Организация проектной деятельности учащегося с использованием инструментов теории решения изобретательских задач
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Школы и детские сады активно развивают мышление детей, предлагая им коллективную или индивидуальную деятельность, обеспеченную строгим регламентом. В связи с чем у детей замечено отсутствие понимания, зачем и как с нуля создать свой проект, изобретение, исследование. Ниже я разберу каждый из этапов, которые помогают детям достигнуть целей проекта. Кроме того, особое внимание уделю используемым инструментам, понятиям и методам ТРИЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектная деятельность с элементами ТРИЗ | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация проектной деятельности учащегося с использованием инструментов теории решения изобретательских задач.
Школы и детские сады активно развивают мышление детей, предлагая им коллективную или индивидуальную деятельность, обеспеченную строгим регламентом. В связи с чем у детей замечено отсутствие понимания, зачем и как с нуля создать свой проект, изобретение, исследование. В то же время проектная деятельность воспитывает в учащемся интерес к познавательной деятельности, самодисциплину, развивает навыки поиска и решения задачи и многое другое.
На занятиях по развитию творческого воображения и изучению основ теории решения изобретательских задач я учу детей видеть проблемы, чётко их формулировать, находить ресурсы для решения проблемы, решать её и оценивать эффективность этого решения. Я заметила, что благодаря понятиям ТРИЗ учащиеся стали воспринимать проектную деятельность как что-то понятное и простое.
Ниже я разберу каждый из этапов, которые помогают детям достигнуть целей проекта. Кроме того, особое внимание уделю используемым инструментам, понятиям и методам ТРИЗ.
Основные этапы создания проекта для младших школьников:
- Анализ проблемы (умение видеть и формулировать открытые задачи, идеальный конечный результат, противоречие);
- Проектирование/моделирование (построение системного оператора, прототипирование);
- Развитие проекта (определение приемов разрешения противоречия, поиск идеи решения проблемы);
- Тестирование и оценка решения (проведение экспериментов, анализ результатов найденного решения);
Особое внимание уделю необходимости проверить решение на эффективность. Для этого используются универсальные критерии оценки сильных идей.
Критерий | Оценка |
Выявлена и чётко сформулирована проблема проекта. | |
Сформулировано противоречие. | |
Определён приём разрешения противоречия. | |
Предложена идея разрешения противоречия (решение). | |
Доказана идеальность решения (ИКР). | |
Построен системный оператор. | |
Описаны детали (этапы) решения проблемы (техническое решение). | |
Проведена оценка проектной деятельности |
Таким образом, благодаря понятиям теории решения изобретательских задач дети значительно быстрее и проще овладевают навыками проектного мышления, что позволяет им искать и решать задачи из жизни в школьной жизни и за её пределами.
Список литературы:
- Саймон Г. А. Науки об искусственном. — М.: Мир, 1972.
2. Штомпф Г. «Проектное мышление» - это не о размышлениях, а о действиях. Проблемы управления в социальных системах. Научно-практический журнал: том 4, выпуск 6. Томск, 2012.
3. Кауфман Д. Первые 20 часов. Как быстро научиться… чему угодно, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014.
4. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986.
5. Орлов М. Настольная книга для изобретательного мышления. Азбука современной ТРИЗ. Базовый практикийчес курс Академии Модерн ТРИЗ, Москва : Издательство АСТ, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческого воображения на базе теории решения изобретательских задач в начальных классах.
В данной статье описываются Основы ТРИЗ, дается краткий алгоритм решения творческих задач, основные цели РТВ, уровни творчества. По уровням творчества прилагается материал для обследования своего уров...
ТРИЗ- теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности
Презкнтация -модель организации урочной и внеурочной деятельности по формированию основ экологической культуры с использованием материалов этнорегионального содержания в технологии «...
Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе
Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...
Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...
Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся
В статье раскрываются теоретические основы использования ТРИЗ-технологии в процессе обучения младших школьников с целью развития интеллектуально-творческих способностей. Показывается важность внедрени...
Выстуление на МО «Применение методики Теории Решения Изобретательских Задач в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. «Будущее за ТРИЗ!»
Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формир...
- Мне нравится (1)