работы

по контролируемым читательским умениям

Структура        овладения        учащимися        4-го        класса        проверяемыми        читательскими        умениями

представлена в таблице 3.

Таблица 3

Код

Познавательные действия по работе с информацией и чтению

Средний

процент

выполнения, %

6.2 Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя

65%

явно заданную в тексте информации

06.02.01

Определять тему и главную мысль текста, общую цель и

75%

назначение текста

06.02.02

Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном

80%

виде

06.02.03

Соотносить информацию из разных частей текста, сопоставлять

63%

основные текстовые и внетекстовые компоненты

06.02.05

Упорядочивать, ранжировать и группировать информацию

55%

6.3 Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно

56%

заданную информацию

06.03.01

Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые

90%

связи, не показанные в тексте напрямую

06.03.02

Формулировать выводы, основываясь на тексте; находить

58%

аргументы, подтверждающие вывод

06.03.03

Обобщать информацию из разных частей текста, из разных

43%

текстов

06.03.06

Интерпретировать произведение (художественное, музыкальное,

60%

живописное и др.), исходя из особенностей жанра, стиля,

присутствующих в них средств художественной выразительности

и образной системы

6.4 Оценивать

достоверность предложенной информации, строить оценочные

70%

суждения на основе текста

06.04.04

Высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о

73%

прочитанном тексте

06.04.05

Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста

60%

6.5 Создавать

собственные тексты, применять информацию из текста при

58%

решении учебно-практических задач

06.05.01

Применять информацию из текста при решении учебно-

45%

практических задач

06.05.02

Составлять на основании текста монологическое высказывание по

59%

заданному вопросу

  • блоке заданий на явное извлечение информации был достигнут уровень освоения у 85 % учащихся. Тем не менее, с заданиями на  ранжирование , упорядочивание информации справились всего лишь55 % учащихся. Также задания на соотнесение информации из разных частей текста вызвали затруднения у 37% учащихся 4 класса.
  • блоке заданий на интерпретацию информации наибольшие затруднения вызвали задания на обобщение информации из разных частей текста –57% учащихся.
  • заданиями, требующими сформулировать оценочное суждение или собственное монологическое высказывание по тексту или применить информацию из текста в изменённой ситуации, справились 58% учащихся 4 класса.

Следует отметить, что задания с открытым ответом, требующие формулировки самостоятельного высказывания, вызывают затруднения у учащихся, даже когда необходимо просто интерпретировать или обобщить явно заданную информацию из текста.

Анализ ответов учеников на задания работы позволил выделить ряд общих проблем. Они связаны с неумением :

  1. отвечать именно на поставленный вопрос, понимать суть вопроса в разных формулировках;
  2. выбирать информацию, точно относящуюся к вопросу;
  3. отвечать своими словами, не выписывая формально фрагмент текста, содержащий ключевые слова вопроса;
  4. обобщать в одной фразе фрагменты информации, данные в разных местах текста, в том числе для определения новых понятий, представленных в тексте;
  5. находить сходства и различия  описанных в текстах объектов и явлений, формулировать их;
  6. находить информацию в сноске;
  7. видеть искажения информации;
  8. определять какая информация есть в тексте, а какой нет;
  9. понимать причинно-следственные связи, описанные в тексте;
  10. соотносить прочитанное с другими ситуациями, в том числе известными из жизненного или учебного опыта.

В следующем учебном году необходимо сосредоточить усилия на формировании данных умений.

Выводы и рекомендации:

  1. По итогам выполнения диагностической работы учащиеся 4 классов  владеют контролируемыми читательскими умениями, а 97 % учащихся выявили базовый и повышенный уровень сформированности читательской грамотности.
  2. Уровень освоения в среднем достигнут для группы заданий, контролирующих умение находить информацию, явно заданную в тексте.
  3. Серьезные дефициты выявлены у четвероклассников с выполнением заданий, требующих самостоятельно формулировать оценочные суждения на основе текста или применять информацию из текста в измененной ситуации.

По итогам проведенной проверочной работы можно сформулировать следующие рекомендации для учителей начальной школы:

  1. Организовывать работу с текстовой информацией при изучении всех предметов,
  2. Подбирать вопросы не только на извлечение явно заданной информации, но и на интерпретацию, структурирование и применение информации;
  3. В самостоятельные и контрольные работы как можно чаще включать задания, требующие от учащегося создавать собственные тексты.

Филимонова О.В.,  заместитель директора УВР НОО

15.06.2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ РДР в 2020-2021 уч. году

Рекомендации по работе с научно-популярным и художественным текстом при подготовке к РДР...

Сравнительный анализ ФГОС НОО 2009 2021.

Сравнительный  анализ ФГОС НОО 2009 2021....

Анализ воспитательной работы за 2021-2022 учебный год Класс: 2 «А» Классный руководитель: Лубневская Инна Леонидовна

Анализ воспитательной работы — элемент организации, а также проведения образовательно-воспитательного процесса. Данный анализ направлен на обнаружение характерных ч...

Изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021.

Статья содержит изучение содержания обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО на основе сравнительного анализа ФГОС НОО 2009/ 2021, ФГОС ООО 2010/2021....

Результаты КДР читат. грамотность 2021

Результаты КДР читат. грамотность 2021...

Результаты КДР читат. грамотность (ОВЗ) 2021

Результаты КДР читат. грамотность (ОВЗ) 2021...