Методическая разработка "Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности обучающихся"
методическая разработка
Коррекционная школа
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности обучающихся»
Область применения методики ТРИЗ обширна: от дошкольных учреждений до 11-х классов школы. Рассмотрим некоторые приемы методики ТРИЗ, которые эффективно используются при обучении детей младшего и среднего школьного возраста на различных предметах. Это такие приемы, как «Составление загадок», «Да-нетка», «Морфологический ящик/копилка», «Системный лифт», «Создай паспорт», «Мои друзья», «Теремок», «Расселение», «Оживление».
Методический прием «Составление загадок»
«Если мы хотим научиться думать, то, прежде всего, должны научиться придумывать» - говорил итальянский детский писатель Джанни Родари. Придумывание и отгадывание загадок развивает и воспитывает обучающихся, формирует детскую индивидуальность, развивает у них творческое воображение, речь, пополняет словарный запас, знакомит с окружающим миром, способствует активизации познавательной деятельности учеников, оживляет урок. Составление загадок никогда не надоедает детям. И это объяснимо. Детям нравится раскрывать тайны, загадывать секреты. А еще потому, что моделей составления загадок много. Алгоритмы моделей разработаны авторами-педагогами Нестеренко А.А., Сидорчук Т.А., Гин С.И.
Модель 1. С опорой на сходство по признаку
1. Придумать, о чем будет загадка.
2. Выделить у этого объекта основные 3-4 свойства.
3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством. Добавить слова-связки и получить загадку.
Полосатый, но не зебра;
Круглый, но не мяч;
Сочный, но не апельсин.
Модель 2. С опорой на сходство по действию
Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанные с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.
Пылает, как солнце,
Греет, как печь,
Сложен из деревяшек, но не дом.
Модель 3. С опорой на отличие
Подумать, на какой объект похожа отгадка и чем от него отличается. Загадка про собаку:
Похожа на игрушку, но живая,
Похожа на волка, но добрая,
Может быть другом, но не человек.
Модель 4. Отстранение – ассоциация – метафора
Падает с неба каплями воды.
Оставляет на земле лужи.
Модель 5. Составление по принципу разбора предмета
Например, с опорой на внешнее сходство.
Две прозрачные медузы,
два крючка и буква «В».
Модель 6. Составление по принципу «Где еще?»
В работе используются многозначные слова.
Одной косят, другую на голове носят.
Модель 7. Математические загадки
По принципу сложения или суммы:
Картофель + свекла+ лук+ морковь =… .
Когда 1+1=1?
Когда 5+5=2 ?
Когда 1+1+1+1=1?
Когда 60=1?
Модель 8. Литературная загадка
Кто? – Он.
Какой? – Деревянный.
Что делает? – Ищет театр.
Чем все закончилось? – Находит его.
Он деревянный, ищет театр и находит его.
Комбинируя модели загадок, можно придумать свой алгоритм составления загадок. Возьмем алгоритм составления загадок А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной. Для него они использовали несколько моделей загадок, добавим к этому свое творчество и получаем новый алгоритм составления загадки.
1. Выбрать объект.
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых.
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации.
4. Составить предложение об исходном объекте. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление.
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.
Фрагмент составления загадки
Учитель предлагает учащимся составить загадку про облако. Для этого им надо заполнить таблицу, отвечая на вопросы. Что можно сказать об облаке? Какое оно? Что оно делает? На что похоже?
Ученики отвечают, что оно белое, может быть большим, причудливым; пушистое; может плыть по небу, может просто стоять на небе неподвижно, это зависит от ветра. Похоже на сугроб, необычных зверюшек, на подушку.
Учитель обобщает самые яркие признаки и действия из описания (белое, пушистое, плывет) и предлагает подумать, что еще может быть таким же?
Ученики приводят сравнения: белое, как сахар, как молоко, как снег; пушистое, как сугроб, подушка; оно может принести какие-нибудь осадки, например, дождь или снег.
Затем учащиеся составляют предложение об облаке, помня при этом, что объект называть нельзя:
Плывет вверху над нами.
Смотрит на нас свысока.
Учитель вместе с учащимися пробуют объединить в рассказ все полученное, а затем зарифмовать.
Белое, как молоко, пушистое, как сугроб оно. Плывет вверху над нами.
Может быть со снегом, а может быть с дождем.
Белое, как молоко,
Пушистое, как сугроб оно.
Плывет вверху над нами,
То со снегом, то с дождями.
1. Объект | Облако | ||
2.Свойства (признак, действие) | белое | пушистое | плывет |
3.О ↔ О Ассоциации, метафоры | молоко | сугроб | то со снегом, то с дождем |
4.Предложение. Можно представить себя на месте объекта. Любые впечатления. | Плывет вверху над нами | ||
5.Рассказ | Белое, как молоко, Пушистое, как сугроб оно. Плывет вверху над нами, Может быть со снегом, а может быть с дождем. | ||
Стихотворение. | Белое, как молоко, Пушистое, как сугроб оно. Плывет вверху над нами, То со снегом, то с дождями. |
Если загадка не складывается в стихотворение – это не страшно. Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.
