Интегрированный урок открытие новых знаний. Имя прилагательное.
методическая разработка (2, 3 класс)

Хорошилова Эльвира Разитовна

Формирования представления о имени прилагательном, как части речи, в русском языке через изобразительное искусство и окружающий мир

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока

(Окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство)

Русский язык 2 класс В.П.Канакина, В.Г. Горецкий

Тема: «Что такое имя прилагательное?»

Цель: «Создание условий для формирования представлений о прилагательном как части речи».

Тип урока: урок открытия нового знания. 

Задачи:

  1. формировать представлений о прилагательном как части речи, умение определять имена прилагательные и отличать от других частей речи.
  2.  развивать умение распознавать имена прилагательные и подбирать к ним имена существительные;
  3. Воспитывать уважительное отношение к русскому языку, к товарищам в коллективе.

УУД:
Познавательные:
ориентироваться  в своей системе знаний; осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации;
Личностные: Быть толерантным к чужим ошибками другому мнению; не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи; умения  сотрудничества со сверстниками работая в паре; Быть толерантным к чужим ошибками другому мнению уметь признавать свои ошибки.
Регулятивные: умение обнаруживать и формулировать учебную проблему, проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение; проговаривать последовательность действий  при выполнении заданий; определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев; принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания;
Коммуникативные:
 умение  оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать других; ясно формулировать ответы на вопросы педагога; вносить вклад в работу для достижения общих результатов; активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке; умение  слушать и понимать других.

Методы обучения: деятельностный, проблемно-поисковый.

Формы организации урока: фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение  к деятельности

Добрый день и добрый час!

На уроке второй класс.

Пожелаем всем удачи,

И пятёрочек в придачу.

За работу, нам пора,

Ну, ни пуха, ни пера!

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

Личностные: самооценка готовности к уроку.

Метапредметные: учебно- познавательный интерес, организация рабочего места.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

- Запишите в тетрадях число.

Классная работа.

Ученики записывают в тетрадь.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

-Ребята, запишите предложение в тетрадь. Стоит дерево.

Ученики записывают в тетрадь.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Личностные УУД:

Быть толерантными к чужим ошибками другому мнению;

не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки обязательная часть решения любой задачи

-Обратите внимание, у вас на столах лежат листы бумаги. Нарисуйте как вы понимаете предложение «Стоит дерево».

Ученики рисуют стоящие деревья.

-А теперь давайте прикрепим к доске ваши рисунки.

Прикрепляем рисунки на доску.

-Ребята, посмотрите у вас у всех стоят разные деревья! Здесь есть хвойные и лиственные деревья, есть деревья с плодами, значит они плодовые, есть даже деревья с птичками на ветках, жилые деревья.

-Предложение одно, а рисунки разные.

Ученики называют какие у них деревья.

-Хорошо, а теперь нарисуйте как вы понимаете предложение «Стоит лиственное дерево». Но в начале ответьте, что должно быть у лиственного дерева?

Ответы учеников, затем рисуют лиственные деревья.

- Прикрепим к доске ваши рисунки.         

Прикрепляем рисунки на доску.

-Вот теперь у всех похожие деревья.

-Как вы думаете, что я должна была вам сказать, чтобы у вас у всех были одинаковые деревья на рисунках?

-Правильно, я вам должна была описать как выглядит дерево.

Ученики высказывают свои догадки.

-А теперь запишем в тетради ещё два предложения «Стоит лиственное дерево» и «Стоит высокое дерево».

Ученики записывают в тетрадь.

-Вспомним какие части речи мы с вами знаем.

-Подчеркните имена существительные одной чертой, а глаголы двумя.

- Ребят, у вас остались слова, которые никак не подчеркнули?

Ученики называют части речи.

3. Постановка учебной задачи

-Если это не имена существительные, и не глаголы то к какой части речи оно относится?

-Какая цель нашего урока?

- Ученики высказывают свои догадки.

- Познакомиться с новой частью речи.

Регулятивные УУД:

умение обнаруживать и формулировать учебную проблему

Познавательные УУД:

 осознавать необходимость нового знания

4.Открытие нового материала

-Ребята, сейчас мы разделимся на 4 группы, каждая группа должна вставить пропущенные слова в карточке так, чтобы было понятно, какое животное вы загадали. Какие уши, хвост, шерсть, настроение у вашего животного (подготовить изображения слона, зайца, лисы, собаки).

Работа в группах.

Ученики вставляют пропущенные слова

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение

Познавательные УУД:

добывать новые знания, находить ответы на вопросы используя учебник, вычитывать все виды текстовой информации

Коммуникативные УУД:

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других

Личностные:

умения  сотрудничества со сверстниками работая в паре

-Прочитайте, что у вас получилось?  

Дети читают свои предложения.

-На какие вопросы отвечают вставленные слова?

- какие? какой? какая? какое?

- А что они означают?

- признак предмета

- Какой частью речи они являются?

-прилагательными

-   Какой вывод можно сделать? Что такое имя прилагательное?

Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и обозначающие признак предмета, называются именами прилагательными.

-Сравним свой вывод с выводом из учебника.

Читают вывод в учебнике.

- А еще ребята, имя прилагательное всегда связано с именем существительным-предметом и объясняет какой это предмет:

 ягода (какая?)
настроение (какое?)
гном(какой?)

Имя прилагательное без имени существительного появляться не может

- красная, спелая, сладкая
-хорошее, радостное

-добрый, смешной

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Работа по учебнику №149 с.86

Прочитайте упражнение

-Какой по мнению автора русский язык?

