Работа с трудными детьми в начальной школе
статья (1 класс) на тему

Статья отвечает на актуальные вопросы в сфере воспитания трудных детей:

Каких детей можно назвать трудными?

Как сформировать правильное понимание морально-нравственных качеств человека?

Почему дети переходят в разряд "трудных"?

Как работать с родителями "трудных детей"?

Что такое диагностическая карта трудного ребёнка и почему важно её вести?

Каковы формы работы с трудными детьми?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_trudnymi_detmi_v_nachalnoy_shkole.docx57.2 КБ

Предварительный просмотр:

https://www.stihi.ru/pics/2018/10/14/6838.jpg

Работа с трудными детьми в начальной школе

Светлана Юханова -Корепанова

Работа с трудными детьми в начальной школе

Каких детей можно назвать трудными?

Не секрет, что общая успешность работы классного руководителя часто зависит от работы с трудными детьми. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим одноклассникам, часто сводят на нет все усилия педагога.
Они не идут на контакт, постоянно нарушают дисциплину, дурно влияют на остальных детей.
Основными признаками трудного ребёнка можно считать следующие:

1. Отсутствие крепкой духовной и эмоциональной связи с родителями,
2. Проблемы в общении со сверстниками и взрослыми людьми,
3. Отсутствие адекватного сочувствующего отношения к старшим и младшим членам общества, жестокость к животным,
4. Склонность к разрушительству и порче вещей,
5. Привычка добиваться своего в среде сверстников при помощи насилия,
6. Игнорирование школьного распорядка и требований учителей,
7. Нежелание выполнять домашние задания,
8. Сильная склонность ко лжи,
9. Общение со старшими детьми и подросткам, употребляющими алкоголь и табак, а иногда и наркотики. 

В своей работе как учитель начальной школы и классный руководитель, я определила для себя истину – проблема трудных детей может быть преодолена намного быстрее, если в классе сформирован коллектив учащихся, относящийся с должной долей терпимости к «инаковости» некоторых детей. В коллективе, который сплочён на основе правильных социальных стандартов, учителю помогает в работе с трудными детьми сама атмосфера классного коллектива, всеобщее стремление достичь коллективных целей.
Формирование такого коллектива и постановка таких целей являются первоочередными задачами учителя начальной школы. В младшем школьном возрасте у многих детей ещё не сформированы твёрдые морально-нравственные принципы. Поэтому без должного влияния крепкого сплочённого коллектива, трудные дети могут иметь значительное влияние на остальных учащихся. 
Наверняка многие учителя замечали, как быстро распространяются по классу такие негативные привычки, как насмешки, обзывание, употребление нецензурной лексики, унижение отдельных учащихся и т.д. В младших классах дети ещё очень податливы, поэтому особенно важно сформировать у них правильное отношение к подобным проявлениям негативного влияния. 

Формирование правильного понимания морально-нравственных качеств человека

В самом начале формирования коллектива, учитель должен познакомить детей друг с другом, показывая, что у каждого их одноклассника есть очень ценные положительные качества, которые достойны похвалы. Дети должны осознать, что эти качества у всех разные, каждый человек – это неповторимая личность, к которой надо относиться с уважением, безотносительно к тому, нравится лично тебе этот человек или нет.
Так как игра является одним из основных видов деятельности школьников младшего возраста, такие занятия лучше всего проводить в игровой форме. Сейчас я приведу несколько примеров используемых мною игр.
1. Свеча правды. Свет в классе затемняется. Это способствует созданию особой, доверительной атмосферы. Ученики садятся в кружок. Если размер класса этого не позволяет, дети остаются на своих местах, а учитель проходит и становится в середине класса. 
Учитель зажигает свечу. Держа свечу, учитель рассказывает о себе, говорит, немного о своей семье, например: «У меня есть двое детей, немного старше вас». Затем говорит о том, что очень рад учить таких умных и добрых детей. Говорит, что хотел бы получить от них немного больше внимательности или сосредоточенности и т.д.
Затем учитель передаёт свечу ближайшему ребёнку. Ребёнок, у которого в данный момент находится свеча, рассказывает о себе, о своих желаниях и надеждах, а также о том, что бы он хотел в себе изменить. 
Учитель предупреждает детей, что говорить нужно правду, или предавать свечу товарищу, ничего не говоря. 
В конце игры учитель должен внимательно проанализировать сведения о тех детях, которые отказались говорить, выяснить обстановку в семье  и другие обстоятельства жизни ребёнка.

