«Стратегии и приемы развития смыслового чтения на уровне начального общего образования».
методическая разработка (4 класс) на тему

Ахметзянова Минзиля Насимовна

"Чтение- это окошко через которое дети видят и познают мир и самих себя".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Смысловое чтение.94 КБ
Файл chtenie.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  «Нижнесуыксинская СОШ»

Тукаевский муниципальный район

Республика Татарстан

Доклад по  теме:

«Стратегии и приемы развития  смыслового чтения  на уровне  начального общего образования».

                                                     

Работу выполнила :

учитель начальных классов

Ахметзянова Минзиля Насимовна.

2016 год.

   «Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». К. Д. Ушинский

Для того что бы ребёнок любил книги, любил читать, повышал технику чтения необходимы определённые педагогические условия. Каждому учителю хочется, чтобы уроки  чтения оставляли заметный след в сознании каждого ученика, были нацелены на то, чтобы продвигать его в, умственном, эмоциональном, эстетическом и речевом развитии, развивали у детей интерес к книге, любовь к чтению, прививали им полезные для жизни и дальнейшей учёбы умения и навыки. Однако, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабо читающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию учиться и, в конечном счёте, к отставанию в учёбе, что в свою очередь, влияет на эффективность работы всего класса. Поэтому многие учителя стараются использовать новые технологии: нестандартные приёмы, которые помогают развивать интерес учащихся к чтению, поиску ответов на возникающие вопросы. Другими словами, стремятся разбудить познавательную активность, научить самостоятельному поиску знаний.

Как сделать урок чтения  живым интересным и полезным? Как сохранить тот интерес, с которым маленький человек идет первый раз в школу? Как сделать процесс обучения таким, чтобы ученик ежедневно, выходя из стен школы, мог сказать, что сегодня узнал много нового и полезного?

Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.

Цель ее состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений. Говоря иначе, эта технология способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании школьников.

Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки увлекательными и емкими в плане содержания. Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

  • 1 этап — «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос: «Что я знаю?» по данной проблеме.
  • 2 этап — «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).
  • 3 этап — «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе

Вот несколько приемов развития критического мышления которые я использую  на уроках чтения:

  • чтение — суммирование в парах;
  • синквейны;
  • чтение с остановками;
  • прием «Верите ли вы, что…»;
  • мозговой штурм;
  • таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
  • работа с вопросниками;
  • написание творческих работ;
  • создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
  • логическая цепочка;
  • уголки;

Прием «Чтение — суммирование в парах»

Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение, 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца XIX — начало XX веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.

Прием «синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

  • Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
  • Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
  • Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
  • Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
  • Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

Интересный прием — «чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.

Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Другой прием — «Работа с вопросником»

Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.

Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»

К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.

Прием «Мозговой штурм»

Этот прием позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. 

Прием «Уголки»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Написание творческих работ»

Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития,  все с удовольствием делают эту работу.

Прием критического мышления «Создание викторины»

К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.

«Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения  в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.

Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.

Наблюдая за учениками во время чтения, вижу, как горят их глаза желанием дочитать, понять, решить вопросы, возникшие после чтения, отстоять свою точку зрения и послушать соседа по парте. Все это, на мой взгляд, и является основными признаками качественного вдумчивого чтения.

Использование приёма «синквейн» на уроках в начальной школе.


Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам способность к саморазвитию и самосовершенствованию и обеспечивающее формирование такой ключевой компетенции, как умение учиться. Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться, овладевать современными технологиями.
Изучая современные подходы к обучению,
меня заинтересовала тема построения урока, с использованием технологии критического мышления. Критическое мышление - это способность понимать и рефлектировать по поводу того, что человек знает и о чём думает. Но чтобы это стало возможным, необходимо вывести своё знание и понимание на уровень осознания. Цель данной технологии — развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни. Использовать приёмы технологии критического мышления начала с учениками 2 класса, пройдя курсы третьего уровня. Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». 
Работая в начальной школе, зная особенности интеллектуального развития младшего школьника, я понимаю, что в основе учебной мотивации младшего школьника лежит ожидание нового, интерес к нему. Именно на интересе как эмоциональном переживании познавательной потребности базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения. Для прочного усвоения знаний, отработки умений и приобретения конкретных навыков учащимся необходимо иметь способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Но как развить такие важные умения? Ответ на данный вопрос : создание синквейнов.
Слово синквейн (англ. Cinquain) очень простое и происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». Синквейн - это попытка уместить в достаточно краткой форме свои знания, чувства, ассоциации, и выразить свое мнение по какому-то вопросу, событию или предмету, который и является темой синквейна. Или просто краткая, но разносторонняя и емкая характеристика какого-то предмета или явления.
Умение грамотно и кратко обобщать и формулировать сложную информацию, увеличение навыков образной речи, увеличение аналитических способностей, ускорение запоминания и понятия основной сути в любой сфере обучения, все это даст вам искусство написания синквейнов.
Метод синквейна в обучении очень часто используют педагоги как метод проверки уровня знаний учеников в какой-то теме. Но это далеко не единственное и даже не самое интересное применение метода синквейна. С помощью синквейна можно проверять знания на любом из этапов обучения, а также что думают обучающиеся на уровне ассоциаций о теме, на которую пишется синквейн. Поэтому синквейн кроме обучения используется и в психологии для понимания истинных ассоциаций человека в отношении, какого либо события. Метод синквейна можно использовать в обучении и в самом начале урока, для того чтобы понять что уже знают ученики о той теме, которая будет обсуждаться на уроке. А по результатам написания синквейна уже можно будет подкорректировать то, что вы собираетесь давать на уроке ученикам для правильного усвоения ими темы.
Также метод написания синквейна можно использовать и во время урока, чтоб понять, как понимают учащиеся то, что они уже успели пройти, а также таким образом можно немного сменить вид деятельности, чтобы избежать однообразия в обучении.
А в конце занятия или пройденной темы самое интересное, можно провести маленький срез знаний по пройденной теме методом синквейна. Путем написания синквейна учащиеся могут показать не только свои знания, но и понимание предмета, и свое отношение к сути пройденной Использование приёма "синквейн" на уроках в начальной школе темы. Собрав такое значительное количество информации, учитель может лучше понять, добился ли он желаемого результата, и лучше скорректировать дальнейшее обучение.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно имя существительное;
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту
5 строка – слово-резюме, ассоциация, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу.
Какие приёмы работы учащихся можно использовать в начальной школе?
Составление нового синквейна.
Добавление слов или строчек для отражения сути синквейна.
Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
Анализ синквейна без указанной темы и определение этой темы.
Написание рассказа по синквейну.
Пересказ с помощью синквейна.
Какие формы организации работы с синквейном можно предложить учащимся начальной школы?
*Самостоятельно при выполнении домашнего задания.
*Самостоятельно на уроке.
*В составе группы с последующим конкурсом между группами на лучший синквейн.
*В составе группы при поддержке учителя, который выступает в роли ведущего, помогающего группе составить синквейн.
*При выполнении контрольного задания на составление синквейна.
Работать над синквейном нравится всем учащимся. СИНКВЕЙН - короткое литературное произведение, характеризующее предмет. Ученики убеждаются в том, что каждый из них вполне может быть автором такого “интересного” стихотворения. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев:
1.Солнце.
2. Весёлое, доброе.
3.Дарит, греет, веселится.
4. Солнцу рады все.
5. Добро.
                 (2 класс. Лит. чт. Тема: «Солнце и Туча». Дж. Родари.)
Говорим о Родине, о красоте родной природы:
1. Степь.
2. Широкая, бескрайняя.
3. Привлекает, оберегает, встречает.
4. Родная, любимая земля!
5. Родина.
                (2 класс. Лит. чт. Тема: «О, степь моя!»». С. Мауленов.)
Наиболее эффективные синквейны получаются при работе в парах, в группах. Это даёт