-С чем сравнивает автор яркость, меткость, певучесть, задушевность русского языка. Прочитайте задание к упражнению про себя.

Что нужно выполнить?

Дети читают упражнение

-яркий, меткий, певучий, задушевный.

-яркий как радуга; меткий как стрелы;

певучий, задушевный как песнь над колыбелью.

Выполняют задание к упражнению с комментированием с места.

Регулятивные УУД:

проговаривать последовательность действий при выполнении заданий

Коммуникативные УУД:

ясно формулировать ответы на вопросы педагога;

вносить вклад в работу для достижения общих результатов;

активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

Физминутка

А теперь ребята , я предлагаю вам немного отдохнуть

6.Самостоятельная работа с проверкой

Работа по карточкам

Задание на карточке:

Подобрать к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные.

1) рак, сироп, щенок, кольцо, бабочка, пальма.

2)золотое, большая, смешной, речной, ночная, сахарный.

Работа в парах

Ученики подбирают имена существительные

Коммуникативные УУД:

умение слушать и понимать других 

Регулятивные УУД:

определять степень успешности выполнения своей работы исходя из имеющихся критериев

Личностные УУД:

Быть толерантным к чужим ошибками другому мнению уметь признавать свои ошибки

-Давайте проверим, что же у вас получилось?

Дети читают  свои записи на карточках

-  Слова, какой части речи уточняют имена прилагательные?

- имена существительные

7.Включение в систему знаний и повторений

- А сейчас мы разделимся на 4 группы. Каждая группа будет искать имена прилагательные в своем куске текста.
-Командиры групп  прочитайте найденные имена  прилагательные.

-Даю подсказку всего у нас должно получиться во всём рассказе 30 имен прилагательных.

-Ребята проверяем и считаем.

Комментируют выполнение упражнения с места

Работа в группах

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации

Регулятивные УУД:

принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи, сотрудничать друг с другом

8. Подведение итогов. Рефлексия

– Вот и подходит наш урок к концу.

- Удалось ли нам познакомиться с новой частью речи?  

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

-да

Все  ученики оценивают свою работу на уроке.

Познавательные УУД:

понимать значение новых знаний и делать выводы на основе обобщения знаний

Регулятивные УУД:

Соотносить результат своей деятельности с целью оценки

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной речи

9.Домашнее задание.

 Карточка  №1, инструктаж по выполнению задания

Слушают инструктаж

Коммуникативные УУД:

Слушать и понимать речь других

Материал к уроку

  1. Пропущенные слова

У_______ уши_________, хвост_______, шерсть________, настроение__________.

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1675981089_gas-kvas-com-p-slonik-risunok-raskraska-17.jpg

https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676256763_gas-kvas-com-p-zayats-kartinka-risunok-raskraska-29.jpg

https://coloringpagesonly.com/wp-content/uploads/2021/10/Cartoon-Red-Fox.png

2. Подобрать к прилагательным подходящие по смыслу имена существительные

1) рак, сироп, щенок, кольцо, бабочка, пальма.

2)золотое, большая, смешной, речной, ночная, сахарный.

3. Текст для групповой работы

Маруся

        В небольшом лесу, недалеко от нового микрорайона Москвы, на светлой солнечной полянке растёт могучий дуб. Заботливые мамаши приводят на зелёную полянку разных мальчиков и девочек: худых и толстых, быстроногих и медлительных, шумных и тихих.

        Непослушные дети даже пытаются залезть на старый дуб, но никто из них не знает, что в его огромном дупле живёт симпатичная русалка Маруся с длинными волосами и рыбьим хвостом.

Умные мамы и серьёзные папы думают, что хвостатые русалки живут только в синих морях и глубоких реках, но нет! Бывают и лесные русалки!

Маруся добрая: она никого не заманивает в тёмную чащу и не щекочет, она следит, чтобы в её родном лесу был порядок, а слишком шустрые дети никогда не терялись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Тема: «Качественные имена прилагательные» Тип урока «Открытие нового знания» Цель урока: создание условий для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антонимической пары.

Тема: «Качественные имена прилагательные»Тип урока «Открытие нового знания»Цель урока: создание условий  для знакомство с лексическим признаком качественных прилагательных – наличием антоним...

Русский язык. Тема: «Непроизносимые согласные»Тип урока: открытие новых знанияй У МК «Планета знаний» 2 класс

Урок 149 «Предлоги. Союзы»Учитель начальных классов : Долгалова В.Д.Тип урока: открытие нового знания.У МК «Планета знаний» 2 классЗадачи урока: углубить представление о с...

Сценарий урока математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз" (урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков), 2 класс

Данный материал поможет учителю организовать работу на уроке математики по теме "Решение задач на увеличение и уменьшение числа в несколько раз". Обучающиеся научатся объяснять решение задач...

Технологическая карта урока по математике во 2 классе. Тема урока:"Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. Нахождение половины числа. Тип урока: урок открытия новых знаний.

Данная технологическая карта содержит подробное, поэтапное описание хода урока. Данный урок проводится по программе "21 век", но при желании учителя может быть применён в любому другому УМК ...

2 класс Тема урока: «Учимся проверять буквы безударных гласных в корне слова» Тип урока: урок «открытия» нового знания Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа, самопроверка, работа в парах, работа в группах Место данного урока в системе уроков п

   Структура урока соответствует типу урока открытия нового знания, помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты при достижении цели. Урок опирается на теоретические ...