Рекомендации по написанию исследования
методическая разработка

Юрьева Майя Николаевна

Рекомендации по написанию исследования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научно-исследовательская деятельность представляет собой работу в следующих направлениях:

  • Проведение исследования;
  • Написание и оформление научно-исследовательской работы;
  • Публичное выступление на конференции.

Остановимся более подробно на том, как написать и оформить исследовательскую работу.

Каждый педагог знает структуру работы (введение, основная часть, заключение, источники и исследования, приложение). Наибольшее затруднение всегда испытываешь при написании введения. Что необходимо обязательно в нем затронуть.

Выбор темы. Актуальность

При выборе темы необходимо обратить внимание на малоизученные проблемы сферы знаний, на вопросы, еще не имеющие ответа или вызывающие дискуссии.

Прежде всего, задумайтесь: «Что исследовать? Почему именно это?». Возможно, выбранное вами направление исследования является новым только для вас. В таком случае все, что вы будете делать, останется лишь на уровне личного знакомства с материалом.

Можно подойти к предмету исследования с такой стороны, которая пока не изучена или мало изучена.

Чтобы окончательно сформулировать тему, исследователю необходимо ознакомиться с основными научными трудами по обозначенной проблеме и составить представление о степени ее изученности. Определение вклада предшественников в освещение данного вопроса позволит четче определить малоизученные или спорные моменты, обосновать научную актуальность (важность) темы.

Самая распространенная ошибка исследователя – желание «объять необъятное». Заявленная тема не должна охватывать огромный материал, который невозможно изложить в небольшой работе и обеспечить доступными школьнику источниками.

Лучше обратить внимание на более узкие и конкретные проблемы.

Объект и предмет исследования. Давайте разберемся.

Научное исследование предполагает обязательное определение объекта и предмета исследования.

Объект исследования – это главное поле приложения сил; то к чему применяется исследование.

Предмет исследования – это свойство или характеристика объекта; то, что изучается в ходе исследования. Приведу пример. Тема работы «Памятник с изображением воина танкиста в селе Рождественка Яковлевского городского округа».  Объект исследования в данной работе – это памятник с изображением воина-танкиста, предмет – сохранение памяти о событиях, происходящих в годы войны на территории села Рождественка.

Следующий пункт. Цель и задачи работы. Возможно указание Гипотезы.

Обязательным элементом введения к исследовательской работе должны быть четко определенные цель и задачи. Основываясь на степени изученности данной проблематики, необходимо определить сущность собственного научного вклада и, в соответствии с этим, сформулировать главную цель.

Чтобы избежать ошибок в формулировке цели и задач, следует следовать рекомендациям.

  • Цель исследования должна вытекать из формулировки названия работы, не должна быть шире.
  • Цель научно-исследовательской работы не может состоять только в сборе или изучении материала (это лишь задача первого этапа работы).
  • И еще одно правило, при формулировке цели – использование имени существительного (например – изучение истории памятника.

Далее необходимо показать, каким образом цель будет достигнута, т.е. сформулировать перечень задач. И здесь не надо усердствовать, и формулировать их много. 3-5 задач вполне достаточно. Важно, чтобы они были выполнимы в ходе исследования, чтобы прослеживалась связь между задачами и выводами в работе. И не надо забывать, что задачи формулируются, используя глаголы (собрать, выявить, выяснить, проследить, изучить, сохранить…)

Гипотеза (от гр. Основание, предположение) – недосказанное утверждение, предположение или догадка. Рабочая гипотеза является отправной точкой исследования. Указывая путь поиска, она подтверждается или опровергается в ходе теоретических рассуждений. В отличие от простого предложения она должна быть обоснованной. Если исследование подтверждает гипотезу, то она становится установленным фактом, если опровергает – ложным утверждением. В первом случае это означает достижение цели работы, а во втором – дает возможность увидеть проблему в другом свете. Двигаться дальше.

Очень распространенная и грубая ошибка исследователя – «подстраивание» исследования под гипотезу и отбор лишь удовлетворяющих ее фактов.

Хронологические и географические (территориальные рамки) исследования.

Хронология – указываем какой временной промежуток изучаем. Территориальные рамки (указываются все происходящие изменения с указанным вами местом в работе. К примеру. Тема работы «Исчезнувшая Михаило-Архангельская церковь села Гостищево. Географические рамки исследования охватывают территорию села Гостищево Яковлевского городского округа (до 01.01.2019 это территория Яковлевского района Белгородской области, до 12 января 1965 года - это территория Гостищевского районов Белгородской области, до 8 января 1958 года  - это территория Саженского района Белгородской области, 6 января 1954 года Курская область Саженский район, до 1925 года – это территория Курской губернии Белгородского уезда, до 1779 года – это Белгородская губерния, до 1 марта 1727 года – Киевская губерния). А иначе как понять ту информацию, которая будет использована в работе.

