Разработка урока по литературному чтению "Рыцарь нашего времени" в технологии междисциплинарного обучения
план-конспект урока (3 класс)
В данной методической разработке представлен конспект урока по литературному чтению на тему "Рыцарь нашего времени", а также задания для групповой работы. Урок построен в технологии междисциплинарного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 20.47 КБ |
задания для групповой работы | 13.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Класс: 3 "Г"
Учитель: Лыкасова Т.А.
Тема урока: "Рыцарь нашего времени"
Технология: междисциплинарного обучения
Цель: Проанализировать произведения Ю.Яковлева "Рыцарь Вася",
В.К. Железникова "Рыцарь" и ответить на вопрос: "Какой поступок в современном мире можно назвать рыцарским?"
Личностные УУД:
- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания;
- воспитывать духовно богатую личность; «рыцаря» нашего времени.
Познавательные УУД:
- познакомиться с понятиями "рыцарь", "рыцарский поступок";
- познакомиться с информацией о рыцарях Средневековья;
- проанализировать произведения Ю.Яковлева "Рыцарь Вася", В.К. Железникова "Рыцарь";
- развивать умение определять главную мысль произведения, его идею;
- умение работать с таблицей;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД:
- умение формулировать тему урока;
- умение формулировать проблему урока и высказывать предположения, для ее решения;
Коммуникативные УУД:
- умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
текст;
- умение работать в группе;
героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции.
Ход урока:
1 этап - Орг. момент:
Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами!
Давайте поприветствуем друг друга улыбками. Поздороваемся друг с другом и подарим эти же улыбки нашим гостям.
Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке помогали друг другу (слайд 1)
Я желаю, чтобы вы решали возникающие у вас проблемы вместе (слайд 2)
Я желаю, чтобы вы открыли для себя что-то новое и интересное (слайд 3)
И самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало у вас на уроке (слайд 4)
2 этап - Создание мотивации:
Учитель читает стихотворение:
Когда-то в средние века
Повсюду жили рыцари.
И жизнь была их нелегка
В железной амуниции.
Гордились рыцари собой,
Мечами и доспехами.
Играли рыцари с судьбой
И на турниры ехали.
Но вот полтыщи лет назад
Не стало их на свете.
Но так лишь только говорят –
Я не согласен с этим.
– С чем, ребята, не согласен автор стихотворения? А вы как считаете?
(ответы детей)
– Такие понятия, как «рыцарь», «рыцарский поступок», исчезли в наши дни из повседневной жизни. Поэтому часто от наших дам в адрес мужчин мы слышим упрёк: «Где же ваше рыцарство?».
– Кто из вас знает, кого в прошлом называли рыцарями ?
-Давайте выберем из предложенного списка те определения, которые подходят к понятию рыцарь.
(ученики выбирают из предложенного списка те характеристики, которые подходят к понятию "рыцарь") - получается кластер
Рыцарь
-Где мы можем уточнить значение этого слова. Найдите значение этого слова в разных словарях.
(Зачитывают определения)
(Появляется на слайде определение) Рыцарь – это слово немецкое, Ritter, т.е. всадник, самоотверженный, благородный человек, в средние века – феодал, тяжеловооружённый конный воин. Он получал особое рыцарское воспитание, участвовал в турнирах. (обращаем внимание на картинку с изображением рыцаря)
3 этап - Создание проблемной ситуации
- Ребята, как вы считаете, а в наше время можно совершать рыцарские поступки?
(ответы детей)
-Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока
(дети формулирую тему урока)
На доске появляется - Тема: "Рыцарь нашего времени".
Цель:
- Сегодня на уроке мы с вами попытаемся ответить на вопрос:
-Ребята, а уже сейчас, на начальном этапе урока мы можем попытаться ответить на этот вопрос?
- Выскажите свои предположения, а я их запишу на этих щитах.
(Далее на щитах записываются предположения детей по данному вопросу).
-Мы обязательно вернемся к вашим предположениям в конце урока.
На доске у меня записаны слова, давайте
их прочитаем.
