Урок русского языка в 4 классе, построенный на основе технологии деятельностного метода
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока составлен по теме "Правописание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих" по материалам учебника Бунеевых из ОС "Школа 2100" в технологии деятельностного метода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_4-om_klasse.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Тип урока: ОНЗ
Тема: «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»
Основные цели:
сформировать способность правописания мягкого знака после шипящих на конце имен существительных;
актуализировать знание о шипящих, о роли мягкого знака в словах;
тренировать навыки правильного написания слов с изученной орфограммой, графически её обозначать.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.
Демонстрационный материал:
карточка с высказыванием для этапа самоопределения:
День сегодняшний – ученик вчерашнего.
карточки: [ ж ] , [ ш ], [ ч’ ], [ щ’ ] ;
буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, чь
3) блоки для конструирования алгоритма правильного написания мягкого знака после шипящих на конце существительных:
Это имя существительное?
Есть ли шипящий на конце слова?
Это женский род?
В начальной форме?
4) карточки с пословицами для этапа актуализации:
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье – луч света, а неученье – тьма.
5) карточки с графическим обозначением орфограмм:
∙ − , = − = , н.ф.глаг., = − .
6) карточки со словами для этапа актуализации:
Ателье, коньки, стеречь, судья, беречь, пальто
7) карточки со словами для этапа выявления причины затруднения:
ночь , спокойствие, ребята, поддержка
8) образец для самопроверки выполнения упр №50
Раздаточный материал:
1) листы А-4 с записью слов для наблюдения на этапе построения проекта
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж, малыш, мышь.
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа пословицы;
определить содержательные рамки урока: открытие нового знания.
На доске девиз: « День сегодняшний – ученик вчерашнего».
-Прочитайте про себя записанную на доске пословицу. Как вы понимаете ее смысл? (..)
-А как данное высказывание может быть связано с нашим уроком?(…)
- Чему вы учились на прошлых уроках? (…)
- Как вы думаете, что принесет вам сегодняшний урок? (..)
- А хотите узнать это «что-то» ? Готовы много думать и говорить? Тогда начнем поиск новых знаний. И желаю вам успеха!
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ЗАТРУДНЕНИЕ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Цель:
1) повторить шипящие звуки и буквы, орфограммы, связанные с ними, роль мягкого знака в словах;
2) тренировать в определении роли ь знака в словах;
3) зафиксировать индивидуальное затруднение, связанное с написанием ь знака после шипящих на конце имен существительных.
- Приготовим тетрадь к работе. Прокомментируйте запись числа.(…)
1). Минутка чистописания.
- А теперь внимательно слушайте и выполните то, о чем я буду говорить:
Тетрадь наклонно положу.
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу.
- Кто внимательно слушал, тот попробует ответить на вопрос: « Группа каких согласных звуков встречается в этом стихотворении чаще других?». (Шипящие)
- Какие согласные называются шипящими? Почему? Назовите их. ([ч‘] [щ‘] [ш] [ж] )
(карточки вывешиваются на доску).
- Охарактеризуйте эти звуки. (Учащиеся дают характеристику звуков и называют буквы, которыми они обозначаются).
- Давайте вспомним, какие орфограммы связаны с этими буквами (ча, ща, чу, щу, жи, ши, чь, чк ,чн )
(На доску вывешиваются карточки с образцами написания этих букв.)
Сегодня мы потренируемся в написании этих букв.
(Ученики записывают слоги и сочетания с данными буквами. Можно негромко включить музыку).
. Разъяснить смысл пословицы.
Без труда не испечь пирога
-Можно ли эту пословицу «привязать» к школе? (Дети объясняют смысл пословицы и записывают ее в тетрадь).
-Прочитайте две другие пословицы.
Хорошую речь хорошо и слушать.
Ученье – луч света, а неученье – тьма.
2.) Повторение изученного о шипящих и ь знаке.
- Что общего в этих пословицах? (Об учебе. В обеих встречаются шипящие. В обеих пословицах встречаются слова с мягким знаком).
-А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет). Зачем же она тогда нужна в русском языке? Может быть она безработная? (…)
-Записать транскрипцию слов, объяснить работу ь знака в этих словах:
Ученье [ уч’ эн’ й’ э], тьма [т’ ма] . ( Разделительный, показатель мягкости согласного )
- А на что указывает ь знак в слове беречь? ( На неопределенную форму глагола )
- Т.е. выполняет грамматическую функцию.
