Педагогические технологии формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся на уровне начального общего образования.
статья на тему
С 1 января 2010 года в системе образования произошли изменения: вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «…овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтез [1].
Одним из логических УУД является анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
К сожалению, работ, раскрывающих формирование данного вида УУД немного, поэтому в данной статье мы предлагаем ознакомиться с нашим опытом по проблеме формирования у детей познавательного логического УУД-анализ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_analiz.docx.doc | 22.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогические технологии формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся на уровне начального общего образования
Кочешкова Е.А.,
учитель начальных классов ГБОУ школы № 500,
Россия, Санкт-Петербург
С 1 января 2010 года в системе образования произошли изменения: вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС). Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: «…овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтез [1].
Одним из логических УУД является анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
К сожалению, работ, раскрывающих формирование данного вида УУД немного, поэтому в данной статье мы предлагаем ознакомиться с нашим опытом по проблеме формирования у детей познавательного логического УУД-анализ. Анализ (гр. analysis - разложение, расчленение, разбор) –мысленное или реальное разделение целостной структуры объекта на составные элементы с целью его познания.
Существует несколько этапов формирования УУД анализ. На начальном этапе освоения УУД предлагаются задания, в которых отрабатывается не вся последовательность способа, а только его фрагмент. Это такие задания, в которых нужно правильно назвать часть целого в зависимости от того, с какой точки зрения рассматривался данный объект. То есть, известен сам объект (или предмет) и та точка зрения, с которой его рассматривают.
Например: Сколько звуков в слове «ёрш»?
Объект, который делится на части - слово «ёрш», рассматриваем его с точки зрения звукового состава;
задания, в которых нужно найти ошибку в перечне или количестве частей целого.
Например: Найдите и исправьте ошибки: «В слове «ёрш» - 4 буквы. В слове «лень» – 4 звука.
В слове «лес» – 3 слога». Объясните, почему вы так исправили?
По мере освоения детьми элементов этого способа, мы приступаем к следующему этапу, где организовывается осмысление того, как происходило деление целого на части. Для обучающихся отбираются такие задания, в которых раскрывается последовательность действий при выполнении операции «анализ». Младшие школьники выполняют учебные задания с помощью цепочки вопросов, которая в обобщённом виде и отражает последовательность действий, нужных для осуществления операции «анализа»: способа расчленения целого на части.
Эту цепочку вопросов мы назвали алгоритмом формирования УУД «анализ» (у обучающихся первого класса).
Алгоритм:
1. Какой предмет (задание) будем рассматривать?
2. С какой целью мы будем это делать?
3. На какие части мы можем разделить рассматриваемый предмет (текст, слово)?
4. Что у нас получилось (что можем сказать о предмете)?
В УМК « Школа России» содержится много заданий на развитие у детей операции «анализ». Анализ развивается на уроках в период обучения грамоте, на уроках русского языка и математики, а так же при изучении такого предмета как технология.
Работая над проблемой формирования у детей познавательного логического УУД «анализ», мы использовали такие активные методы обучения формируемых познавательных УУД как групповая и парная работа, дискуссия, «Мозговой штурм».
Применение этих технологий при работе с учащимися показало, что у обучающихся повысился процент успешности выполнения заданий на развитие операции « анализ».
Таким образом, работая над данной темой, мы пришли к выводу, что данный опыт по применению педагогических технологий формирования познавательных УУД «анализ» у учащихся может быть полезен учителям начального общего образования.
Список использованной литературы:
1. Приказ Минобрнауки РФ от 06 октября 2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». М.: Просвещение, 2008г
3.Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться? - Рига: Эксперимент, 2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД у учащихся на уровне начального общего образования
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового ...
Диагностика сформированности школьной мотивации, определение сформированности самопознания и самоопределения, сформированности УУД у учащихся на уровне начального общего образования
получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового ...
Мастер-класс «Циклограмма мониторинга уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся уровня начального общего образования»
В основу современного школьного образования положена идея создания таких условий обучения, при которых каждый учащийся будет стремиться к самосовершенствованию, самоизменению. Научить учащихся учиться...
Система работы по духовно – нравственному развитию и воспитанию учащихся на уровне начального общего образования
Духовно – нравственное развитие и воспитание учащихся – актуальная задача современной школы. Данное положение отражено в основных документах, регламентирующих деятельность образовательных органи...
Тема: «Педагогические приёмы для формирования мотивации учебной деятельности на уроках литературного чтения на уровне начального общего образования».
Формирование мотивации к чтению – главная задача учителя начальных классов, которую профессионально решает только он. Мотивированное чтение – обязательная основа успешного обучения на урок...
Мастер-класс по теме «Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»
Мастер-класс по теме«Конвергентный подход как способ развития функциональной грамотности учащихся на уровне начального общего образования»...
Анализ учебной деятельности на уровне начального общего образования 2021-2022 учебный год
Цель: выявить соответствие уровня и качества подготовки учащихся требованиям государственных образовательных стандартов...