Конспект занятия Алгоритм
план-конспект занятия (4 класс)
Предварительный просмотр:
Учебное занятие по математике в 4 классе
Тема «Решение задач с применением алгоритмов»
Цель : сформировать у учащихся умение применять общий алгоритм для решения любой задачи и алгоритм при решении конкретной задачи.
Образовательные задачи:
-закрепить умение решать составные задачи, анализируя их состав;
Воспитательные задачи:
-воспитывать интерес к математическим знаниям;
-воспитывать ответственность за выполнение коллективной работы.
Развивающие задачи (УУД).
Регулятивные УУД:
- уметь организовывать свою деятельность;
-принимать и ставить учебно-познавательную задачу;
-строить логические рассуждения;
-планировать свои действия.
Познавательные УУД:
-учиться применять алгоритм при решении задач.
Коммуникативные УУД:
-уметь использовать математическую речь при объяснении своих действий;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь товарищам.
Тип занятия: Урок рефлексии (комбинированный)
Методы: словесные, наглядные, практические, частично поисковые, сравнение, аналогия и обобщение.
Медиапродукт: презентация к уроку.
Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point, карточки – алгоритмы , карточки – самооценка.
Ход занятия
- Мотивационный этап.
- Я рада всех вас видеть на нашем уроке. Я желаю вам хорошего настроения и отличных ответов. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте взаимной удачи.
Начнём занятие с девиза:
«Мы сможем, мы сумеем, и у нас всё получится!» (слайд 2)
У каждого из вас на столе лежит конверт. В нём есть карточка – самооценка. В конце урока подведёте итог своей работы и оцените себя.
2. Актуализация прежних знаний.
А сейчас небольшая разминка перед серьёзной работой. (слайд 3)
Положите перед собой индивидуальные досточки, возьмите маркер и настройтесь на работу. Я буду произносить математические выражения, а вы, в качестве ответа, будете записывать только знак действия. (Ответ показывают учителю)
На слайде: 1. Диаграмма, в которую я буду заносить результаты ваших ответов. Она поможет увидеть ошибочные ответы и сделать вывод: в чём вы ещё затрудняетесь, и что надо будет повторить на следующих уроках.
2. Математические выражения, которые я буду называть. Они нам нужны будут при подведении итога этой работы. (слайд 4)
1. Увеличение числа в несколько раз
2. Нахождение целого
3. Уменьшение на несколько единиц
4. Приведение к единице
5. Нахождение части от числа
6. Нахождение числа по его части
7. Разностное сравнение
8. Уменьшение числа в несколько раз
9. Нахождение остатка
10.Кратное сравнение
Во время работы учитель отмечает на слайде маркером точку, обозначающую количество детей, у которых была допущена ошибка, напротив номера задания.
Проверим работу. По диаграмме мы видим, что больше всего ошибок на 5-е и 6-е задание. Какой вывод сделаем? (…) Правильно, надо ликвидировать пробелы путём повторения.
А что мы вспомнили, выполняя эту работу? (Дети: мы повторили виды простых задач) Правильно. А если объединить несколько простых задач, то, что получится? (Дети: получится составная задача). Можно сказать, что мы закрепляли умения определять знаки действий при решении простых задач? (Дети: да)
Вспомните, что мы используем при решении составной задачи? (Дети: алгоритм).
Вы можете сказать, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Дети: решать составные задачи с применением алгоритма).
Тема нашего занятия: «Решение задач с применением алгоритма». Мы уже умеем применять алгоритм для решения задачи, т.е. основной и обязательный алгоритм для решения любой задачи. А сегодня мы продолжим работу по применению алгоритмов более глубоко.
Задачи: продолжить учиться применять алгоритм для решения любой задачи, а так же учиться составлять алгоритм при подготовке к конкретному виду задач.
Ребята, а что такое АЛГОРИТМ? (Дети: Алгоритм – это последовательность действий или план достижения цели. Алгоритм состоит из отдельных шагов. Каждый шаг содержит одну команду.)
Как вы считаете, только ли на математике применяется алгоритм? (Дети: нет. Алгоритм можно применять на любом уроке. И не только на уроках, но и в жизненных ситуациях. ) Приведите примеры из жизни. (Учащиеся приводят примеры). Например: подготовка домашнего задания; утренние сборы в школу; заваривание чая, кофе; строительство дома и т. д.
Вывод: Алгоритм – это универсальное действие. (слайд 5)
А теперь приступим к решению задачи. Но сначала повторим главный алгоритм для решения любой задачи (слайд 6)
Алгоритм работы над задачей
- Читаю условие задачи. Читаю вопрос.
- Представляю ситуацию, описанную в задаче.
- Нахожу данные задачи, выделяю опорные слова.
- Определяю искомое задачи (конечная цель).
- Определяю состав задачи.
Простая Составная
- Моделирую задачу. 1. Моделирую задачу.
- Записываю решение . 2. Определяю кол-во простых.
- Записываю ответ. 3. Указываю действия.
- ________________ 4. Записываю решение.
- ________________ 5. Записываю ответ.
- ________________ 6. Записываю выражение.
Задача 1. В школьном саду посадили 30 яблонь, слив в 2 раза меньше, а вишен на 12 деревьев больше, чем слив. Сколько всего деревьев посадили в школьном саду?
Работаем по алгоритму.
Дети: сначала мы прочитаем условие задачи, вопрос. Затем представим, о чем идёт речь в задаче. (В школьном саду высаживают деревья: яблони, вишни и сливы.) Находим опорные слова: (яблони, вишни, сливы). Называем что известно, а что не известно. (Известно, сколько яблонь - их 30. Не известно - сколько вишен и груш). Искомое задачи – главный вопрос задачи. Определяем состав задачи. (Задача составная. Состоит из трёх простых)
Моделируем задачу. Выбираем словесную модель. (Можно также использовать чертёж, рисунок, …) Определим, сколько в ней простых задач (их три). Указываем действия каждой простой задачи ( : , +, +) (слайд 7)
Яблонь – 30 (д.)
Вишен - ?, в 2 раза меньше, чем яблонь (:)
Груш - ?, на 12 д. больше, чем вишен (+)
Всего деревьев - ? (+)
Записываем решение задачи:
1). 30 : 2 = 15 (д.) – вишнёвых.
2). 1 5 + 12 = 27 (д.) – грушевых.
3). 30 + 15 + 27 = 72 (д.) – всего деревьев.
Записываем ответ: 72 дерева посадили школьники.
Составляем и записываем выражение к задаче:
30 + 30 : 2 + (30 : 2 + 12) =72 (д.)
Задача решена с помощью алгоритма. А в жизни процесс посадки деревьев проходит в строгой последовательности или действия посадки можно менять? ( Дети: действия посадки деревьев тоже проходят в определённой последовательности. )
Посмотрите как это происходит. (слайд 8)
Чтобы решить следующую задачу, давайте кое- что вспомним.
На (слайде 9) появляется запись: мм см дм м км Что это? Дети: (единицы измерения длины). Далее появляется: мм² см² дм² м² км² А это что? (единицы измерения площади. Как связаны между собой эти единицы измерения? (единицы площади зависят от линейных размеров)
Вот вам задание: выразите 6 км² в м². Можно ли и в этом случае применить алгоритм? Дети: да, можно. 1). 1км = 1000м
2). (1000 х 1000=1000 000)
2). 1км² = 1000 000 м²
3). 6км² = 6 000 000 м²
Эти знания нам нужны для решения задачи на нахождение площади.
Решим простую задачу. Текст задачи на (слайде 10) ( Работа в паре)
Задача. На участке, длина которого 400м, а ширина 300 м посадили яблони.
На какой площади были посажены яблони?
Ребята, для решения этой задачи (нахождение площади прямоугольника), кроме основного алгоритма для решения задач, применяется алгоритм конкретно для данной задачи. Поработайте в парах , составьте алгоритм и приготовьтесь презентовать задачу).
Дети должны составить алгоритм для решения данной задачи (на нахождение площади прямоугольника). По истечении времени пара выходит к доске и презентует задачу по составленному алгоритму. Алгоритм должен быть таким:
- Вспомним определение площади.
- Запишем формулу нахождения площади прямоугольника.
- Запишем решение задачи.
- Запишем ответ задачи.
400 х 300 = 12000(м²)
Какую работу ещё можно выполнить в данном случае? (Дети: перевести в гектары)
Применяя алгоритм, переведите в га.
- 1га это квадрат со стороной 100 м
- 100 х 100 = 10 000м², т.е. 1 га = 10000 м²
- 12 000 : 10 000 + 12 (га) - площадь равна 12 га
Подведём итог нашей работы.
Какую цель ставили в начале урока? (ответы детей)
-Кому был полезен этот урок?
-В чём испытывали затруднения?
-На что ещё надо обратить внимание?
Заполните карточку – самооценку.
Урок окончен. Спасибо всем за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметное занятие, направленное на формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий. Тема занятия "Алгоритм взаимодействия в группе"
Технологическая карта метапредметного занятия Тема: Алгоритм взаимодействия в группеЦели учителя: организовать учебную деятельность по усвоению обучающимися алгоритма взаимодействия в групп...
Конспект урока "Алгоритм деления"
Алгоритм деления...
Конспект урока "Алгоритм решения простых задач"
Программа Л.В. Занков. 1 класс...
Презентация к плану - конспекту урока "Алгоритм вычитания многозначных чисел"
Презентация по математике на тему "Алгоритм вычитания многозначных чисел".Учитель: Качай Галина Викторовна...
Конспект урока "Алгоритм списывания печатного текста"
УМК "Развивающая система Эльконина-Давыдова" 1 класс, русский язык...
Конспект занятия по миру деятельности. Тема: "Алгоритм сравнения объектов" (УМК "Перспектива")
Планируемые результаты:Личностные:формировать представление о том, что такое план; Познавательныенаучиться использоваться планЦель: уз...