Организация проектной деятельности учащегося с использованием инструментов теории решения изобретательских задач
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Школы и детские сады активно развивают мышление детей, предлагая им коллективную или индивидуальную деятельность, обеспеченную строгим регламентом. В связи с чем у детей замечено отсутствие понимания, зачем и как с нуля создать свой проект, изобретение, исследование. Ниже я разберу каждый из этапов, которые помогают детям достигнуть целей проекта. Кроме того, особое внимание уделю используемым инструментам, понятиям и методам ТРИЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности учащегося с использованием инструментов теории решения изобретательских задач.

Школы и детские сады активно развивают мышление детей, предлагая им коллективную или индивидуальную деятельность, обеспеченную строгим регламентом. В связи с чем у детей замечено отсутствие понимания, зачем и как с нуля создать свой проект, изобретение, исследование. В то же время проектная деятельность воспитывает в учащемся интерес к познавательной деятельности, самодисциплину, развивает навыки поиска и решения задачи и многое другое.

На занятиях по развитию творческого воображения и изучению основ теории решения изобретательских задач я учу детей видеть проблемы, чётко их формулировать, находить ресурсы для решения проблемы, решать её и оценивать эффективность этого решения. Я заметила, что благодаря понятиям ТРИЗ учащиеся стали воспринимать проектную деятельность как что-то понятное и простое.

Ниже я разберу каждый из этапов, которые помогают детям достигнуть целей проекта. Кроме того, особое внимание уделю используемым инструментам, понятиям и методам ТРИЗ.

Основные этапы создания проекта для младших школьников:

  1. Анализ проблемы (умение видеть и формулировать открытые задачи, идеальный конечный результат, противоречие);
  2. Проектирование/моделирование (построение системного оператора, прототипирование);
  3. Развитие проекта (определение приемов разрешения противоречия, поиск идеи решения проблемы);
  4. Тестирование и оценка решения (проведение экспериментов, анализ результатов найденного решения);

Особое внимание уделю необходимости проверить решение на эффективность. Для этого используются универсальные критерии оценки сильных идей.

Критерий

Оценка

Выявлена и чётко сформулирована проблема проекта.

Сформулировано противоречие.

Определён приём разрешения противоречия.

Предложена идея разрешения противоречия (решение).

Доказана идеальность решения (ИКР).

Построен системный оператор.

Описаны детали (этапы) решения проблемы (техническое решение).

Проведена оценка проектной деятельности

Таким образом, благодаря понятиям теории решения изобретательских задач дети значительно быстрее и проще овладевают навыками проектного мышления, что позволяет им искать и решать задачи из жизни в школьной жизни и за её пределами.


Список литературы:

  1. Саймон Г. А. Науки об искусственном. — М.: Мир, 1972.

2.      Штомпф Г. «Проектное мышление» - это не о размышлениях, а о действиях. Проблемы управления в социальных системах. Научно-практический журнал: том 4, выпуск 6. Томск, 2012. 

3.      Кауфман Д.  Первые 20 часов. Как быстро научиться… чему угодно, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2014.

4.      Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986.

5.      Орлов М. Настольная книга для изобретательного мышления. Азбука современной ТРИЗ. Базовый практикийчес курс Академии Модерн ТРИЗ, Москва : Издательство АСТ, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения на базе теории решения изобретательских задач в начальных классах.

В данной статье описываются Основы ТРИЗ, дается краткий алгоритм решения творческих задач, основные цели РТВ, уровни творчества. По уровням творчества прилагается материал для обследования своего уров...

ТРИЗ- теория решения изобретательских задач в урочной и внеурочной деятельности

Презкнтация -модель  организации урочной и внеурочной  деятельности по формированию основ экологической культуры с  использованием материалов этнорегионального содержания в технологии «...

Развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в начальной школе

Доклад на тему"развитие творческих способностей обучающихся через использование приёмов ТРИЗ в начальной школе...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...

Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся

В статье раскрываются теоретические основы использования ТРИЗ-технологии в процессе обучения младших школьников с целью развития интеллектуально-творческих способностей. Показывается важность внедрени...

Выстуление на МО «Применение методики Теории Решения Изобретательских Задач в образовательной деятельности педагога дополнительного образования. «Будущее за ТРИЗ!»

Основными целями ТРИЗ-образования является развитие творческих способностей; активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; формир...