Разработка урока по литературному чтению "Рыцарь нашего времени" в технологии междисциплинарного обучения
план-конспект урока (3 класс)

Лыкасова Татьяна Александровна

В данной методической разработке представлен конспект урока по литературному чтению на тему "Рыцарь нашего времени", а также задания для групповой работы. Урок построен в технологии междисциплинарного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Класс: 3 "Г"

Учитель: Лыкасова Т.А.

Тема урока: "Рыцарь нашего времени"

Технология: междисциплинарного обучения

Цель: Проанализировать произведения Ю.Яковлева "Рыцарь Вася",

В.К. Железникова "Рыцарь" и ответить на вопрос: "Какой  поступок в современном мире можно назвать рыцарским?"

Личностные УУД:

- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания;

 - воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени.

Познавательные УУД:

- познакомиться с понятиями "рыцарь", "рыцарский поступок";

- познакомиться с информацией о рыцарях Средневековья;

- проанализировать произведения  Ю.Яковлева "Рыцарь Вася",  В.К. Железникова "Рыцарь";

- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;

- умение работать с таблицей;

умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД:

- умение формулировать тему урока;

- умение формулировать проблему урока и высказывать предположения, для ее решения;

Коммуникативные УУД:

 - умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

текст;

- умение работать в группе;

героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции.

 

Ход урока:

1 этап -  Орг. момент:

Здравствуйте, ребята!  Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!

Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Поздороваемся друг с другом и подарим эти же улыбки нашим гостям.

Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу  (слайд 1)

Я желаю, чтобы вы решали возникающие у вас проблемы вместе (слайд 2)

Я  желаю, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное (слайд 3)

И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке (слайд 4)

2 этап - Создание мотивации:

Учитель читает стихотворение:

Когда-то в средние века

Повсюду жили рыцари.

И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари с судьбой

И на турниры ехали.

Но вот полтыщи лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь только говорят –

Я не согласен с этим.

– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?

(ответы детей)

– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?».

– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями ?                                                        

-Давайте выберем из предложенного списка те определения, которые подходят к понятию рыцарь.

(ученики выбирают из предложенного списка те характеристики, которые подходят к понятию "рыцарь") - получается кластер

Рыцарь

-Где мы можем уточнить значение этого слова. Найдите значение этого слова в разных словарях.

(Зачитывают определения)

(Появляется на слайде определение) Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)

3 этап - Создание проблемной ситуации

- Ребята, как вы считаете, а в наше время можно совершать рыцарские поступки?

(ответы детей)

-Давайте попробуем сформулировать тему  нашего урока

(дети формулирую тему урока)

На доске появляется - Тема: "Рыцарь  нашего времени".

Цель:  

- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос:

-Ребята, а уже сейчас, на начальном этапе урока мы можем попытаться ответить на этот вопрос?

- Выскажите свои предположения, а я их запишу на этих щитах.

(Далее на щитах записываются предположения детей по данному вопросу).

-Мы обязательно вернемся к вашим предположениям в конце урока.

На доске у меня записаны слова, давайте

их прочитаем.

- Как вы думаете, на какие две группы мы можем разделить их?

1 группа - слова, относящиеся к произведению "Рыцарь" (В.Железников); 2 группа - слова, относящиеся к произведению "Рыцарь Вася" (Ю.Яковлев)

- Правильно, ребята, с этими произведениями вы самостоятельно познакомились дома, сегодня вам предстоит проанализировать эти произведения,  и я  надеюсь, в конце урока мы сможем ответить на главный вопрос? Для этого вам нужно серьёзно поработать в группах.

4 этап - Поиск решения проблемы - творческая работа в группах

(Дети получают задания и работают  в группах).

5 этап - Представление работ.

 Каждая группа защищает свои работы

                                                   

6 этап - формулировка вывода

- Давайте вернемся к вашим предположениям, которые вы давали в начале урока.

– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни?

(ответы детей)

-В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.

 7 этап - рефлексия

- Повлиял ли наш урок на вас?  какие же выводы вы сделали для себя?

- Я бы хотела, чтобы вы закончили одной из предложенных фраз...



Предварительный просмотр:

В.К. Железников "Рыцарь"

Задание: Заполните таблицу и сделайте вывод.

Качества, моральные нормы, поступки,  присущие рыцарям

Поступки мальчика Саши

Почему автор называет рыцарем обычного современного мальчика?

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ю.Я.Яковлев "Рыцарь Вася"

Задание: заполните таблицу и сделайте вывод.

Как выглядели рыцари

Как выглядел Вася (внешнее описание)

Какие поступки совершали рыцари?

Какой поступок совершил Вася?

Можно ли поступок Васи назвать рыцарским?

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание для творческой группы:

Задание 1. Выберите пословицы, которые подходят к рассказам  «Рыцарь» и "Рыцарь Вася"

  1. Ласковое слово слаще меда.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Смелые побеждают- трусливые погибают.
  4. Труд человека кормит, а лень портит.
  5. Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
  6. За правое дело стой смело.

Поясните свой выбор:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Составьте синквейн  на тему  "Рыцарь"  (1 строка- существительное; 2 строка - 2 прилагательных; 3 строка - 3 глагола; 4 строка - фраза, показывающая отношение автора  к теме ; 5 строка - существительное -синоним).

Задание для творческой группы:

Задание 1. Выберите пословицы, которые подходят к рассказам  «Рыцарь» и "Рыцарь Вася"

  1. Ласковое слово слаще меда.
  2. Что посеешь, то и пожнешь.
  3. Жизнь дана на добрые дела.
  4. Глаза боятся, а руки делают.
  5. Труд человека кормит, а лень портит.
  6. Не тот храбр, кто страха не знал, а тот храбр, кто страх побеждал.
  7. За правое дело стой смело.

Поясните свой выбор:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Придумайте четверостишие о рыцаре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок уроков на тему "Подготовка и написание сочинения «Зимой в лесу»,технология междисциплинарного обучения /русский язык, окружающий мир, литературное чтение/

Технология междисциплинарного обученияСочинение «Зимой в лесу»     Это образовательно-развивающая технология обучения, которая позволяет решать задачи творческого развития личности в ед...

Урок технологии, или занятие по художественному труду с использованием технологии междисциплинарного обучения: "Вторая жизнь футляра от Киндер-сюрприз"

Данная методическая разработка урока технологии предназначена для учащихся 2-х классов или воспитанников кружка "Умелые руки" (8 - 9 лет). Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Ур...

Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...

Методическая разработка урока по литературному чтению Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»

Методическая разработка урока по литературному чтению во  2 классе по теме "О братьях наших меньших. Обобщение по разделу".Тип урока: обощение и систематизация знаний....

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"

Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...

Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Наша Жучка" (В.Л. Дуров)

Конспект-урок предполагает знакомство учащихся с биографией В.Л. Дурова и его произведением "Наша Жучка"...