Знакомство с миром профессий на уровне начального общего образования
материал
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znakomstvo_s_mirom_professiy_na_urovne_nachalnogo_obshchego_obrazovaniya.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Никифоровская СОШ №2»
Знакомство с миром профессий на уровне начального общего образования
Подготовила:
Скрипкина О.А., учитель начальных классов
Р. п. Дмитриевка, 2021г.
Каждый ребенок генетически наделен определенными способностями, предрасположен к изучению каких-то предметов в большей степени. Эти задатки в идеале должны формировать профессиональное самоопределение учащихся. Однако еще древнеримский философ Сенека заметил: (слайд 1, щелчок) «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным». Поэтому одной из приоритетных задач школы является подготовка ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Конечно, ознакомление с миром профессий начинается в дошкольном возрасте и осуществляется за счет развития эмоционального отношения к окружающим, к профессиональной деятельности родителей. Но именно с приходом ребенка в школу расширяется возможности познания мира профессиональной деятельности.(Слайд 1, щелчок) Итак, тема моего выступления – «Знакомство с миром профессий на уровне начального общего образования».
(Слайд 2, щелчок) Если проанализировать целеполагание профориентации на разных ступенях школьного обучения, то мы увидим, что для 1 – 4 классов характерен пропедевтический этап: формированиепозитивного отношения к профессиональной деятельности и начальных трудовых навыков.На этой стадии создаётся определённая наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала ребёнок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно. Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи профориентационной работы (слайд 3, щелчок):
- расширять знания о мире профессий и формировать интерес к познанию и миру труда;
- повышать мотивацию к учебе и труду;
- способствовать развитию творческих способностей детей в процессе
знакомства с профессиями.
Профориентационная работа проводится как в учебной, так и во внеклассной деятельности учащихся.
(Слайд 4) В процессе обучения в начальной школе все учебные предметы можно использовать как возможность формирования у младших школьников интереса к труду взрослых.
(Слайд 5) Уроки окружающего мира вносят значительный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. (Слайд 6) На уроках окружающего мира осуществляется:
- знакомство с отраслями экономики, первоначальными представлениями об отдельных производственных процессах и профессиях, с ними связанных;
- изучение видов транспорта и их использование в современных условиях;
- изучение профессий, необходимых нашему региону.
(Слайд 7) 1 класс.
- Откуда в наш дом приходит электричество?
- Как путешествует письмо?
- Когда изобрели велосипед?
- Зачем людям осваивать космос?
(Слайд 8) 2 класс.
- Что растет на клумбе?
- Что растет на подоконнике?
- Культура и образование.
- Все профессии важны.
- Проект «Профессии»
- Звездное небо.
- Как построить дом?
- Пожар.
- Наша дружная семья.
- Путешествие по материкам (странам).
(Слайд 9) 3 класс
- Что такое экология?
- Умей предупреждать болезни.
- Растениеводство.
- Животноводство.
- Какая бывает промышленность?
- Проект «Кто нас защищает?»
- Проект «Школа кулинаров».
- Проект «Музей путешествий».
(Слайд 10) 4 класс
- Мир глазами астронома.
- Мир глазами географа.
- Мир глазами историка
- Мир глазами эколога.
- Наш край.
- Занятия людей в природных зонах.
(Слайд 11) – фото работ по окружающему миру.
(Слайд 12) На уроках русского языка, родного языка, литературного чтения учащиеся также получают возможность познакомиться с разнообразием не только современных профессий, но и открыть для себя много новой информации о профессиях людей прошлого.
(Слайд 13) На уроках русского языка, родного языка, литературного чтения осуществляется
- знакомство с инструментами, которые используются (использовались) в различных видах профессиональной деятельности;
- расширение словарного запаса учащихся, изучение широкого круга профессий (в том числе устаревших);
- знакомство с техникой, применяемой в промышленности и сельском хозяйстве.
Указанные направления деятельности осуществляются через работу с разнообразными упражнениями учебников русского и родного языков, словарную работу, анализ текстов авторский произведений и произведений УНТ, проектную деятельность, использование дополнительного материала при подготовке к урокам.
(Слайд 14) Профессиональная ориентация на уроках математики (слайд 15) может осуществляться путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей, в проектной деятельности.
(Слайд 16) Большую помощь учителю в профориентационной работе оказывают уроки технологии. Дети знакомятся с профессиямиархитектор, переплётчик, швея, закройщик, модельер. (Слайд 17)
На уроках технологии осуществляется
- воспитание любви и добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека;
- знакомство с профессиями художественно-эстетического цикла.
(Слайд 18) Данная учебная дисциплина базируется на уникальной психолого-педагогической основе - предметно-практической деятельности ребенка. Благодаря этому она обладает огромным развивающим потенциалом.
(Слайд 19)
Организация и проведение внеклассных мероприятий является важным звеном в структуре профориентационной работы.
Формы проведения внеурочных занятий:(Слайд 20)
Классный час «Профессии наших родителей». (Слайд 21)
Игровая программа «Фестиваль профессий» (Слайд 22)
Час общения «Кем я хочу стать». (Слайд 23)
Тематические праздники (Слайд 24)
Участие в конкурсе по охране труда(Слайд 25)
Участие в акции «Добрая суббота» (Слайд 26)
Экскурсии, участие в мастер-классах (Слайд 27)
Таким образом, проводя работу по профориентации в младших классах, мы создаём условия для воспитания у школьников сознательного отношения к труду, чувства долга при выборе профессии, уважения к труду и людям труда, бережного отношения к общественной собственности, к природным богатствам и окружающей среде. (Слайд 28)
«Существуют тысячи профессий. Хочешь выбрать ту, которая лучше всего подходит именно для тебя? Постарайся познакомиться с максимальным их количеством. Трудно сделать выбор, если не знаешь, из чего!»
А. Грецов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД у учащихся на уровне начального общего образования
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового ...
Диагностика сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД у учащихся на уровне начального общего образования
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового ...
Педагогические технологии формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся на уровне начального общего образования.
С 1 января 2010 года в системе образования произошли изменения: вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Метапредметные результаты осво...
«Стратегии и приемы развития смыслового чтения на уровне начального общего образования».
"Чтение- это окошко через которое дети видят и познают мир и самих себя"....
Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»
В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...
«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»
Выступление по теме:«Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования на уровне начального общего образования»...
Рабочая программа воспитания на уровнях начального общего образования и основного общего образования МКОУ Вараксинской ОШ
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ:В соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников, современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной...