Мастер-класс «Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»
статья по чтению на тему
Как работать с различной информацией на уроках литературного чтения в ачальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_kazennoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 392.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Новомосковск
Тема мастер-класса:
«Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»
Учитель высшей категории
Аветисян Елена Николаевна
2012 – 2013 учебный год
Тема мастер-класса: «Поиск и выделение необходимой информации из различных источников на уроках литературного чтения в начальных классах»
Задачи и цели мастер-класса:
- привлечь внимание коллег к актуальности предложенной проблемы;
- поделиться опытом работы по данной теме;
- вносить в учебный процесс новые методы подачи информации.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, Appel –iPpadы, книги В. Г. Сутеева, 6 художественных книг, толковые словари русского языка С. И. Ожегова, картинки сказочных героев, значки условных обозначений для поиска информации из различных источников.
Ни к чему стоять на месте, от безделья скучать,
Мы попробуем все вместе
Что-то новое узнать.
Всех внимательных, пытливых
Важные открытья ждут.
По дороге добрых знаний
Всех к успеху приведут!
Я предлагаю вам под таким девизом, и провести мастер-класс.
Информацию я встречу, даже если не хочу,
В школе, дома, на прогулке её везде я получу.
Информация – подруга, информация – сестра,
Без неё нам будет туго, ну а с нею жизнь светла. (Слайд)
В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа - технологий на человека. Особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием посмотрит телевизор, чем прочитает книгу. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Возникает вопрос, зачем это нужно. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Ведь использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.
Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, этот метод обучения весьма привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
В 2012 – 2013 учебном году работаю в 1 классе. И с первых дней даю представление детям о путях и способах поиска информации. И теперь я более подробно хочу рассказать об этом. (Слайд)
Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания — это книги. В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, — все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.
Карлейль Томас (британский (шотландский) писатель, историк и философ).
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро (французский писатель, философ-просветитель)
- О чем я буду говорить? Конечно, об уроках литературного чтения.
Цель курса литературного чтения – воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. (Слайд) Предмет литературы рассматривается с точки зрения его специфики - художественной образности.
Задачами курса литературного чтения, ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, являются:
- расширение представления детей об окружающем мире; о человеческих отношениях; формирование понятий о добре и зле;
- понимание литературы как культуры нашего народа; расширение представления детей о российской истории и культуре;
- создание условий для постижения школьниками литературоведческих понятий;
- воспитание культуры; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
- развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирования – слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста) (Слайд).
С первых дней обучения в школе у ребенка формируются не только предметные умения - чтение, письмо, счет, - но и надпредметные - универсальные учебные действия (УУД), являющиеся базовыми для всего дальнейшего обучения, социализации, успешность которой определяется сегодня во многом способностью включиться в процесс непрерывного образования.
Хочу начать с самой первой книги, с которой встретились дети в первый школьный день. Это «Азбука» Н. В. Нечаевой, К.С. Белорусец
Использование комплексных многоуровневых заданий "Азбуки" позволяет проводить работу по формированию компонентов учебной деятельности с первых дней обучения.
1. Наблюдение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
2. Слушание, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
3. Чтение, классификация (по заданному или самостоятельно найденному основанию), самоконтроль.
4. Наблюдение, обобщение, самоконтроль.
5. Слушание, обобщение, самоконтроль.
6. Чтение, обобщение, самоконтроль (Слайд)
Давайте посмотрите на страницу 5 «Азбуки». (Спроси у родителей, у бабушек и дедушек, где и как они начинали учиться.) (Слайд)
Здесь детей сразу призываю к исследованию, поиску информации. Они еще не все хорошо умеют читать, но спросить своих близких и поделиться информацией с одноклассниками под силу каждому из них.
Получать информацию вам предстоит из различных источников.
Предлагаю вашему вниманию список доступных методов исследования, которыми пользуюсь я со своими учениками.
В детстве все мы верили в сказки, переживали приключения героев как свои собственные, жмурились от страха в самые опасные моменты и радовались счастливым чудесам. А главное – мы всегда знали, что всё закончится хорошо. Волшебный язык сказки пробуждает веру в то, что нам всё по плечу, что любую проблему можно решить, стоит только этого захотеть.
Сказки зачастую выполняют не только развлекательную функцию, но и поясняют устройство окружающего мира, учат взаимодействию с другими людьми, отражают конфликты личностей и дают способы разрешения этих конфликтов. И этот кладезь народной мудрости преподносится легко, понятно и весело. В сказках таятся огромные возможности для воспитания и развития детей.
Наверное, только с помощью сказки можно легко понять и придумать как объяснить ребенку что хорошо, а что плохо, как нужно поступить в какой либо ситуации, а как не стоит. Используя волшебных героев, для запрета чего либо или наоборот для мотивации к хорошим делам. (Слайд)
И поэтому, на мой взгляд, не случайно, что первое произведение, с которым начинаем работать на уроках литературного чтения – сказка. Сначала – это только картинки, как мы можем видеть на слайде. Обратите внимание на задание – инсценирование. Сначала артисты – робкие, несмелые, но с каждым заданием они смелее и увереннее в себе. Посмотрите, пожалуйста, что у нас получалось на уроках-праздниках. ( Видеокусочек)
Большую помощь я получала на таких уроках с сайта http://ocka3ke.ru/story/sochinit-skazku (показать, как работает сайт.) Чуть позже мы к вернемся на этот сайт и попробуем на нем поработать.
( Слайд, страница 43«Азбуки»)
Хочу обратить ваше внимание на сказочные жилища. И вот здесь у нас на уроке исследование продолжилось, но к нему добавилась работа с iPadом. (Демонстрация с программой Magic Tales , сказка « Теремок» )
Виды работы: слушание, чтение, рассказ по картинкам, инсценирование.