Источниковая база исследования (Источники и исследования)

Этап сбора материалов, которые станут основой исследовательской работы, предполагает обращение к источникам и исследованиям. Источниковая база исследования предусматривает работу с опубликованными документами и неопубликованными.

Опубликованные. Информация на сайтах Интернет, исследования и публикации, периодическая печать, сборники документов и т.д. То есть то, что уже кем-то изучено и находится в пользовании. И в работе обязательно необходимо делать ссылки на эти источники. Поэтому при работе с ними необходимо фиксировать все выходные данные, четко фиксировать номера страниц, содержащих важные мысли, определения.

Неопубликованные документы могут быть представлены архивными документами, документами военного комиссариата, документы сельских советов, администраций поселений, источники личного происхождения (в том числе воспоминания), семейные архивы и т.д.; То есть это непосредственно ваша работа, вы первый кто изучил документ, и его нельзя негде найти опубликованным.

Где искать источники и исследования? В распоряжении находятся библиотеки, архивы, интернет, музеи, организации, очевидцы событий и т.д.

Степень изученности проблемы исследования (где что рассказывается, на что авторы обращают внимание, небольшой анализ). Возможно ваша тема хорошо изучена, но какая-то сторона исследования затронута именно вами.

Методологическая основа (какие принципы, какие методы были использованы в процессе исследования. например принцип конкретности, историзма, объективности, системности и т..; какие методы? историко-генетический, сравнительно-исторический, метод сравнительной биографики и т.д.).

Новизна исследования

Четко определив объект и предмет исследования, отразив их в названии, необходимо представить, в чем заключается элемент новизны работы. Научная работа предполагает введение в научный оборот новых фактов, формулирование новых доказательств, предоставление своей аргументированной гипотезы. Необходимо обратить внимание, чтобы работа не носила реферативный характер (не отражала уже представленные ранее знания).

Ну и обязательно указать Практическую значимость и структуру вашей работы.

Возможно, ваша работа прошла апробацию, почему бы это не указать в своей работе. Это сделает ее более ценной и значимой.

Осталось оформить основную часть работы. Это изложение вашего исследования, его этапов. Обычно, в работах, которые мы пишем есть ограничение по количеству страниц – 10. Конечно же ни о каких главах речи быть не может. Скорее части или пункты, и не более 3, потому что с таким количеством страниц просто не возможно раскрыть больше вопросов. Ведь каждая часть это своего рода микротема, определенный вопрос, связанный с темой. Не надо забывать подводить итог в конце каждой части.

Заключение. Все работа написана. Подводим итог. Что удалось, что нет, возможно у вас в ходе исследования появился новый вопрос и это будет поводом для дальнейшего исследования.  Не забываем про задачи. Вы их все решили? Вообще, члены жюри конкурсов очень часто говорят о том. Что все ваши выводы в основной части работы – это и есть заключение. Но мне если честно трудно с этим согласиться.

Источники и исследования. На этом останавливаться не буду. Есть госты по которым оформляются ссылки в работе и используемые источники. А вот на оформлении приложения можно остановиться. Все фотографии, таблицы. Диограммы. Копии документов обязательно размещаются в приложении. Там не должно быть много текста, он в работе.  Обязательно все должно быть подписано. К примеру, размещена фотография. Значит и информация о ней с обязательным указанием даты. Если материал взят на сайте интернет необходимо обязательно указать сайт, чтобы не нарушать авторские права. Все приложения размещаются по-порядку упоминания их в работе. И в работе обязательно делаются ссылки на приложение.

Вот пожалуй и все основные правила.  Желаю всем удачи в исследовании. И конечно же не стоит забывать, что мы должны быть грамотными в  оформлении работ, ведь мы передаем свои знания своим воспитанникам. Мы их учим. И им не должно быть стыдно, выступая на конкурсах. Они должны быть уверены в  грамотности своих наставников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по написанию отзыва (рецензии) на прочитанное произведение.

Рекомендации по написанию отзыва (рецензии) на прочитанное произведение....

Общие рекомендации по написанию исследовательских работ младших школьников

Научно – исследовательская работа – это поисковое исследование, направленное на выявление и, возможно, решение какой-либо проблемы. Выбор темы. Исследовательская   работа...

Методические рекомендации педагогу. Урок-исследование

Методические рекомендации педагогуУрок-исследование...

Рекомендации по написанию исследовательской работы.

Рекомендации по написанию исследовательской работы поможет избежать ошибок....

Рекомендации по написанию и защите рефератов (исследовательских работ) в начальной школе

Цель работы - приобретение навыков работы по подбору, изучению, анализу и обобщению различных источников информации (литература, опросы, опыты, наблюдения). Процесс выполнения работы состоит из следую...

Методические рекомендации по написанию исследовательской работы

Методические рекомендации по написанию исследовательской работы...

Методические рекомендации к дипломным исследованиям студентов по педагогике.

Методические рекомендации к дипломным исследованиям студентов по педагогике....