Осмысленное чтение. Материалы для 3 модуля.2-4 класс
методическая разработка (3 класс)
Осмысление, понимание текста- одна из ведущих задач начальной школы на современном этапе развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modul_3.docx_s_tekstomposlednyaya_redaktsiya.docx | 457.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Модуль 3 | Эффективно работаем с разными текстами |
Занятие | 1 |
Класс | 2 |
Общая продолжительность | 15 минут |
Стиль | научно-популярный |
Объем | 154 слова |
Источник | Путешествие в вечную мерзлоту/ Кандидат биологических наук Анна Демидова, Мария Нестерева.: Журнал Наука и жизнь. №8, 2015 Фрагмент статьи |
Ход занятия | |
Чтение вопросов и текста | 5 минут |
Ответы на вопросы и обсуждение с помощью приема «сорбонка» | 5 минут |
Выполнение дополнительного задания | 5 минут |
Комментарии | |
Предлагается прочитать вопросы. Перед чтением текста объясняется, что в тексте будет уточняющий вопрос, на который предстоит ответить в процессе заполнения раздаточных карточек, используя фактические сведения из текста (допускается устное выполнение). Организуется обсуждение. Выполняется дополнительное задание в парах или группах. |
Читаем вопросы
1.Какова была цель выкопки колодца якутским купцом в 1827 году?
2. О каких особенностях якутского края идет речь в тексте?
3. Верно ли, что мерзлый грунт даже летом имеет отрицательные температуры?
4. Согласны ли с утверждением, что бессмысленно искать воду в слое вечной мерзлоты?
Читаем текст
Путешествие в вечную мерзлоту
В далёком 1827 году якутский купец Фёдор Егорович Шергин решил вырыть во дворе своего дома колодец. То ли захотелось свежую воду рядом найти, чтобы не колоть лёд на реке Лене и не возить в стужу домой, то ли любопытство взяло верх — на какой же глубине она покажется… Копал-копал, а воды всё не было.
Купец не знал, что ещё 140 лет назад, в 1685—1686 годах, по приказу воеводы Матвея Кравкова в Якутске вырыли колодец глубиной 13 саженей (почти 28 м), но он оказался безводным. А всё потому, что мёрзлый грунт даже летом имеет отрицательную температуру, и поэтому все подземные воды находятся в замёрзшем состоянии.
Сейчас знаменитый 116-метровый колодец — шахта Шергина — сохраняется как памятник российской истории и науки. Начиная с 1828 года здесь впервые стали измерять температуру подземных грунтов и горных пород, залегающих на многометровой глубине в слое вечной мерзлоты. И сегодня в шахте Шергина отслеживают скорость таяния мерзлоты и используют эти данные при освоении Арктики...
Отвечаем на вопросы , обсуждаем, заполняем карточки
Купец Шергин 1827 | Матвей Кравцов | 1685—1686 |
колодец по приказу Кравцова | Шахта Шергина | 1828 |
Раздаточные карточки (заполняется в процессе обсуждения)
В верхней части карточки содержится микротема (вопрос), к которой нужно подобрать уточняющую информацию из текста (ответ).
1) Прочитайте молча информацию на карточке. 2) Подберите пояснение из текста и впишите его в нижнюю часть карточки. 3) Расскажите о том, что было известно ( верхняя часть карточки) и что требовалось найти в тексте ( нижняя часть карточки).
Устный вариант работы с карточками – проверьте правильность ответа, отогнув нижнюю часть карточки и прочитав информацию.
Выполняем задание
Как в природных условиях можно добыть воду. Предложите свои варианты.
Ключ к карточкам с примерными ответами по итогам обсуждения
Купец Шергин 1827 | Матвей Кравцов | 1685—1686 |
колодец | воевода | приказ воеводы |
колодец по приказу Кравцова | Шахта Шергина | 1828 |
13 саженей(28м) | 116 м | Измерение температуры подземных грунтов |
Модуль 3 | Эффективно работаем с разными текстами |
Занятие | 1 |
Класс | 3 |
Общая продолжительность | 20 минут |
Стиль | научно-популярный |
Объем | 261 слова |
Источник | Рысь в Саяно-Шушенском заповеднике. По материалам sayanzapoved.ru. : Журнал Наука и жизнь. №3, 2022 Фрагмент статьи |
Ход занятия | |
Чтение вопросов и текста | 5 минут |
Ответы на вопросы и обсуждение с помощью приема «Паутинка ассоциаций» | 10 минут |
Выполнение дополнительного задания | 5 минут |
Комментарии | |
Предлагается прочитать вопросы. Перед чтением текста объясняется, что в тексте будет уточняющий вопрос, на который предстоит ответить в процессе заполнения схемы «Паутинка», используя фактические сведения из текста. Организуется обсуждение с помощью приема «Паутинка ассоциаций» и заполнение схемы. Выполняется дополнительное задание в парах или группах. |
Читаем вопросы
1. На какой вопрос автора предлагается ответить?