возможность рассуждать ученикам и критически рассматривать ту или иную тему. Например, при изучении темы по познанию мира во втором классе « Свойства воды», проводя рефлексию урока, каждая группа составляла синквейн «Вода»:
1. Вода.
2. Жидкая, прозрачная.
3. Моет, питает, течёт.
4. Без воды нет жизни.
5. Жизнь!
1. Вода.
2. Текучая, безвкусная.
3. Утоляет, течёт, поит.
4. Вода-источник жизни.
5. Жизнь.
На уроках русского языка во втором классе при подготовке к написанию изложений или сочинений, я также использую синквейн, но уже готовый. Например, даю ученикам синквейн:
1. Белка.
2. Маленькая, серая, весёлая.
3. Сидит, грызёт, прыгает.
4. Весёлое и забавное животное.
5. Зверёк.
Дети сами определяют тему сочинения, определяют, что это сочинение – описание животного. Далее ученики по строчкам синквейна составляют текст сочинения, составляют план, пишут сочинение.
Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, работая по синквейну, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:
1.В центре процесса работы над синквейном находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность, креативное мышление, умения учебного сотрудничества.
2. Роль учителя в данном процессе важна, но она иная, чем при традиционном обучении.
3. Ответственность за успешный результат учащиеся в большой степени берут на себя.
4. Главная цель такой работы — развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников, с тем, чтобы ученик школы был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.
Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития обучающихся на уроках, метода, который позволяет быстро получить результат.
Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: творческие, образные, интеллектуальные. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли.
Итак, синквейн:
-обогащает словарный запас;
-подготавливает к краткому пересказу;
-учит формировать идею (ключевую фразу);
- позволяет почувствовать себя творцом;
-получается у всех.

ПРИЛОЖЕНИЕ ( примеры работ учащихся 2 класса)

1. Роса.

2. Вкусная, разноцветная.
3.Блестит, переливается, катается.
4. Вкуснее всякого напитка.
5. Алмаз.
1. Друг.
2.Плюшевый, маленький.
3.Радует, утешает, смотрит.
4. Это мой любимый друг.
5. Игрушка.
1. Дружба. 
2. Искренняя, взаимная.
3. Сближает, выручает, связывает.
4. Друг познаётся в беде.
5. Друг.
1.Бабушкины руки. 
2. Чудесные , добрые.
3. Латают, мажут, мастерят.
4. Творят чуде
5. Доброта.
1. Икар. 
2. Маленький, неугомонный.
3. Мечтал, огорчился, полетел.
4. Мечта сбылась!
5. Молодец! ( Лит. чт. 2 кл.«Про поросёнка, который учился летать.)
1. Туча
2. Грозовая, недовольная.
3. Злится, ворчит, рассыпается.
4. Осталась одна.
5. Зло.
1. Весна.
2.Молодая, прекрасная.
3.Хохочет, шумит, стучится.
4. Все рады весне.
5. Радость.

 В целом,  по моим личным наблюдениям,  запоминание материала с применением технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо» проходит более эффективно и это положительно сказывается на динамике  успеваемости учащихся.

Экспериментальная работа по повышению уровня понимания текста

  В ходе эксперимента были проведены два диагностических среза (входной и на заключительном этапе) и велись наблюдения за работой учащихся на уроках.

Данные срезы ставили перед собой следующие задачи:

1.        Выявление у учащихся умения воспроизводить информацию в явном  и неявном виде.

2.        Выявление у учащихся умения обращать внимание на непонятные слова и словосочетания и объяснять их смысл.

3.           Выявление у учащихся умения отвечать на поставленные вопросы к тексту произведения и тем самым показывать понимание главной мысли текста.

4.          Выявить у учащихся умения применять полученную в тексте информацию при решении практических жизненных задач.

3.        На основе полученных результатов сделать заключение об уровне сформированности навыков понимания текста.

  Данные работ показаны в таблице.

Проверяемые умения

Вычитывать информацию данную в явном виде

Объяснять смысл слова, словосочетания

Вычитывать информацию, данную в неявном виде

Понимать смысл текста в целом

Применять полученную информацию при решении задач по другим предметам

№1 входная

75%

57%

43%

49%

55%

№2

89%

66%

48%

59%

61%

   Проанализировав методические основы восприятия текста в начальной школе, мной было выделено 3 основных уровня восприятия и понимания информации младшими школьниками, которыми я и  руководствовалась в своём исследовании:

1).Фрагментарный уровень.

2). Констатирующий уровень.

3). Причинно-следственный уровень

  Анализ работ показал, что 89% учащихся находят информацию, данную в тексте в явном виде. Но есть учащиеся, у которых некоторые задания вызывают затруднения. Они урывочно, выхватывают информацию из текста, не всегда правильно связывая её с вопросом.

  66% учащихся обращают внимание на непонятные слова и стараются найти им объяснение. Хотя очень многие сразу же прибегают к помощи учителя, и только небольшой процент детей могут найти объяснение словам, исходя из контекста текста или разобрав слово.