Загадки можно составлять на уроках, а также предлагать детям данное задание в качестве домашнего. На уроке такая работа проходит активно, живо, с интересом.
Методический прием «Да-нетка»
«Да-нетка» - метод сужения поиска посредством задавания вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Можно проводить её в виде игры. Главная задача: задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Можно лишь отвечать фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Загадывать можно часть речи, часть слова, лексическое значение слова, цифру, число, литературного героя, название растения, то есть любой объект с любого предмета. Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга. Использование приема способствует положительному эмоциональному настрою учащихся, захватывает необычностью, яркостью, активизирует детскую познавательную потребность и активность. Каждый учащийся хочет угадать объект, который задумал учитель. Идет обмен репликами, вопрос одного учащегося активизирует мысль другого, стимулирует активность, учит учащихся слушать и слышать друг друга. Методический прием «Да-нетка» используется на разных этапах урока.
Методический прием «Морфологический ящик / копилка»
Данный прием используется для создания информационной копилки и последующего построения определений при изучении лингвистических, математических понятий. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах: на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов; на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации; на окружающем мире – копилки различных видов животных и растений; на литературном чтении – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.
Методический прием «Системный лифт»
Этот прием используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного. Используя методический прием «Системный лифт» на уроках русского языка, можно организовать работу в 1-м классе - от звука (буквы) к слогу, слову, предложению; во 2-4-х классах - от слова к словосочетанию, предложению, тексту. На уроках математики с системным лифтом можно работать при изучении величин (г - кг –ц – т; км – м – дм – см – мм; век – год – месяц – неделя – сутки – час – минуты – секунды). Попутно идет повторение перевода величин. Как вариант работы, можно использовать частично закрытые экраны и попросить детей восстановить пропущенные данные, доказать свою точку зрения. На окружающем мире системный лифт используется при работе с физической картой полушарий в 3 классе. На примере лифта можно провести актуализацию необходимых знаний, а затем перейти к изучению нового материала: «Класс → первый этаж → школа → улица → район → город → республика → материк → полушарие → планета Земля». На уроках литературного чтения при помощи данного приёма можно организовать работу над сюжетом произведения.
Методический прием «Создай паспорт»
Прием используется для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями. Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану. Используется он для создания характеристик: на литературном чтении – героев литературных произведений; на окружающем мире – полезных ископаемых, животных, частей растений, систем организма; на математике – геометрических фигур, математических величин; на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингвистических терминов.
Методический прием «Мои друзья» предполагает подбор объектов по заданному признаку. На уроках математики учащимся предлагается записать любое число или цифру. По заданному признаку они подбирают новое число и доказывают свой выбор. На уроках русского языка данный прием помогает повторить грамматические категории (род, число, склонение, спряжение), состав слова, деление на слоги, правописание безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных.
Методический прием «Расселение» используются при работе с копилками слов, числовых выражений. Использование приема помогает учить детей классифицировать объекты, обобщать материал; развивает умение выполнять операции анализа и синтеза, так как учащиеся не только разделяют объекты на две группы, но и называют признак, по которому они это сделали.
Методический прием «Оживление» предполагает выступление учащихся в роли какого-либо грамматического или математического понятия. Например, на уроке русского языка учащийся может рассказать о себе, как о какой-нибудь части речи. На математике – это может быть инсценировка задачи.
При использовании методического приема «Теремок» учащимся предлагается слово-объект. Каждый ребенок играет роль какого-либо объекта и доказывает, почему его объект подходит к заданному объекту и по какому признаку. Можно предложить детям более сложный вариант, когда нужно найти общий признак для каждого из обитателей теремка. Данный прием вызывает у учащихся интерес, развивает память, внимание, мышление, воображение, речь.
Использование приемов методики ТРИЗ существенно повышает познавательную активность обучающихся в изучении содержания учебного материала, позволяет разнообразить учебную деятельность, помогает вовлечь в процесс познания всех учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование интерактивных методов как средство активизации познавательной деятельности обучающихся начальных классов
Развития личности ребенка на основе развития компетенций. Цель исследования – выяснить, как интерактивные технологии способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся....
Использование интерактивных методов обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся
Данная презентация содержит опыт, представленный на конкурсе "Педагог года 2012"...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Исследовательская работа учителя...
Мастер-класс ": Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
Этот мастер-класс поможет наглядно рассмотреть методы и приёмы организации интерактивных методов обучения,другими словами поработать в интерактиве....
Методический семинар по теме: "Использование интерактивных методов обучения как средств активизации познавательной деятельности обучающихся"
Сегодня перед педагогами стоит важнейшая проблема: как сделать процесс образования еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы среди них не было ск...
Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка
Главная цель для учителя при конструировании интересного урока - это поиск и использование разнообразных эффективных методических приёмов организации учебно-познавательной деятельности учащихся. Дости...
Теория решения изобретательских задач как метод создания технологических инноваций и средство активизации познавательной деятельности учащихся
В статье раскрываются теоретические основы использования ТРИЗ-технологии в процессе обучения младших школьников с целью развития интеллектуально-творческих способностей. Показывается важность внедрени...