2. Верно ли, что все представители семейства кошачьих - хищники?
3. Какие еще характерные черты рыси можно было бы добавить в текст?
4. Согласны ли вы с утверждением, что автор сам не отвечает на вопрос и предлагает читателю найти информацию самостоятельно?
Читаем текст
Внешний вид этой дикой кошки с кисточками на ушах и коротким хвостом знаком многим. Длина тела рыси в среднем составляет от 80 до 130 см. Вес самца от 18 до 25 кг, самки чуть меньше размером, а значит – полегче, их вес обычно 17-18 кг. Туловище – короткое и плотное. У этих животных есть удлинённая шерсть на бороде, создающая некое подобие бакенбард, морда – круглая и небольшая. Крупные и пушистые лапы дают отличную возможность животному зимой передвигаться по снегу. Окрас рыси меняется в зависимости от её вида и места обитания, от рыжего до серо-бурого, шерсть – густая и шелковистая. А хорошо ли развиты органы чувств у рысей?
Передвигается рысь шагом, обследуя разного рода укрытия, в которых могут прятаться предполагаемые жертвы. Реакция и движения хищника при появлении жертвы молниеносны, она успевает мгновенно зацепить когтями внезапно вылетевшую из-под снега птицу или в несколько стремительных прыжков настигнуть выскочившего из убежища зайца-беляка. У этого хищника очень хорошо развит слух, что позволяет ему успешно охотиться ночью, когда большинство жертв хуже видит и хуже ориентируется в обстановке. Рысь не преследует свою добычу: скрадывание, короткий рывок в 5-10 прыжков, при неудаче сразу следует остановка, обнюхивание следов и – продолжение движения в прежнем направлении. Основу питания рыси составляют мышевидные грызуны, пищухи, зайцы, птицы, их яйца и птенцы, молодняк всех копытных, взрослые особи косули, кабарги, сибирского горного козла, а также не брезгует рысь и падалью.
Молодые рыси появляются на свет в мае. В выводке обычно 2-3 глухих и слепых рысёнка; убежищем им служит логово под вывернутыми корнями упавшего дерева, яма, земляная пещера, в низком дупле или среди бурелома, расщелина скал.
Отвечаем на вопросы , обсуждаем, заполняем схему
Схема «Паутинка» (заполняется в процессе обсуждения)
В центре схемы «Паутинка» записываются ключевые слова (тема или проблема), по кругу все идеи, которые придут в голову на основе прочитанного.
1) Прочитайте ключевое слово (словосочетание) из уточняющего вопроса. 2) Впишите ключевое слово или словосочетание в центр схемы «Паутинка». 3) Выберите слова из текста, которые указывают на связь между ключевым словом и предметами или явлениями, событиями или фактами.4) Впишите слова по кругу в паутинку.
Выполняем задание
Соберите в семью представителей семейства кошачьих и укажите возможный ареал их обитания.
Ключ к карточкам с примерными ответами по итогам обсуждения
Модуль 3 | Эффективно работаем с разными текстами |
Занятие | 1 |
Класс | 4 |
Общая продолжительность | 30 минут |
Стиль | научно-популярный |
Объем | 322 слова |
Источник | Часы «Павлин» и другие диковины. /Лауреат Государственной премии Российской Федерации Михаил Гурьев, заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Государственного Эрмитажа / Журнал Наука и жизнь. №8, 2014 Фрагмент статьи |
Ход занятия | |
Чтение вопросов и текста | 10 минут |
Ответы на вопросы и обсуждение с помощью приема «Рыбка» | 10 минут |
Выполнение дополнительного задания | 10минут |
Комментарии | |
Предлагается прочитать вопросы. Перед чтением текста объясняется, что в тексте будет уточняющий вопрос, на который предстоит ответить в процессе заполнения схемы «Рыбка», используя фактические сведения из текста. Организуется обсуждение с помощью приема «Рыбка» и заполнение схемы. Выполняется дополнительное задание в парах или группах. |
Читаем вопросы
1.На какой вопрос автора предлагается ответить?
2. Верно ли, что данные часы являются уникальным произведением искусства?
3. Расскажите почему, часы Эрмитажа являются музейной редкостью?
