Интегрированный подход – важный ресурс развивающего обучения
статья
Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка компетентностых умений. Система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между различными учебными дисциплинами, давать возможность приобретения ключевых компетенций. Введение интеграции предметов в систему образования предоставляет возможность решения педагогических задач, поставленных в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интеграция в обучении создаёт ряд условий для проявления творческой активности обучающихся, является одним из критериев компетентности современного образования. Интегрированный урок – частная модель урока, объединяющая в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_podhod_-_vazhnyy_resurs_razvivayushchego_obucheniya.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный подход – важный ресурс развивающего обучения
Главной особенностью федеральных государственных образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий (УУД), выработка компетентностых умений. Система образования должна стать более гибкой, интенсивнее использовать контакты между различными учебными дисциплинами, давать возможность приобретения ключевых компетенций. Введение интеграции предметов в систему образования предоставляет возможность решения педагогических задач, поставленных в настоящее время перед школой и обществом в целом.
Интеграция в обучении создаёт ряд условий для проявления творческой активности обучающихся, является одним из критериев компетентности современного образования.
Интегрированный урок – частная модель урока, объединяющая в себе
обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. Цель интегрированного урока – это выработка у учащихся умений, навыков и компетенций в рамках учебной программы. Он направлен на решение целого ряда задач, а именно: повышение познавательной активности обучения, приобретение представлений о целостности картины мира, применение знаний и умений на практике. Такие уроки способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, снимают перенапряжение, перегрузку (в большей степени, чем обычные уроки). Не только углубляют представление о предмете, но и способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности.
Особенно актуальным потенциал данного подхода становится в период обучения в младших классах. Педагог начальной школы один обучает детей сразу по нескольким дисциплинам, учитывает возрастные и личные особенностей младших школьников, владеет системой знаний и умений разных предметных областей. Поэтому ему не сложно организовать учебный процесс с целью интеграции знаний при изучении различных предметов, объектов, явлений.
Различают виды интегрированных уроков:
Координированные (знания одного предмета основываются на знании другого предмета) – на таких уроках происходит фрагментарное обращение к общей проблематике в различных областях знаний. Они не формируют целостного мировоззрения.
Комбинированные – подобные уроки строятся на основе одного организующего предмета, происходит слияние нескольких предметов в один, что даёт возможность исследовать одну и ту же проблему с различных позиций.
Амальгамированные (проектные) – уроки, на которых продумывается рассмотрение проблемы под различными углами зрения, с использованием информации из разных областей знаний. Они должны формировать на основе изучения жизненного опыта или распространённых социальных проблем (проект развития, конструирования игровой площадки, проблема «непонимания» и «отчуждения»).
Проектирование и проведение интегрированных уроков предполагает учет следующих условий:
-детальное проектирование и анализ содержания урока;
- привлечение обучающихся к процессу подготовки урока;
-применение методов проблемного обучения, благодаря чему происходит активизация мыслительной деятельности обучающихся на всех этапах урока;
-применение технологий самообразования обучающихся (этот компонент выделяется УУД);
-учёт возрастных психологических особенностей обучающихся.
Педагогические технологии, используемые при создании интегрированных уроков, могут быть различными:
-исследовательская (проблемно-поисковая);
-коммуникативная (дискуссионная);
-игровая;
-деятельностная;
-дифференциального обучения;
-проектной деятельности;
- ИКТ-технологии и др.
При создании интегрированного урока часто применяются несколько технологий одновременно.
Подготовку интегрированного урока можно разбить на несколько этапов:
1. Анализ и сопоставление программного материала, календарно-тематических планов учебных дисциплин для того, чтобы выделить темы, которые близки по содержанию или по цели использования.
2. Постановка целей. В качестве ключевых целей таких уроков могут выступать типизация и единство знаний, обнаружение причинно-следственных связей, обучение приемам и способам переноса знаний из одной науки в другую, формирование умственных умений.
3. Подбор материала. Следует разделить его на основной и вспомогательный. Основной материал становится системообразующим компонентом урока: отдельные определения, законы, методы, умения или способы деятельности.
4. Разработка сценария урока.
Критерии эффективной реализации интегрированного урока:
-активизация познавательной творческой деятельности учащихся, развитие познавательного интереса через проблемное обучение;
-вовлечение учащихся в самостоятельную практическую деятельность;
-развитие исследовательских навыков и умения принимать самостоятельное решение;
-формирование у учащихся современных представлений о целостности и развитии природы;
-формирование системного мышления и глубокое осознанное усвоение понятий.
Таким образом, правильно выстроенный, структурированный интегрированный урок даст возможность повысить интерес к изучаемым учебным предметам, к будущей самообразовательной работе учащихся. Эффективность интегрированного обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Работа над интегрированным уроком способствует профессиональному развитию педагога, работа на самом уроке ведет к сплоченности детского коллектива.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной.Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация его разв...
Современные подходы к организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в системе развивающего обучения.
На данном этапе педагоги стремятся максимально приблизить учебную деятельность к познавательной. Одной из основных тенденций модернизации общего образования в России является активизация е...
Современный подход к уроку в системе развивающего обучения
Выспупление на АВГУСТОВСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ района.....
Современные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения. Технология модульного обучения.
Сегодняшняя ситуация в области образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с нарушениями в интеллектуальном р...
Интегрированный подход в обучении школьников с ОВЗ
Данный материал объясняет цели и результаты применения интегрированного подхода, предлагает разные варианты интеграции предметов в начальной школе....
технологическая карта к уроку ППО с интегрированным подходом в обучении.
Современный урок с использованием лего технологий. Тема урока "Зима" моделирование и конструирование "Снежинка". В данном уроке использовался интегрированный подход в обучении неслышащих учащихся подг...