ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
методическая разработка на тему
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, хотелось бы уделить внимание проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhan_n.n.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кажан Наталья Николаевна,
учитель начальных классов
высшая категория
МОУ «СОШ№4»
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, хотелось бы уделить внимание проектной деятельности.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности младших школьников.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты. От учителя при этом требуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.
Цель проектного обучения:
- Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проекта.
- Развить у учащихся “командный дух” и “чувство локтя”; вдохновлять на развитие коммуникабельности и умение сотрудничать.
- Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умение искать путь решения проблемы.
- Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
Если выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных, внеурочных и внешкольных занятий, то целесообразно привлекать родителей. Особенно неоценима помощь родителей, когда дети делают первые шаги в работе над проектом. На этом этапе важно провести специальное родительское собрание, на котором родителям нужно разъяснить суть метода проектов и его значимость для развития личности детей, рассказать об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия в ней.
Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Проекты школьников могут быть разнообразными по виду, типу, продолжительности, условиям, результатам и т. д. Однако при всём их разнообразии в основе любого проекта лежит идея развития ребёнка как субъекта деятельности при обеспечении максимальной её самостоятельности и продуктивности.
Действия учителя при реализации проектного метода можно характеризовать такими словами:
- помогает ученикам определить цель деятельности;
- рекомендует источники получения информации;
- раскрывает возможные формы деятельности;
- содействует прогнозированию результатов выполняемого проекта;
- создаёт условия для активности школьника;
- является партнёром;
- помогает ученику оценить полученный результат и т. д.
Действия ученика можно охарактеризовать так:
- определяет цель своей деятельности;
- открывает новые знания;
- экспериментирует;
- выбирает пути решения возникающих проблем;
- несёт ответственность за свою деятельность и т. д.
Для успешных занятий проектной деятельностью необходимо наличие обязательных условий: желание самого ребёнка, благоприятная среда, грамотный доброжелательный преподаватель – консультант.
Без этого проектная деятельность будет формальной, неинтересной ученику и неплодотворной.
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
- выбор темы проекта;
- выдвижение первоначальных идей;
- выбор лучшей идеи;
- планирование проектной деятельности;
- оценка и самооценка проекта;
- презентация проекта.
Особое внимание в начальной школе требует этап проектной деятельности – презентация проекта. Необходимо помочь ученикам произвести самооценку проекта. Но самое главное – на презентации школьники учатся анализировать свои идеи, отмечать удачные творческие находки, стараются оценить вклад каждого и умение работать в команде.
В результате совместной проектной деятельности дети узнают много нового друг о друге, восполняют дефицит общения со взрослыми, их родителями, у них формируется значимое отношение к понятию “семья”.
Учитывая индивидуальные, творческие возможности детей моего класса, мы вместе с родителями, рассмотрев предложение об участии в проектной деятельности, пришли к мнению: начать работу.
Темы проекта были выбраны не случайно. Они связаны с интересами детей на данном этапе учёбы. Мы поработали над несколькими проектами. Во всех проектах родители приняли активное участие
Приведу несколько примеров проектов, разработанных и осуществленных в сотрудничестве с учащимися моего класса.
Проект «Как лесные ягоды помогают мне быть здоровым»
Изучая программу «Разговор о правильном питании» мы с детьми выяснили, что у человека возникают болезни от того, что организму не хватает полезных веществ. Где же их взять? Один из учеников сообщил, что ему родители говорят, что надо обязательно есть лесные ягоды и решил проверить это утверждение. Так родился проект «Как лесные ягоды помогают мне быть здоровым» Мы изучили литературу о ягодах, получили сведения о пользе ягод при различных заболеваниях, пронаблюдали за их действием, получили сведения о их химическом составе. Также мы изучили инструкции к разным лекарствам. Провели опрос в двух классах и доказали пользу ягод.
Проект Попова Сергея был отправлен на Всероссийскую конференцию «Первые шаги в науке». Мой ученик был приглашён в Москву. Сергей получил диплом 3 степени и его проект был опубликован в сборнике тезисов участников конференции.
Проект «Радуга здоровья», над которым работала Лаврентьева Лиза,
в г.Архангельске на областном конкурсе коллажей был отмечен также дипломом 3 степени.
Проект «Устойчивость зимней обуви в условиях гололёда».
Над этим проектом мы работали с дочкой, заинтересовали ребят в её и моём классе. Дети экспериментальным путём выяснили, обувь с какой подошвой безопаснее использовать в зимнее время года, разработали практические рекомендации для безопасного передвижения по скользкой поверхности. На городской конференции «Я – исследователь» данный проект был отмечен дипломом 2 степени.
Проект «Безопасность глазами детей».
Все учащиеся, работая над этим проектом, расширили знания о правилах дорожного движения, о безопасном поведении на дорогах. Учились самостоятельно работать с дополнительной литературой. Родители помогали в подборе фотографий, в презентации проектов. Кабанова Дарья и Лаврентьева Лиза стали призёрами на городском уровне.
Заинтересовал родителей и учащихся проект «Письмо водителю», а именно актуальностью темы, возможностью высказать своё мнение. Детям хотелось привлечь внимание взрослых к ребёнку – пешеходу.
Проект «Огонь - не забава»
Работая в классе, дети разбились на несколько групп. Одни выясняли причины пожара, другие – правила поведения при пожаре. Родители организовали экскурсию в пожарную часть, помогали в оформлении работ. И когда был объявлен городской конкурс плакатов «Безопасность и дети», мы постарались отразить в нём всё, что наработали и заняли почётное 1 место.
Благодаря проектной деятельности создаются условия для самостоятельного приобретения знаний из разных источников, учащиеся учатся пользоваться самостоятельно приобретенными знаниями для решения разного рода задач, развивается аналитическое, логическое и системное мышление; приобретаются коммуникативные умения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
Формирование читательской компетентности младших школьников через внеурочную деятельность
Консультация для учителей начальных классов по формированию читательской компетентности у обучающихся через внеурочную деятельность...
«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание»
Предлагаю Вам рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Статья может быть полезна учителям начальных классов....
Формирование исследовательских умений и ИКТ – компетентности младших школьников через проектную деятельность
Всякое знание остаётся мёртвым, еслив учащихся не развивается инициативаи самодеятельность: учащихся нужноприучать не только к мышлению, но и кхотению.Н. А. Умов ...
Статья на тему "Развитие коммуникативных УУД младших школьников через проектную деятельность"
Аннотация: данная статья раскрывает суть коммуникативных УУД , способы их развития через проектную деятельность и роль разных участников групповой формы проектной деятельности- детей, учителя и ...
Формирование коммуникативных УУД младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность
Для ребенка важно ощущение успешности и «нужности». Поэтому важно создание разнообразных возможностей для самопроявления, самовыражения, самооткрытия и пробы учеником собственных сил. Чтоб...