2. Цветок доброты. Учитель во время классного часа или на уроке труда предлагает детям сделать из бумаги цветок с целью подарка тому из одноклассников, которого он желал бы похвалить или приободрить. 
После того, как цветы сделаны, дети по очереди передают цветы одноклассникам, говоря при этом какие-то добрые слова. Учитель должен предупредить, что каждому из одноклассников можно передать только один цветок.  
Выбирая слова, которые они должны произнести при передаче цветка, дети учатся находить положительные качества в каждом своём сверстнике, осознавать, что каждый человек нуждается во внимании, ободрении и участии.
3. Игры-квесты на природе. Такие игры особенно ценны тем, что в них могут принимать участие и родители. Класс вместе с теми родителями, которые захотели принять участие в мероприятии, выезжает в лес или идёт в парк. Здесь дети и родители делятся на несколько команд. Им ставится задача насобирать как можно больше красивых природных материалов для детских поделок или найти клад в виде пакета со сладостями, который учитель заранее прячет в определённом месте. 
Дети учатся работать в команде, слушать друг друга, учитывать мнение старших. Победителем становится та команда, которая не только нашла клад или насобирала больше других каштанов и орехов, а та, участники которой вели себя наиболее сплочённо. 
На классных воспитательных мероприятиях я, кроме игр, всегда использую беседы, во время которых стараюсь показать детям, что дружный класс – это всегда взаимная доброта и уважение. Мы проводим в классе конкурсы рисунков на тему: «Что я хотел бы подарить своим близким на праздник», «За что я ценю своих одноклассников». 
Определяя победителей в этих конкурсах, я стараюсь ненавязчиво донести до детей идею равенства всех учеников класса, ценность каждого из них. 
Хороший результат даёт совместное чтение и обсуждение сказок, например «Гадкий утёнок», просмотр мультфильмов и детских спектаклей.
ФГОС рекомендует педагогам с момента появления ребёнка в школе воспитывать в нём доброжелательность и толерантность. Подобные мероприятия вполне отвечают этой задаче. 
По новым стандартам темам дружбы, доброжелательности, терпимости и благодарности должен быть посвящён целый цикл тематических классных часов. Они должны воспитывать не только принятие чужого мнения, не похожего на своё, но и самостоятельность суждений, смелость их высказывания, уважение к собеседнику. 

