Технология деятельностного метода. Теоретические основы
статья
Материал содержит описание основных особенностей технологии деятельностного метода
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tdm.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология деятельностного метода обучения
Одной из технологий системно-деятельностного подхода является технология деятельностного метода обучения. Эта технология позволяет формировать не только предметные результаты освоения программы, но и развивать у детей деятельностные способности и качества личности, обеспечивающие их успешность в будущем, дает возможность организовать образовательную деятельность и взаимодействие участников образовательного процесса в рамках системно-деятельностного подхода, заявленного фундаментальным основанием ФГОС.
В дидактической системе деятельностного метода выделены следующие типы уроков деятельностной направленности:
- уроки освоения нового знания (ОНЗ);
- уроки рефлексии;
· уроки развивающего контроля;
· уроки построения системы знаний.
Подробнее остановлюсь на уроках открытия нового знания (ОНЗ).
Уроки ОНЗ имеют следующую структуру:
1) Мотивация к учебной деятельности.
На данном этапе учащиеся имеют возможность тренировать свои способности к самоопределению и планированию сотрудничества с учителем и сверстниками; используется механизм «надо» – «хочу» – «могу»:
1) определяется основная цель урока и актуализируются требования к учащимся со стороны учебной деятельности («надо»);
2) создаются условия для возникновения у учащихся желания включиться в учебную деятельность («хочу»);
3) организовать осознание учащимися тематических рамок урока («могу»).
2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Основной целью данного этапа является подготовка к построению нового знания (понятия, свойства, способа действия и пр.).
3) Выявление места и причины затруднения.
Необходимо организовать пошаговый анализ пробного действия, зафиксировать место затруднения, выявить причину, сформулировать проблему.
4) Построение проекта выхода из затруднения.
Учащиеся под руководством учителя:
1) ставят цель своей учебной деятельности (целью всегда является устранение причины возникшего затруднения);
2) предлагают тему урока (учитель может ее уточнить);
3) определяют способ (аналогия, моделирование, эксперимент, измерение, поиск информации в различных источниках и пр.) и средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.) построения нового знания;
4) составляют план реализации поставленной цели.
5) Реализация построенного проекта.
Основной целью этапа является построение учащимися нового знания и определение области его применения. Для этого необходимо, чтобы учащиеся под руководством учителя:
1) реализовали построенный проект в соответствии с планом (в ходе реализации проекта учащиеся выдвигают и обосновывают гипотезы, выполняют предметные действия с моделями, схемами и т.д., применяют новое знание для решения задачи, вызвавшей затруднение);
2) зафиксировали новое знание в речи и знаках (с помощью эталона);
3) соотнесли построенное новое знание с учебником или другим критерием истинности (образец, справочник, энциклопедия и пр.);
4) зафиксировали преодоление затруднения;
5) уточнили общий характер нового знания и область его применения.
6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся должны усвоить новое знание
. Для этого необходимо:
1) выполнить (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на применение нового знания в типовых ситуациях;
2) при этом проговаривать вслух выполненные шаги и обосновывать их с помощью эталона.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой.
Учащиеся выполняют типовые задания на новое знание, выполняют самоконтроль, критериальную самооценку и коррекцию собственных действий;
8) Включение в систему знаний и повторение.
Основной целью этапа является выявление границ применимости нового знания и включение в систему изученных знаний, и одновременно – повторение изученного материала и подготовка к изучению следующих разделов курса.
9) Рефлексия учебной деятельности.
На данном этапе необходимо организовать:
1) вербальную фиксацию цели учебной деятельности и нового содержания, изученного на уроке;
2) самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
3) фиксацию направлений дальнейшей учебной деятельности и согласование домашнего задания (с элементами выбора, творчества).
Таким образом, уроки ОНЗ дают возможность организовать самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, целенаправленно и системно формируя у них весь спектр деятельностных способностей.
После того как на уроке ОНЗ новое знание (понятие, способ действия) «открыто» учащимися, возникают вопросы: «Как организовать дальнейшую работу, чтобы это знание было усвоено каждым учеником? Как организовать эту работу с пользой для развития личности учащегося? Можно ли достичь этих целей путем формального выполнения энного количества заданий нового типа?» Практика показывает, что нет. Только найдя самостоятельно свою ошибку, поняв ее причину и исправив, ученик способен в дальнейшем избегать этой ошибки при выполнении аналогичных заданий. Приобретенные в ходе этой работы умения самоконтроля, коррекции и самооценки станут теми метапредметными результатами обучения, которые останутся в их арсенале и после школы. Поэтому важно процесс формирования необходимых умений и навыков применения нового знания также строить на основе метода рефлексии, то есть сделать развивающим. При этом на уроках, которые традиционно назывались уроками повторения и закрепления, будут отрабатываться не только предметные умения и навыки, но и одновременно формироваться УУД. Такие уроки в ДСДМ получили название уроков рефлексии.
На уроках развивающего контроля учащиеся участвуют в процессе проверки усвоения изученных знаний, контролируют себя и выполняют самооценку. На уроках построения системы знаний – строят маршрут изучения курса, делают обобщения, систематизируют изученные знания, определяют область их применения и намечают пути дальнейшего развития.
Таким образом, ТДМ позволяет педагогу проводить уроки так, что дети сами выполняют полный комплекс УУД, составляющих умение учиться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе, построенный на основе технологии деятельностного метода
Конспект урока составлен по теме "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих" по материалам учебника Бунеевых из ОС "Школа 2100" в технологии деятельностного метода....
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения.
Деятельностный метод в школе. Технология деятельностного метода обучения....
Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.
Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...
Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"
Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...
Доклад " Технология деятельностного метода, как основа реализации ценностной модели современного воспитательного процесса в школе"
Ознакомить учителей с педагогической технологией - ТДМ как одной из ведущих технологий обучения при реализации ФГОС НОО....
Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).
Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс...
Технология деятельностного метода - методологическая основа ФГОС
Реализация компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. Чтобы убедиться, что разработанный урок действительно и в полной мере отражает компетентностный подход, ...