. Рядом с каждым словом прикрепляется карточка, на которой указана работа ь знака. )
тьма – ь- показатель мягкости согласного. [ ∙ ─ ]
ученье – ь – разделительный . [ = ─ = ]
слушать – ь – показатель грамматической формы слова. [н.ф. глаг. ]
- Сделайте вывод:
ь знак может выполнять в словах 3 работы:
указывать на мягкость предыдущего согласного;
предупреждать о появлении звука [й’] после согласного звука перед гласным;
выполнять грамматическую работу (указывает на неопределенную форму глаголов).
3.) Словарная работа. (Индивидуальная работа.)
-Записать слова, распределив их в 3 группы в зависимости от работы ь знака. Запишите свой вариант на планшетке. Время работы 1 минута.
Ателье, коньки, стеречь, судья, беречь, пальто .
-Проверим. Ребята поднимают планшетки.
- Молодцы! Продолжим. В какую группу вы запишите слово «речь»?
(Дети показывают свои записи. Несколько человек прикрепляют на доске планшетки с разными вариантами выполнения этой работы. )
- Ребята, почему мы были единодушны, распределяя слова по группам, а со словом «речь» столько разногласий? ( Видимо, чего-то не знаем)
- Каким образом вы можете доказать, какая из записей верна? ( Не можем доказать, т.к. у нас нет согласованного способа действия – эталона, алгоритма)
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
Цель:
выявить и зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности: почему у существительных, оканчивающихся на шипящий то пишется ь знак, то не пишется;
согласовать цель и тему урока.
- Давайте разберемся. Уточните, какое задание выполняли? ( Надо было записать слово «речь» в нужный столбик в зависимости от работы, которую выполняет ь знак)
-Почему же задание вызвало затруднение? ( Это какая-то новая работа ь знака)
-Давайте понаблюдаем , для чего в слове «речь» пишется ь знак?
- На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный, шипящий).
- Если я закрою ь знак, изменится ли произношение слова или оно произнесется так же, как и с ь знаком?
- Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет). Почему? (Он и так мягкий)
- Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже. Может, в 3-ю группу? ( Но в 3 группе у нас слова – действия (глаголы), и в слове беречь – ь знак указывает на н.ф. глагола, А слово «речь» - существительное)
- Значит, это какая-то новая работа ь знака…
- Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий.
Тьма – ночь
Спокойствие – тишь
Ребята – молодежь
Поддержка – помощь
(С данными словами проводится аналогичная работа. «Если я закрою ь…»)
-Какой вывод можете сделать? ( ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо.
- Какая возникла проблема? ( Почему у существительных, оканчивающихся на шипящий пишется ь знак).
- А я хочу предложить вам еще одно слово из пословицы, которое тоже оканчивается на шипящий. Найдите это слово. (Луч)
- Что вы можете сказать об этом слове? Может допущена ошибка? (…)
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? ( Выяснить, почему у существительных в ед.ч. ,оканчивающихся на шипящий, то пишется ь знак, то не пишется )
- Как бы вы назвали наш урок? (…)
На доске фиксируется тема: Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.
Построение проекта выхода из затруднения.
Цель:
1) организовать самостоятельное «открытие» детьми нового знания о правописании ь знака после шипящих на конце имен существительных;
2) зафиксировать новое знание в речи и знаково.
- Поработаем в группах. Предлагаю вам материал для наблюдения . Прочитайте имена существительные. Что у них общего ? На какие две группы их можно разбить? Какую надпись вы сделаете над каждой группой? Постарайтесь найти закономерность в написании этих существительных и самостоятельно сформулировать правило правописания ь знака после шипящих имен существительных.
Слова на листах А-4:
Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, еж, малыш, мышь
Каждая группа выполняет задание на листах. Пробуют сделать вывод . Защита своих выводов у доски
( Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., в существительных мужского рода с шипящим на конце ь знак не пишется.)
- Где мы можем проверить свои предположения? ( В учебнике)
- Стр. 50 . Читаем правило.
- Это орфограмма.
- Как же обнаружить в слове место этой орфограммы? ( Шипящий звук слышится на конце существительного или написана буква ж, ш, щ или ч. Значит после неё – это орфограмма)
-Что является главным в выборе написания? ( Род имени существительного)
-Изобразим это правило в виде схемы, удобной для запоминания.