( Слайд, страница 66,67 «Азбуки»)
Значок что можно узнать из телевизионной телепередачи, диафильма? (показ и чтение диафильма)
Но наступает момент, когда уже все дети начали читать и им хочется знакомиться не только со сказками, но и другими произведениями, которые печатаются в книгах и получать из них информацию.
Давайте и вы примите в этом участие. Предлагаю отправиться на урок литературного чтения в 1 класс.
У вас на столах раздаточный материал. ( «Литературное чтение» В.Ю. Свиридова стр.12 и « Я читаю!» С. 37)
Работа на странице учебника « Литературное чтение» В.Ю. Свиридова стр.12 . Ответы на вопросы.
-Что такое обложка? ( Работа на сайте http://dnevnik.ru/ Вход - школа – библиотека - словари)
-А кто такой автор? ( Работа с толковым словарем русского языка С.. И. Ожегова)
- А что еще мы видим на обложке? ( Название и иллюстрация)
Исследование на материале « Я читаю!» страница 37
- Какие сказки так начинаются? (ответы участников)
-Давайте внимательно посмотрим на эти книги? Что вы заметили? Можем ли мы по обложкам разделить их на две группы? На какие группы? (с автором, и без автора)
-Какой можем сделать вывод?
- А теперь давайте отправимся в гости к Феде Солнышкину.
Работа с диском «Проверь себя» (Задания на диске1-2, 1-3, 1-4, 5-2, 5-4, 5-10, 6 –9)
Использование значка понаблюдайте.
-Что не так на обложках этих книг? ( Слайд с неправильными обложками)
-Проведем эксперимент. Создадим свою обложку.
Слушаем аудисказку с сайта http://ocka3ke.ru/story/sochinit-skazku В. Сутеева «Яблоко» и выбираем из предложенных картинок-карточек элементы обложки.
Подведём итоги нашей работы.
Продолжите фразу:
- Я похвалю свою коллегу за то, что…
- Самым сложным на мастер-классе было…
- Самым интересным на мастер-классе было…
- Мастер-класс заставил меня задуматься о том, что…
И хочется закончить словами: «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами» Али Апшерон
Имею свой сайт на http://nsportal.ru/user/
Являясь членом клуба Издательского Дома «Первое сентября» я широко использую в своей работе материалы сайта https://1september.ru/
Зарегистрирована и работаю на сайте http://www.zankov.ru/
Цифровые образовательные ресурсы Единой Коллекции http://school-collection.edu.ru/catalog/ помогают сделать учебный процесс интересным и эффективным
Отобрать необходимый материал к урокам по всем предметам начальной школы, найти нужную статью, быть в курсе последних новостей в начальном образовании мне помогает сайт http://nsc.1september.ru/index.php, на котором представлена электронная версия журналов и газет для начальной школы.
Сайт Межшкольного Ресурсного Центра http://www.edunet.uz/about/ поддержки деятельности учителей в сфере информационно-компьютерных технологий. Я часто заглядываю на сайт, особый интерес для меня представляет методическая копилка, где доступно для скачивания все, что нужно педагогу для работы: календарные и поурочные планы, дидактика, тесты, сценарии, олимпиадный материал.
Детские электронные книги и презентации на сайте http://viki.rdf.ru/ Здесь можно найти адреса сайтов с презентациями к урокам.
http://www.nachalka.com/photo/
В фотогалерее этого сайта лежат иллюстрации к урокам для начальной школы, в кинозале – коллекция образовательных мультиков и слайд-шоу, в библиотеке собрано более 500 ссылок на разработки уроков для начальной школы, статьи, полезные сайты
http://www.uchportal.ru/ Все для учителя начальных классов (уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы) на «Учительском портале»
Разнообразные уроки обучения грамоте помогает подготовить и провести «Азбука в картинках и стихах для учеников 1-го класса» http://www.bomoonlight.ru/azbuka/azbooka_01.html
«Страна Мастеров» http://stranamasterov.ru// объединяет учителей и учащихся, родителей и детей, состоявшихся мастеров и новичков. Тематика этого сайта: прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда. Цель сайта: развитие творческих способностей. Материалы к урокам труда.
Cайт сети творческих учителей создан для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий. Здесь я нахожу всевозможные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в http://www.it-n.ru/
Для подготовки к урокам Окружающий мир я отбираю наглядный материал, представленный на сайте http://www.floranimal.ru/ Здесь находится большое количество фотографий флоры и фауны разных природных зон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование технологии критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах".
Одной из задач внедрения ФГОС российского образования является развитие у младших школьников интереса и любознательности к учению. В настоящее время существует множество разнообразных методов и технол...
"Технология развития критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах в условиях реализации ФГОС"
Литературные произведения оказывают огромное влияние на формирование личности ребёнка, его духовно-нравственное развитие. Художественная литература способна дать широкую картину мира, обогатить духовн...
"ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ"
В настоящее время литературное чтение выступает и как факт существования духовно – нравственной жизни нашего общества, и как школьный предмет, который остаётся единственной нравственной опорой, чистым...
Обобщение опыта Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературного чтения в начальных классах
Актуальность опыта: ...
«Возможности использования интерактивных досок в среде SmartNotebook на уроках литературного чтения в начальных классах»
Тема: «Возможности использования интерактивных досок в среде SmartNotebook на уроках литературного чтения в начальных классах»Цель: Знакомство с возможностями интерактивных досок в среде SmartNo...
«Формирование личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах».
Статья, в которой говорится о том, как на уроках литературного чтения происходит формирование личностных и коммуникативных УУД....
Статья "Метапредметные связи уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения в начальных классах"
В данной статье рассмотрены метапредметные связи уроков ОРКСЭ с уроками литературного чтения в начальных классах....