Формирование читательского интереса у младших школьников
статья по чтению

На современном этапе государство ставит перед учителем начальных классов новые цели. Приоритетной целью становится развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Традиционный способ передачи знания от учителя к ученику путем трансляции сегодня неактуален, системно-деятельностный подход становится ведущим в обучении на всех ступенях образования. В частности, в примерной программе курса литературного чтения формирование читательской компетентности названо приоритетной целью начального литературного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_chitatelskoy_gramotnosti.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательского интереса у младших школьников

На современном этапе государство ставит перед учителем начальных классов новые цели. Приоритетной целью становится развитие личности ребенка на основе освоения универсальных способов деятельности. Традиционный способ передачи знания от учителя к ученику путем трансляции сегодня неактуален, системно-деятельностный подход становится ведущим в обучении на всех ступенях образования. В частности, в примерной программе курса литературного чтения формирование читательской компетентности названо приоритетной целью начального литературного образования.

Умение читать – это особая работа, можно сказать сверхработа, потому что в основе ее лежит умение думать, т.е. наисложнейшая деятельность. Чтобы думать над тем, о чем тебе рассказывает книга, надо осознавать каждое слово, фразу и, напрягая волю, внимание, память, воображение, привлекая все возможные ассоциации, представлять в образах то, о чем идет речь, проникать в переживания, осознавать и оценивать возникшие при этом эмоции, настроения, которые ты испытываешь, и трансформировать их на себя.

Самостоятельная читательская деятельность ребёнка является важным фактором в интеллектуальном, культурном, духовно-нравственном развитии. Существующая проблема детского чтения и его содержания может решаться в творческом объединении деятельности учителей, детей, родителей. Применение современных технологий в обучении и воспитательной работе, коллективное взаимодействие, создают возможность развития этой науки и решению проблемы современного детского чтения.

Задача образования, поставленная сегодня перед школой, качественно иная, чем задача обучения. Ее суть определяется словами «образование» и «развитие» и состоит в том, что ученик сам в своей личностно – мотивированной деятельности создает свой образ по неким нравственным, общечеловеческим культурным образцам. Образцы эти находятся в жизни и искусстве, познавая которые ребенок осваивает нравственные образцы, делает их своими, усваивает нравственные ценности. Поэтому трудно переоценить значение литературного чтения в решении задач образования, развития и воспитания учащихся, особенно в наше время, когда современная жизнь с СМИ скорее разрушает вековечные нравственные ценности, чем утверждают их в сознании подрастающего поколения.

Выделяют следующие причины снижения читательского интереса:

  • усиление влияния средств массовой информации – чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
  • резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
  • изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : «Ты теперь большой, читай сам.»);
  • отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.

Для достижения ожидаемых результатов в данном направлении работы предполагается решение следующих задач:

  • развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм урочной и внеклассной деятельности;
  • развитие читательской компетентности учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
  • стимулирование творчества детей.

В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению.

Одним из ключевых моментов в формировании позитивного отношения к чтению младших школьников является грамотное построение учебного процесса и разнообразие форм работы на урочной деятельности. А для этого необходимо использовать различные методические техники, приемы, наглядные пособия как в урочной деятельности:

  • развитие интереса к чтению и, как следствие, формирование читательского интереса в целом;
  • совершенствование качества чтения, как основы глубокого и полноценного восприятия младшими школьниками художественного текста;
  • развитие речи учащихся через формирование правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи.
  • освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, осмысление нравственных понятий, формирование нравственных качеств личности на примере литературных героев.

В основе работы лежат приемы развития критического мышления через чтение:

Прием «Толстые и тонкие вопросы». Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы – это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы.

Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

  • 1 стадия – вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
  •  2 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
  •  3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текс опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Прием «Ассоциация». Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос: О чем может пойти речь на уроке? Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «----»? Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

Прием «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Прием «Составление кластера». Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока. На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности. На стадии осмысления – для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Прием «Перепутанные логические цепочки»

На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где, по их мнению, оно неверно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие читательского интереса у младших школьников

Развитие читательского интереса у младших школьников...

КАК ЖЕ ВЫЗВАТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС У МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЭПОХУ «ГАДЖЕТОВ»?

Одной из самых острых и трудноразрешимых проблем в современное время является потеря детьми интереса к чтению...

Приёмы формирования читательского интереса у младших школьников.

Нестандартные методические приемы для формирования читательского интереса младших школьников на уроках литературного чтения....

Формирование читательского интереса у младших школьников

В презентации раскрывается сущность понятия "читательские интересы" и роль уроков литературного чтения в формировании читательских интересов....

Формирование читательского интереса у младших школьников.

Статья  для выступления на МО учителей начальной школы...