Причины перехода детей в разряд трудных

Некоторые причины «трудности» детей младшего школьного возраста существовали всегда. Некоторые являются порождением современности. Самой главной причиной является неправильное отношение родителей к процессу воспитания. Особенности такого отношения могут быть разными:
1. Родители слишком много работают, домой приходят поздно, на выходных занимаются домашними делами, дети предоставлены сами себе. Это приводит к разрыву семейных эмоциональных связей, дети запущены в педагогическом отношении, плохо подготовлены к школе, на них оказывают влияние дворовые компании старших подростков.
2. Педагогическое невежество родителей, когда они, возможно, и уделяют внимание детям, но делают это неровно, то слишком ругают, то заваливают подарками, отчего у детей не формируются чёткие понятия о правильном и неправильном поведении. Потребностей детей разного возраста такие люди не знают и не понимают, подготовку к школе в семье такие родители часто считают излишней нагрузкой, говоря, что в школе всему и так научат. 
3. Слишком раннее приобщение детей к компьютерам, телефонам и другим гаджетам. Для того, чтобы дети не мешали им заниматься собой, часто даже вполне обеспеченные и благополучные родители, живущие в замечательных бытовых условиях, буквально с первых лет жизни дают им в руки электронные устройства. Проводя с ними слишком много времени, дети теряют интерес к живому человеческому общению, не умеют играть со сверстниками, родители также становятся для них неинтересными. Бесконтрольный доступ к различным компьютерным играм часто формирует в неокрепших детских душах склонность к насилию. 
4. Алкоголизм, наркомания и асоциальное поведение родителей. В этом случае учителю целесообразно работать в паре с органами опеки. Иногда бывает полезным поместить ребёнка в интернат или под опеку родственников, или приёмных родителей. Обычно после этого ребёнок, изъятый из семьи алкоголиков или наркозависимых, начинает вести себя лучше и включается в учебный процесс. 
5. Развод родителей. Расставание родителей – это тяжёлый фактор для ребёнка младшего школьного возраста. Классный руководитель должен сделать всё возможное, чтобы школьник как можно спокойнее пережил это непростое для семьи время. Ребёнку нужно дать понять, что развод родителей не относится напрямую к нему, что и мама, и папа будут продолжать его любить, несмотря на то, что они уже не будут жить вместе. Практически всегда во время развода контроль за ребёнком в семье снижается, поэтому дети в этот период требуют особого внимания со стороны классного руководителя. Их необходимо как можно активнее привлекать к посещению школьных мероприятий, кружков, спортивных секций. 
6. Чрезмерные требования к ребёнку в сочетании с жёсткими, часто физическими, методами воспитания, когда за малейший проступок ребёнок подвергается серьёзным наказаниям. В этих случаях вести работу нужно не столько с ребёнком, сколько с родителями, вовлекая их в жизнь класса и школы, проводя профилактические лекции на тему воспитания и распространяя педагогическую литературу. 
7. Слишком критичное отношение родителей ребёнка к школе, неуважение к школьным порядкам, неуважительное отношение в семье к классному руководителю, высказываемое при ребёнке. Это очень серьёзная проблема, которая часто вызывает в школьнике заносчивость, непослушание, осознание себя, как человека, находящегося на ступень выше всех остальных. К сожалению таких родителей вовлечь в общеклассные мероприятия крайне сложно. Поэтому в этом случае я предпочитаю работать с самим ребёнком, делать так, чтобы ему в классе действительно было комфортно и интересно. 
8. Объективные причины, такие как переезд на другое место жительства, повлекший за собой оторванность от друзей и привычной жизни, смерть кого-нибудь из близких родственников, 
Болезнь самого ребёнка, операция, долгое пребывание в больнице. 

Как работать с родителями

Целью работы с родителями трудных детей является:

1. Донесение до родителей информации о том, что ошибки в их поведении мешают их ребёнку достигать определённых успехов,
2. В случае алкоголизма и других асоциальных действий показывать родителям, какие негативные чувства испытывает их ребёнок из-за их поведения, доводить до их сведения, что нежелание их изменить свой образ жизни может закончиться ограничением в родительских правах и отобранием ребёнка,
3. Обращение к тем родственникам, которые могут повлиять на родителей,
4. Заинтересовать родителей педагогическими темами, сформировать у них потребность получения знаний о развитии и обучении детей,
5. Рассказать родителям о современных требованиях к воспитанию и недопустимости любых физических методов воздействия на ребёнка,
6. Ознакомить родителей с правовыми нормами относительно воспитания детей. 

Что такое диагностическая карта трудного ребёнка?