- Как вы думаете, на какие две группы мы можем разделить их?
1 группа - слова, относящиеся к произведению "Рыцарь" (В.Железников); 2 группа - слова, относящиеся к произведению "Рыцарь Вася" (Ю.Яковлев)
- Правильно, ребята, с этими произведениями вы самостоятельно познакомились дома, сегодня вам предстоит проанализировать эти произведения, и я надеюсь, в конце урока мы сможем ответить на главный вопрос? Для этого вам нужно серьёзно поработать в группах.
4 этап - Поиск решения проблемы - творческая работа в группах
(Дети получают задания и работают в группах).
5 этап - Представление работ.
Каждая группа защищает свои работы
6 этап - формулировка вывода
- Давайте вернемся к вашим предположениям, которые вы давали в начале урока.
– Какого же человека мы называем рыцарем в наши дни?
(ответы детей)
-В наши дни рыцарем называют человека, готового на подвиг во имя другого человека, умеющего держать данное слово, быть вежливым, благожелательным, заступаться за младшего, слабого. Рыцарь готов в любую минуту броситься на помощь другим, и в его груди бьётся благородное сердце.
7 этап - рефлексия
- Повлиял ли наш урок на вас? какие же выводы вы сделали для себя?
- Я бы хотела, чтобы вы закончили одной из предложенных фраз...
Предварительный просмотр:
В.К. Железников "Рыцарь"
Задание: Заполните таблицу и сделайте вывод.
Качества, моральные нормы, поступки, присущие рыцарям | Поступки мальчика Саши |
Почему автор называет рыцарем обычного современного мальчика?
Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ю.Я.Яковлев "Рыцарь Вася"
Задание: заполните таблицу и сделайте вывод.
Как выглядели рыцари | Как выглядел Вася (внешнее описание) | Какие поступки совершали рыцари? | Какой поступок совершил Вася? |
Можно ли поступок Васи назвать рыцарским?
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание для творческой группы:
Задание 1. Выберите пословицы, которые подходят к рассказам «Рыцарь» и "Рыцарь Вася"
- Ласковое слово слаще меда.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Смелые побеждают- трусливые погибают.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.
- За правое дело стой смело.
Поясните свой выбор:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Составьте синквейн на тему "Рыцарь" (1 строка- существительное; 2 строка - 2 прилагательных; 3 строка - 3 глагола; 4 строка - фраза, показывающая отношение автора к теме ; 5 строка - существительное -синоним).
Задание для творческой группы:
Задание 1. Выберите пословицы, которые подходят к рассказам «Рыцарь» и "Рыцарь Вася"
- Ласковое слово слаще меда.
- Что посеешь, то и пожнешь.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Глаза боятся, а руки делают.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Не тот храбр, кто страха не знал, а тот храбр, кто страх побеждал.
- За правое дело стой смело.
Поясните свой выбор:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Придумайте четверостишие о рыцаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок уроков на тему "Подготовка и написание сочинения «Зимой в лесу»,технология междисциплинарного обучения /русский язык, окружающий мир, литературное чтение/
Технология междисциплинарного обученияСочинение «Зимой в лесу» Это образовательно-развивающая технология обучения, которая позволяет решать задачи творческого развития личности в ед...
Урок технологии, или занятие по художественному труду с использованием технологии междисциплинарного обучения: "Вторая жизнь футляра от Киндер-сюрприз"
Данная методическая разработка урока технологии предназначена для учащихся 2-х классов или воспитанников кружка "Умелые руки" (8 - 9 лет). Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Ур...
Урок математики в 4 классе (в технологии междисциплинарного обучения)
Образовательная система "Школа 2100"...
Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)
Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...
Методическая разработка урока по литературному чтению Обобщение по разделу «О братьях наших меньших»
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе по теме "О братьях наших меньших. Обобщение по разделу".Тип урока: обощение и систематизация знаний....
Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"
Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...
Методическая разработка урока по литературному чтению на тему "Наша Жучка" (В.Л. Дуров)
Конспект-урок предполагает знакомство учащихся с биографией В.Л. Дурова и его произведением "Наша Жучка"...