Памятка "Работа с литературными и документальными источниками"
статья

Юрьева Майя Николаевна

Исследование подразумевает серьезную работу с научной литературой. Только благодаря ей, у вас может сложиться адекватное представление об изучаемом объекте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_literaturoy.docx15.46 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учащихся

при работе с литературными и документальными источниками

«Для вас, исследователи»

Исследование подразумевает серьезную работу с научной литературой. Только благодаря ей, у вас может сложиться адекватное представление об изучаемом объекте.

Где искать  источники и литературу?

        В вашем распоряжении находятся научные библиотеки, архивы, Интернет. Особое внимание уделите публикациям в журналах, газетах.

Как зафиксировать важный материал из источников?

  • заметки на полях (если это ваш личный экземпляр);
  • письменный конспект;
  • организация системы материалов в электронных документах.

Что такое конспект? Как его правильно составить?

        Конспект – это не совокупность выписанных цитат из той или иной работы. Он обладает структурной  и формальной организацией. Задача конспекта состоит не только в сохранении информации, но и в тщательном изучении того, что прочитано. Законспектированный материал может потребоваться через несколько недель или месяцев, поэтому записи должны быть четкими. Составление конспекта может осуществляться параллельно чтению текста или после него. Второй способ более продуктивен, поскольку позволяет представить весь ход рассуждений автора.

Как структурировать материал?

Конспект может выглядеть следующим образом:

Какие вопросы затрагивает автор?

Что пишет автор?

Номер стр.

Место для заметок

На что нужно обратить особое внимание?

Чтение литературы дает возможность не просто получить новые знания, но и овладеть понятийным аппаратом – основными категориями, которые образуют смысловое пространство темы, содержат в себе главные, узловые моменты. Со временем появляется привычка к специфическому стилю изложения материала.

        Необходимо фиксировать все выходные данные книг, статей, документов, которые вы читаете и изучаете в процессе подготовки работы. В тексте работы делаются ссылки на используемую литературу, поэтому надо четко фиксировать номера страниц, содержащие важные мысли, определения.

        Работая с литературой, обращайте внимание на библиографический список, приводимый автором. Он может содержать как названия источников, так и исследовательских трудов, к которым вы еще не обращались.

Ребятам нравятся экспедиции. В дни каникул, почему бы не отправиться в увлекательное путешествие с рюкзаком за спиной за поиском необходимой информации. Да это трудоемкий, но очень интересный и полезный способ организации досуга учащихся, который обладает огромным воспитательным потенциалом, учит бережному отношению к природе, памятникам истории и культуры, способствует развитию самостоятельности, поддерживает любопытство учащихся, неуемную физическую энергию и страсть к приключениям и романтике, стремление к самостоятельности. Требуется большая подготовительная работа по разработке маршрута. Необходимо все тщательно просчитать: составить нитку маршрута, рассмотреть варианты подъезда и отъезда, предусмотреть аварийные выходы с маршрута, организацию питания, построить график движения, учитывая время встречи с необходимыми людьми, время работы музеев (организаций).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документально поэтическая композиция "Хлеб и война"

Нравственное и патриотическое воспитание школьников на примере подвига народа в годы В.О.В., углубление знаний о войне....

Документальное подтверждение общественной презентации опыта

Документальное подтверждение общественной презентации опыта учителя начальных классов Мироновой Инны Александровны ГБОУ ЦО №1430...

Документальное подтверждение публичной презентации результатов педагогической деятельности

Документальное подтверждение публичной презентации результатов педагогической деятельности учителя начальных классов Мироновой Инны Александровны...

Сборник заданий для уроков литературного чтения в 3 классе, направленных на развитие умений пользоваться справочными источниками

Можно выделить следующую проблему: поиск и отбор средств: методов, приемов, заданий,- позволяющих формировать умение пользоваться справочными источниками.Рассмотрев данную проблему, мы выделили тему д...

Мастер-класс «Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»

Как работать с различной информацией на уроках литературного чтения в ачальных классах....

Тема : Жанр документального рассказа в произведении Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина»

Цель:    воздействовать на духовные основы личности по средствам художественного слова, отрабатывать навыки выразительного чтения и чтения по ролям;    учить работать с т...

Документальные фильмы, используемые на уроках литературы

Представлен перечень учебных фильмов, помогающих учителю построить урок в соответствии с ФГОС...