Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).
план-конспект урока по математике (2 класс) на тему
Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 16.96 КБ |
Конспект урока | 17.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).
Данный вид урока включает в себя:
выбор темы урока;
выбор ведущей цели урока;
определение целей, достигаемых на каждом этапе урока;
распределение выбранного учебного содержания по этапам урока в соответствии с целями каждого этапа;
выбор способа предоставления заданий;
определение форм организации учебного процесса на уроке;
выбор способа, которым предоставляется результат каждого задания;
определение дидактических средств, необходимых для выполнения каждого задания;
определение способов контроля или самоконтроля правильности выполнения предложенных заданий;
выбор способа коррекции возможных ошибок.
На уроке «открытия» нового знания ученики не просто воспринимают новую информацию, а участвуют в ее построении под руководством учителя. Ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности.
Урок «открытия» нового знания, проектируемый на основе технологии деятельностного метода имеет следующую структуру
- Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение уча-
щегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности
(«надо»);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включе-
ния в учебную деятельность («хочу»);
3) устанавливаются тематические рамки («могу»).
Здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и
его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней
речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности,
которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ,
план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение
возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства: алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, уточняется его значение решения задач. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и
выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается
как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется
использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. На данном этапе предполагается широкое использование групповых и индивидуальных форм работы.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Таким образом, технология деятельностного метода – это педагогический инструмент, который позволяет учителю на уроке эффективно включать детей в самостоятельную учебно-познавательную деятельность и формировать УУД.
Предварительный просмотр:
Тема: Письменный прием сложения вычислений вида «38+14».
Цель урока: сложение двузначных чисел с переходом через десяток в пределах 100.
Планируемые результаты:
- предметные - поиск закономерностей и особенностей сложения двузначных чисел с переходом через десяток;
-метапредметные – обобщение и классификация по признакам ,развитие умения ориентироваться в своей системе знаний, умение добывать новые знания, развитие умения выделить проблему урока, рефлексия ;
личностные - эмоционально-положительное восприятие учения, умение объективно оценивать результаты своей деятельности;
Оборудование: компьютер, экран ,проектор ,учебник, рабочая тетрадь на печатной основе.
Ход урока
1.Мотивация к учебной деятельности.
“Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
-Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
-Прочитайте записи на экране. Что вы можете сказать?
75+4 20+40 38+14
60+20 52+8 90+1
40+17 33+6
36+21 13+1 80+14
- Все эти записи являются выражениями и это суммы. -Распределите данные выражения на группы по способу нахождения их сумм. - На какие группы распределили выражения? (Учащиеся объясняют, что значения выражений 20+40, 60+20 можно найти на основе знаний таблицы сложения, а при вычислении выражения 13+1 и 90+1 используем натуральный ряд чисел. 75+4,33+6 -находим значения, заменяя первое число суммой разрядных слагаемых. 40+17,80+14-значения можно найти, заменив второе число суммой разрядных слагаемых. При вычислении выражения 36+21-оба числа заменяем суммой разрядных слагаемых. 52+8 -находим значение, заменяя первое число суммой разрядных слагаемых с переходом через десяток). 3. Выявление места и причины затруднения. -Где возникла трудность? Почему? ( Сумму чисел 38+14 мы пока не можем найти, так как не один способ не подходит, которые мы уже знаем). -Получается, мы не можем найти значение выражения 36+18? (Можно, но для этого надо придумать другой способ). -Определите цель нашего урока. -Чем будем заниматься на уроке? (Складывать двузначные числа, когда при сложении единиц получается число больше 10). 4. Построение проекта выхода из затруднения. -Рассмотрите рисунок на с.62 учебника. -Каким способом предлагаете найти значение выражения 38+14? (Учащиеся аналогично рисунку выкладывают счетные палочки и образуют числа 38и 14(называют разрядные слагаемые). -Что мы делаем сначала? (Сначала прибавим к числу 38 один десяток и получим 48.Затем прибавим4 единицы-единицы складываем с единицами, к 8+4=12). -Что мы замечаем,12-это…? (Число 12 состоит из 1 десятка и 2 единиц). -Верно, из 12 единиц у нас набрался 1 десяток и 2 единицы. -Как вы думаете, какой следующий шаг? (Добавим к десяткам еще один десяток, который образовался при сложении единиц, получим 5 десятков и еще останется 2 единицы. Значит к 38+14=52). 5. Реализация построенного проекта. -Выполним сложение в столбик. -Вспомните, с чего начинаем выполнять вычисление в столбик? (Вычисление начинаем с конца, т.е.с единиц. Прибавим к 8 единицам 4 единицы, получим12 или 1 десяток и 2 единицы. Под единицами запишем 2,а 1 десяток запомним. Сложим десятки - к 3 десяткам+1 десяток =4 десятка и еще 1 дес., образовавшийся при сложении единиц. Всего5 дес. Запишем под десятками цифру 5. Читаю ответ – 52). Учащиеся записывают, проговаривая каждый шаг про себя(1 учащийся –помощник, работает у доски). 6. Первичное закрепление во внешней речи. - Работаем в тетрадях на печатной основе, с.69- №3 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -Выполните задание в учебнике ,с. 62-№ 1 8.Включение в систему знаний и повторение. Учитель дает задания в учебнике на с.63,№ 3 -Оцените, как вы поняли новый способ сложения двузначных чисел и выберите для себя задание: -найдите и решите примеры нового вида; -реши все примеры и подчеркни примеры нового вида. 9.Рефлексия учебной деятельности. -Над какой темой работали? -Какую цель ставили? Удалось ее решить? Каким образом? -Каковы результаты? -Где могут пригодиться полученные знания? Д/з:уч.с.63, №4,т.с.69, №4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок открытия нового знания в дидактической системе деятельностного метода.
Данный урок – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Использовались инновационные приемы и техники Технология системно - деятельностно...
Мастер-класс по теме «Проектирование уроков открытия новых знаний»
Сегодня в начальной школе наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения», разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук,...
Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.
Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...
Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"
Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...
Методическая разработка по теме "Проектирование урока открытия нового знания с позиции требований ФГОС"
В методической разработке кратко рассматривается история исследования деятельностного подхода в отечественной педагогике, особенности технологии деятельностного метода обучения младших школьнико...
Проектирование урока "открытия" нового знания
Скажи мне, и я забуду.Покажи мне, я смогу запомнить.Позволь мне это сделать самому,и это станет моим навсегда.Древняя мудрость. ...
Мастер-класс «Особенности проектирования современного урока в условиях реализации ФГОС» (Урок «открытия» новых знаний)
Урок "открытия новыхзнаний" (структура)...