Для того, чтобы начать работать к классу, классный руководитель должен определить всех детей, попадающих в разряд трудных. Для этого нужно ответить на ряд вопросов:
1. Какие именно проблемы имеются у ребёнка, и по каким критериям его можно назвать трудным?
2. Какова степень педагогической запущенности данного учащегося?
3. Какие проблемы в семье привели к таким последствиям?
4. Какое место занял ребёнок в классном коллективе, имеет ли он регулярные дружеские контакты с одноклассниками?
5. Какие творческие и иные способности есть у этого ученика, что его занимает, какие у него интересы, и к каким видам внеурочной деятельности его можно привлечь?
6. Есть ли в семье взрослый человек, с которым можно совместно работать с ребёнком?
7. Связан ли ребёнок с неблагополучными компаниями? Если связан, то с какими и насколько прочно?
Все эти сведения входят в диагностическую карту трудного ребёнка.
Их классный руководитель получает методом опросов и анкетирования, посещения семей учащихся и анализом их школьной и внешкольной деятельности.
Важно учитывать, что некоторые проявления неправильного поведения ребёнка могут быть не признаком недостаточного воспитания в семье, а личными качествами, например, отставанием интеллектуального или эмоционального развития. 
Таких детей желательно выявить ещё до начала школьных занятий, за несколько недель, а то и месяцев до того, как они придут в первый класс. 
Определить проблемы детей помогут стандартные задания и вопросы, которые проводятся в присутствии родителей. Участие родителей в этом мероприятии особенно важно для того, чтобы они не считали, что к их ребёнку предъявляются какие-то особые требования, чтобы они уяснили для себя примерный уровень подготовки ребёнка к школе, и при желании, смогли за оставшееся время позаниматься со своим малышом. 
Когда трудный ребёнок уже ходит в класс классному руководителю необходимо уделять ему максимум внимания, стараясь достичь следующего:
1. Вовлечение ребёнка в интересную для него и полезную деятельность,
2. Создать в классе такую атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя комфортно и у него не будет потребности самоутверждаться за счёт других детей,
3. Развивать в ребёнке волевые качества, которые помогут ему самостоятельно отвечать за приготовление домашних заданий и регулярное посещение уроков,
4. Формировать правильное отношение к своему поведению, умение замечать собственные достижения и успехи, критически относиться к своим ошибкам,
5. Формировать доверительное отношение к товарищам и учителям, что поможет ему в случае необходимости обратиться за помощью,
6. Учить ребёнка морально-нравственным принципам, уважению к старшим, сочувствию, участию, формировать потребность оказывать помощь, когда кто-то в ней нуждается. 

Формы работы с трудными детьми
1. Коллективные формы. К ним относятся классные часы, общие игры, беседы, анкетирования, прогулки, походы и т. д. Во время проведения этих мероприятий трудный ребёнок находится среди остальных детей, наблюдает их модель поведения, замечает различие между собой и ими, делает нужные выводы. Если в классе сформировано достаточно доброжелательные отношения между учащимися, трудный ребёнок не чувствует себя изгоем, а наоборот, ощущает свою нужность. Это является мощным воспитательным фактором.
2. Индивидуальные формы. Индивидуальные опросы, беседы один на один с учителем, посещение семьи проблемного ученика, составление для него индивидуального плана работы, совместная работа со школьным психологом и т.д.
При индивидуальной работе учитель должен выделить ту сферу деятельности, которая ребёнку наиболее близка, в которой он может быстро добиться успеха. Иногда бывают ситуации, когда кажется, что ребёнок одинаково запущен во всех отношениях, он плохо воспринимает информацию, грубит, лжёт, ничем не интересуется. Но такое впечатление, обычно, бывает результатом недостаточно вдумчивой работы с данным ребёнком. Всегда можно найти что-то, что поможет подобрать ключик к ученику, будь то спорт или любовь к животным, или ручной труд. Если у классного руководителя появится повод регулярно хвалить трудного ученика за какие-то его действительные достижения – это можно считать началом успеха. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с трудными детьми в начальной школе.

Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие........

Методическая работа "Система работы с одаренными детьми в начальной школе"

Тема, которая рассматривается в методической работе, одна из самых актуальных в психологии и педагогике сегодня – развитие способностей человека, его одарённость. Поэтому везде и всюду ищут тала...

Из опыта работы с одаренными детьми в начальной школе учителя начальных классов, Николаевой Татьяны Ивановны, учителя высшей квалификационной категории Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Гимназии №295 Фрунзенского района Санкт-

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребенка и развить его способност...

Работа с трудными словами в начальной школе

Словарная работа в начальной школе. Виды работы над трудными словами. Значение работы над слварными словами на каждом уроке....

Работа с трудными детьми в начальной школе

Не секрет, что общая успешность работы классного руководителя часто зависит от работы с трудными детьми. Такие дети влияют на общую успеваемость и жизнь коллектива в целом, они создают проблемы своим ...

Работа с трудными детьми в начальной школе

Каждому классному руководителю в своей практике приходится сталкиваться с так называемыми «трудными» детьми.   К «трудным» детям часто относят или слишком я...

Работа с трудными детьми в начальных классах

Если ученик с девиантным поведением провоцирует вас, реагируйте не на его вызов, а на ту эмоцию, которая скрывается за ним. Признайте его право быть рассерженным, растерянным, расстроенным. После урок...