4.Согласны ли вы с утверждением, что эти часы следует заводить нечасто?
Читаем текст
Часы «Павлин» и другие диковины…
Часы «Павлин»— это механическая диковина, драгоценный курьёз, гигантская игрушка, поражающая гостей неожиданным спектаклем, в ходе которого оживают неподвижные фигуры металлических птиц в натуральную величину. А можно ли сказать, что именно масштабностью наш «Павлин» и выделяется? Он самый большой из сохранившихся автоматов XVIII века и одновременно самый сохранившийся среди больших.
«Павлина» заводят для публики один раз в неделю, по средам, в 19.00 (в этот день Эрмитаж работает до 21 часа). Заводить часы необходимо не только для того, чтобы развлечь посетителей, но прежде всего для контроля за работоспособностью механизмов.
Часы «Павлин» были изготовлены в XVIII веке. В это время в Европе, в частности в Англии, был чрезвычайно популярен стиль шинуазри (по-русски — китайщина) и в моде были китайские товары: шёлк, фарфор, цветные лаки. Каждый год за ними снаряжались караваны судов, которые, обогнув Европу, Африку, Индию, доплывали до китайского порта Кантон (сегодня это Гуанчжоу) — единственного доступного в ту пору европейцам.
Павлин стоит на дубовом пне, сделанном из меди... Кора дерева тщательно проработана и обильно вызолочена... Сверху находится змея длиной шесть футов, выполненная с непостижимой прелестью, и каждая чешуйка её замечательно прочеканена; змея позолочена и, выглядя, как массивное золото, [двигается] самым естественным образом, так что голова её проходит между ног Павлина и нацеливается в грудь птице. Эта змея связана с механизмом, находящимся в теле Павлина, который не просто поднимает и раздвигает перья, но воздымает их абсолютно реалистично, вплоть до мельчайшего пёрышка, и с величайшей равномерностью, одновременно должным образом оживают и крылья. Голова и шея также двигаются в нескольких направлениях, клюв открывается и закрывается настолько натурально, что это не может не вызвать восхищения.
Движения змеи заставляют Павлина сложить хвост, перья и шею с поразительной точностью; всё так тщательно сбалансировано и уравновешено, что не только сохраняется фигура птицы, но и перья хвоста, необыкновенно изящные и длинные, сохраняют форму в любом положении, не гнутся и не цепляются друг за друга на протяжении всего подъёма. Мастер, создавший это чудо ... сконструировал все части так искусно, что на поверхности не видно ни единого винтика.
Отвечаем на вопросы , обсуждаем, заполняем схему
Схема «Рыбка» (заполняется в процессе обсуждения)
В центре схемы «Рыбка» текстовая информация анализируется, структурируется и представляется в виде схемы, что помогает ответить на вопрос, установить причинно-следственные связи, обобщить, систематизировать и сделать вывод..
1) Сформулируйте краткий вопрос из текста и заполните левый блок схемы. 2) Расскажите об и заполните верхний блок схемы. 3) Расскажите о последствиях и заполните нижний блок схемы.4) Сформулируйте краткий ответ и заполните правый блок схемы
Выполняем задание
Этот механический паук сделан из старых часов и двигается за счет механизма часов.
Предложите свой вариант оригинального механизма, в котором бы детали двигались, как в часах «Павлин».
Ключ к схеме с примерными ответами по итогам обсуждения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок «Литературное чтение и внутрипредметный модуль «Риторика» 3 класс Тема урока «М. Зощенко «Через тридцать лет». Учимся составлять диалоги»
Данный урок является третьим в разделе «Жизнь дана на добрые дела».Урок способствует обогащению духовного мира личности, восприятию нравственных ценностей, принятых в обществе,...
"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"
Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Ветер и Солнце"...
"Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"
Методическая разработка материала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 1 модуль, 2 класс, "Для чего нужно чистить зубы"...
"Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс, "Бобры"
Методическая разработка вматериала в рамках проекта "Осмысленное чтение", 2 модуль, 3 класс. "Бобры"...
Осмысленное чтение. Материалы для 2 модуля.2-4 класс
Текст научного содержания представляет для ребенка сложность в осмыслении содержания с одной стороны, а с другой- кладезь любопытной информации. Чтобы осознание содержания не представляло для ребенка ...
Осмысленное чтение. Материалы для 5 модуля.2-3 класс
Работа над текстом естественно-научного или технического содержания требует навыка, терпения и находчивости....
Осмысленное чтение. Материалы для 5 модуля.4 класс
Работа над текстом естественно-научного или технического содержания требует навыка, терпения и находчивости....