 48% учащихся могут извлекать информацию, которая дана в неявном виде, а это значит, что они прослеживают причинно-следственные связи, могут делать выводы и обобщения.

59% учащихся понимают текст в целом. Дают ответы на вопросы своими словами, находят ответы в тексте, дают свою оценку.

61 % учащихся могут применять полученную информацию при решении задач из других областей (окружающего мира, русского языка, математики), при решении жизненных задач.  Но есть учащиеся, для которых такие задания вызывают большие затруднения. И процент таких учащихся ещё довольно значительный.

  Сравнительный анализ  двух диагностических работ позволяет сделать вывод, что систематическая, методически продуманная работа по формированию правильных читательских умений даёт результаты.

Анализ эксперимента показал,что большинство учащихся 3  класса (79%) находятся на среднем уровне сформированности правильной читательской деятельности. Эти дети, понимают прочитанное, но частично, иногда допускает ошибки в ответах по содержанию,  могут сделать несложные выводы и обобщения, высказать своё отношение к прочитанному, обладают развитым словарным запасом, очень часто обращают внимание на незнакомые слова (на разных уроках, но предпочитают найти их объяснение с помощью учителя, проявляют частую активность на уроках и интерес к учёбе. Высокий уровень сформированности правильной читательской деятельности зафиксирован у 14% учащихся 3  класса. Эти дети хорошо выразительно читаю, понимают прочитанное, могут проследить причинно-следственные связи, сделать выводы, высказать своё мнение, которое раскрывает главную мысль текста, всегда активно работают на уроке, имеют развитый кругозор, любознательны. Меньше всего в классе детей с низким уровнем сформированности правильной читательской деятельности (7 %). Эти дети отличаются тем, что у них  слабая техника чтения, отсутствуют навыки выразительного чтения, нет понимания прочитанного, пассивны на уроке, обладают слабым словарным запасом и низкой мотивацией к учёбе.

Информационные источники.

  1. http://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-304
  2. http://74214s002.edusite.ru/p68aa1.html
  3. http://www.openclass.ru/node/138345
  4. http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html
  5. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чтение –это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя ». К . Д. Ушинский

Слайд 2

Приём эпиграфа, девиза, речёвки Начинается урок, пусть ученье будет впрок. Упустишь минутку, потеряешь час. Добывай знания сам! Дружба делу помогает Вместе возьмемся, всего добьемся. Запрещается лениться! Не болтать и не крутиться! Лишь учиться и трудиться! Мало уметь читать, надо уметь думать. Слушай – внимательно, работай – старательно! Учись, смекай, активным будь . И к знаниям откроешь путь! Чтение — вот лучшее учение.

Слайд 3

ЗНАЕМ ХОТИМ УЗНАТЬ УЗНАЛИ 1.А.С. Пушкин- самый известный автор стихов и сказок. 2.Стихи и сказки А.С. Пушкина изучают в школе. 3. Во 2-ом классе прочитали сказку «О рыбаке и рыбке»,, стихи «Уж небо осенью дышало….», «Гонимы вешними лучами…» 1. О жизни и творчестве поэта. 2. Познакомиться с новыми жанрами его произведений. Прочитали сказки «О царе Салтане…», «О мёртвой царевне и семи богатырях». Узнали о самом близком ему человеке-няне Арине Родионовне. Узнали сколько сказок написал А.С. Пушкин. Узнали что такое поэма. Узнали новые понятия: олицетворение, восьмистишие, обращение Прием «Знаем, хотим узнать, узнали, »

Слайд 4

СИНКВЕЙНЫ

Слайд 5

С.Л. Соловейчик Там, где детей не побуждают выдумывать хорошее, они придумывают дурное. Поэтому пусть они придумывают все время . • Если не получается - пусть соберутся вдвоем, втроем. Вместе по лучится.

Слайд 6

Приём «Острова»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению начальное общее образование (1-4 классы)

Программа разработана на основе примерной программы по  литературному чтению федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от...

Обобщение опыта по теме «Стратегии и приемы формирования осознанного чтения в начальной школе».

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и ...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» начальное общее образование (для обучающихся с задержкой психического развития, вариант 7.2) Класс 3

Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта началь...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Смысловое чтение» (начальное общее образование)

  Программа разработана на основе:Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (от 06 октября 2009 года, с изменениями от 26.11.2010 года, 22...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» начальное общее образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»  начальное общее образование...