Это имя существительное?
Есть ли шипящий Нет Этой орфограммы нет
на конце слова? в слове.
Да
Это ж.р.? Нет
Да
В н.ф.? Нет
Да
Ь Ь
5 Первичное закрепление.
Цель:
1) зафиксировать во внешней речи новое знание – правописание ь знака после шипящих на конце имен существительных
- Что нам нужно теперь сделать? ( Потренироваться)
- Проверьте по этому алгоритму, пишется ли ь знак в словах меч, роскошь, нет туч. ( В последнем слове нет изучаемой орфограммы, т. к. 1 скл)
У доски по одному ученику комментируют.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
В классе только мальчики…
- Выполним упр 50 в «Сборнике упражнений»:
первые 6 слов – фронтально;
следующие 6 слов – в парах; Проверка фронтальная.
Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель:
1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
2) проверить своё умение правильно писать ь знак на конце имен существительных с основой на шипящий.
-последние 6 существительных – самостоятельно.
- Закончили работу. Проверьте себя по эталону для самопроверки .Если есть расхождения, поставьте «?», разберитесь в причинах ошибок и исправьте их.
- Кто допустил ошибки при выполнении заданий?(…)
- В чем причина ваших ошибок? (…)
- Что помогло исправить ошибки? ( Эталон)
- Поднимите руку, у кого все верно?. Поставьте себе «+»
Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
1) тренировать навыки правописания ь знака после шипящих на конце имен существительных, графически обозначать орфограмму.
Упр. 174.
Запишите данные существительные в 3 столбика: 1) где ь обозначает мягкость согласных звуков; 2) с разделительным ь; 3) где ь указывает на то, что это существительное ж.р.
Дичь, сельдь, раздолье, польза, стулья, топь, ширь, чушь, полночь, соловьи, дрожь.
Обозначьте орфограммы.
-У доски работают 3 человека.
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель:
1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;
4) обсудить и записать домашнее задание.
- Вспомните, с каких слов мы начали урок?(День сегодняшний – ученик вчерашнего)
- Какое новое знание вам принес день сегодняшний? (Узнали о правописании ь после шипящих на конце имен существительных)
-Достигли вы цели урока? (…)
- Как мы поступаем, когда решаем, писать ь или нет ? ( Рассказывают алгоритм)
-Довольны вы своей работой? (…)
- Оцените свои собственные достижения на «лесенке успеха»
- У кого остались вопросы на конец урока, кому надо дополнительно поработать над темой? Хотите озвучить? (…)
- Как вы думаете, что надо потренировать дома?
- Запишите домашнее задание Упр 52 «Сборник», правило
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики во 2 классе, построенный на основе системно-деятельностного подхода по системе Занкова Л.В. Сложение двузначных чисел с переходом через разряд в столбик.
В связи с введением ФГОСов у многих учителей возник вопрос: "Как же строить урок по-новому?" На курсах дают в основном одну теорию и в лучшем случаи фрагменты уроков. Выношу на ваш суд, коллеги, свой ...
Мастер-класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" Дьяковой С.А.
Мастер -класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развити...
Мастер - класс по теме" Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения"
Мастер - класс "Урок открытия нового знания на основе технологии деятельностного метода обучения" знакомит с опытом использования и применения технологии деятельностного метода обучения в развит...
Урок русского языка 3 класс с использованием диалоговой технологии УМК "Система Занкова" тема урока Творительный падеж
Урок построен в режиме развивающего обучения с использованием проблемно-диалоговой технологии. Тема урока "Творительный падеж" Урок решает предметные и метапредметные ууд...
Урок русского языка 3 класс с использованием исследовательской технологии "Творительный и предложный падежи существительных 2 склонения" УМК "Система Занкова"
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ В ТВОРИТЕЛЬНОМ И ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖАХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ВТОРОГО СКЛОНЕНИЯ....
Проектирование урока «открытия» нового знания (ОНЗ) на основе технологии деятельностного метода (ТДМ).
Статья- структура урока ОНЗ, конспект урока математики, УМК "Перспектива", 2 класс...
презентация к уроку русского языку 1 класс "Предложение. Грамматическая основа предложения""
УМК «Развивающая система Занкова»1. Русский язык, 2 класс, А.В. Полякова2. Тема урока: «Ударение.».3. Ди...