Формирование читательского интереса у младших школьников.
статья
Статья для выступления на МО учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_chitatelskogo_interesa_u_mladshih_shkolnikov.docx | 109.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование читательского интереса у младших школьников
Чтение – это особый инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе, это источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство развития эстетических чувств и воспитания нравственных качеств. Оно вводит в память ученика литературный язык, развивает у него дар слова, помогает познать самого себя и мир.
Ещё недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Дети читать стали меньше. Чаще всего они листают журналы, читают комиксы, смотрят фильмы, играют в компьютерные игры. Программа и педагог, а не сам ученик определяет необходимость чтения и его репертуар. Ребёнок идёт в библиотеку, чтобы выполнить задание педагога. Общение с книгой в библиотеке или дома ребёнок принимает как продолжение урока за рамками класса. Принудительное чтение отрицательно сказывается на его качестве. Поэтому привитие ребёнку интереса к чтению, развитие у него навыка чтения стало одной из главных проблем современного образования.
Как обучать чтению, чтобы ученики полюбили книгу?
Одним из ключевых моментов в формировании положительного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебно-воспитательного процесса и использование разнообразие форм работы в урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические приёмы, формы работы, наглядные пособия.
В качестве механизмов, посредством которых происходит приобщение к чтению, выступают образовательные технологии.
Образовательные технологии
как механизм приобщения к чтению
Работу по развитию интереса к чтению на уроках реализую по следующим направлениям.
Направления работы по развитию интереса к чтению
на уроках литературного чтения
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).
Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.
2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание. Использую такие приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.). Учащиеся класса постоянно работают со справочной литературой, словарями.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности. Обеспечивают восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова (работа с текстом).
5. Развитие читательских умений при восприятии литературного произведения. Умения эмоционально откликаться на художественные произведения, создавать в своём воображении картины, адекватные авторскому замыслу (словесное рисование); воспринимать произведения в единстве содержания и формы на уроках литературного чтения.
6. Развитие речевого творчества детей: сочинение собственных сказок, стихов.
7. Развитие театральных навыков детей: участие в инсценировках, дидактических спектаклях.
На уроках литературного чтения использую различные упражнения, приемы, формы и методы работы.
Упражнения, приемы, формы и методы работы, способствующие формированию читательского интереса у младших школьников
Упражнения на увеличение темпа чтения: упражнения на артикуляцию, чистоговорки, чтение скороговорок, структурные слоговые таблицы, таблицы для отработки плавности чтения. | Приёмы активного чтения: «Чтение с пометами», «Толстые и тонкие вопросы», «Чтение с остановками». |
Приёмы активизации ранее полученных знаний: «Ассоциация», «Ключевые слова», «Да – нет». | Приёмы графической организации учебного материала: «Составление кластера», «Цветопись», «Перепутанные логические цепочки». |
Методы и приёмы, используемые при групповой работе: Метод «Шесть шляп критического мышления», Приём «Учебный мозговой штурм», Приём «Письмо по кругу», Приём «Знаю – хочу узнать – узнал», Приём «Чтение с пометками и таблица INSERT». | Приёмы, требующие творчества учащихся: «Синквейн» и «Диаманта», «Пятиминутное эссе». |
Остановлюсь на некоторых из них.
Приёмы активного чтения
Приём «Чтение с остановками».
Данный приём содержит все стадии технологии:
- 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети предполагают, о чем будет текст;
- 2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют своё представление о материале. Особенность приёма в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?»;
- 3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приёмы активизации ранее полученных знаний
Приём «Ассоциация». Предлагаю учащимся прочитать тему урока и ответить на вопросы: «О чем может пойти речь на уроке?», «Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»?» Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые я записываю на листе бумаги или доске.
Приём «Ключевые слова». После объявления темы урока предлагаю учащимся составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и определить цели своей дальнейшей работы.
Приём «Да – нет». «Да - нет» учит:
- связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- слушать и слышать соучеников.
Приёмы графической организации учебного материала
Приём «Составление кластера». Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Приём «Цветопись». Приёмы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Предлагаю нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло, а затем объяснить свои рисунки.
Приём «Перепутанные логические цепочки». На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак «+» там, где они считают, что высказывание правильное, и знак «-», там, где, по их мнению, оно неверно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательского интереса у младших школьников
Развитие читательского интереса у младших школьников...
Повышение уровня читательского интереса у младших школьников
Доклад на МО...
КАК ЖЕ ВЫЗВАТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЭПОХУ «ГАДЖЕТОВ»?
Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем в современное время является потеря детьми интереса к чтению...
Развитие читательского интереса у младших школьников средствами устного народного творчества Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа...
Приёмы формирования читательского интереса у младших школьников.
Нестандартные методические приемы для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения....
Формирование читательского интереса у младших школьников
На современном этапе государство ставит перед учителем начальных классов новые цели. Приоритетной целью становится развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Тра...
Формирование читательского интереса у младших школьников
В презентации раскрывается сущность понятия "читательские интересы" и роль уроков литературного чтения в формировании читательских интересов....