КАК ЖЕ ВЫЗВАТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЭПОХУ «ГАДЖЕТОВ»?
статья по чтению на тему
Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем в современное время является потеря детьми интереса к чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_zhe_vyzvat_chitatelskiy_interes_v_epokhu.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Авторы: Никитина Римма Васильевна, учитель начальных классов
Кривоногова Наталья Николаевна, учитель начальных классов
Г. Ульяновск, МБОУ СОШ №81 им. Героя Советского Союза генерала Д.М. Карбышева
КАК ЖЕ ВЫЗВАТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЭПОХУ «ГАДЖЕТОВ»?
Книга — великая вещь, пока человек
умеет ею пользоваться.
А.А. Блок
Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем в современное время является потеря детьми интереса к чтению. Общественная жизнь резко изменилась таким образом, что широкое распространение телевидения, видеотехники, компьютеров отодвинули книгу на второй план.
Как же нам учителям стимулировать у детей читательский интерес, когда сам процесс чтения их вообще не интересует?
Несмотря на то, что в последние десятилетия этой проблеме был посвящен целый ряд исследований, анализ работы учителей в современной общеобразовательной школе свидетельствует о том, что уровень практических усилий по развитию читательских интересов у учащихся недостаточно высок.
Но что такое интерес? Интерес - это то, что двигает человека к жизни, действию, познанию, определению, учению. Именно интерес помогает ориентироваться в информационном потоке, дает возможность проявить себя в деятельности (Н. Г. Муровцев). Тогда читательский интерес - потребность в чтении, выражающая заинтересованность читателя текстом, вызывающая положительные эмоции читателя.
Многие педагоги советуют, чтобы стимулировать и развивать читательский интерес привлекать школьные библиотеки, проводить массовые мероприятия :
- диспуты,
- беседы,
- обзоры,
- КВН,
- устные журналы,
- уроки-утренники,
- уроки-отчеты,
- библиотечные уроки,
- сочинительство (сказок, стихотворений, детского фольклора),
- составление диафильмов по прочитанным произведениям,
- рисование на прочитанную тему.
Все это проводится учителями, это стимулирует развитие читательского интереса учащихся и их познавательной активности.
Но книга все равно не становится такой интересной, как «новенький планшет»! Увы, как бы мы не старались, все - таки главные люди в жизни каждого его мама и папа, если в доме нет примера читающего человека, наши труды не всегда оправданы, если родители не будут приучать ребенка с самого рождения к книге, читательский интерес будет пропадать с каждым годом. С самого рождения читать им книги, показывать иллюстрации, называть авторов сказок, рассказов. Когда ребенок подрастет, задавать вопросы по прочитанному, спрашивать какие чувства он испытывает от услышанного, рисовать и придумывать свои иллюстрации к прочитанному, показывать пример чтения – самим что- то читать.
Понимая значимость вышеизложенного мы в классах организовали клуб семейного чтения, использовав опыт раб учителя начальных классов г. Топки Л.А. Музыка (Начальная школа» №6 за 2007 г.). Занятия проводятся один раз в четверть – на каникулах. Родители вместе с детьми устраивают выставки книг, рисунков, разучивают стихи, инсценируют отрывки из произведений, составляют кроссворды, загадки на литературные темы. Заранее дается список книг, которые рекомендуется прочитать. В конце заседания проходит награждение по разным номинациям. Эта работа способствует развитию интереса к книге, развитию творческих способностей, сплачивает родителей и детей.
В классах организованы уголки чтения, где дети оставляют свои творческие работы, приготовленные вместе с родителями на прочитанные книги дома.
Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье.
И только после совместной работы учителя и родителей – мы сможем вызвать читательский интерес у школьника.
Литература:
- Светловская Н. Н. Методика внеклассного чтения.— М.: Просвещение, 1997.
- Светловская Н. Н. Закономерности формирования учащихся-читателей.— М.: Просвещение,1991.— 207 с.
- Лахоценина Т. П. Воспитательная работа в начальной школе. Практическое пособие для учителя.— Ростов н/Д: Творческий центр, 2000.— 136 с.
4. Начальная школа №6, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие читательского интереса у младших школьников
Развитие читательского интереса у младших школьников...
Повышение уровня читательского интереса у младших школьников
Доклад на МО...
Развитие читательского интереса у младших школьников средствами устного народного творчества Выпускная квалификационная работа
Выпускная квалификационная работа...
Развитие читательского интереса у младшего школьника
Лекторий для родителей по теме "Развитие читательского интереса у младшего школьника"...
Презентация на тему "Развитие читательского интереса у младшего школьника"
Презентация на тему "Развитие читательского интереса младшего школьника"...
Развитие читательского интереса у младшего школьника
Конспект родительского собрания с практической частью. Родители примерят на себя школьный костюмчик и перевоплотятся в тех самых учеников, которые ежедневно страдают от того, что им предстоит вып...
Приёмы формирования читательского интереса у младших школьников.
Нестандартные методические приемы для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения....