Доклад на тему: "Особенности проведения фронтальных уроков в школе для слабослышащих детей"
методическая разработка

Марина Николаевна Самородова

В докладе кратко рассмотрены основные особенности обучения детей с нарушением слуха на фронтальных уроках в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самородова М.Н.

Особенности проведения фронтальных уроков в школе для детей с нарушением слуха

Начальное образование является базой для получения основного общего образования.

Школа-интернат №33 осуществляет образовательную деятельность по АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся Вариант 2.2.

В нашу школу поступают дети с разным уровнем речевого развития и разными слуховыми возможностями. В связи с этим все фронтальные уроки строятся с учётом особых образовательных потребностей детей, а главным принципом обучения является принцип индивидуального подхода.

Особенности учебного плана.

На уровне начального общего образования предметная область «Филология» представлена учебными предметами «Русский язык», «Литературное чтение», «Развитие речи». Предмет «Развитие речи» в школе для слабослышащих детей является отдельным учебным предметом, а не частью предмета «Русский язык», как в массовой школе.

Учебные предметы «Обучение грамоте», «Русский язык (формирование грамматического строя речи)», «Развитие речи» обеспечивают обучающимся достижение уровня начального общего образования, коррекцию и формирование грамматического строя речи, способствуют развитию устной и письменной речи обучающихся, обогащению словарного запаса, формированию навыков речевого общения.

Изучение этих предметов позволяет создать основу для развития речевой деятельности обучающихся для дальнейшего освоения системы основополагающих элементов научного знания и деятельности по получению, преобразованию и применению новых знаний.

Слабослышащий ребёнок, приходящий в школу, менее продуктивен, чем глухой, так как у него уже сформирован речевой модуль, который, однако, крайне аграмматичен и требует исправления.

          У слабослышащих детей отмечаются трудности и в фонетическом, и в грамматическом строе речи, и в словарном запасе.

С точки зрения фонетического строя речи, наиболее характерны следующие особенности:

- смешение одних звуков с другими (например, звонких с глухими, свистящих с шипящими и т.д.);

- пропуски звуков или слогов в словах;

- ошибки в ударении и орфоэпические ошибки.

Вышеназванные звуковые искажения возникают в результате недостаточного сформированного навыка их грамотного использования в условиях нарушения слуха.

Набольшие отклонения и серьёзные ошибки наблюдаются в словарном составе речи слабослышащих. У слабослышащих обучающихся минимизирован объём словаря. Кроме этого, в словарном запасе достаточно часто используются слова неадекватно ситуации: и в устной, и в письменной речи дети часто замещают названия одних предметов другими. Эти замены носят разный характер:

1.по принципу ситуационной связи (умывальник – мыло, пижама – спальня)

2.по принципу внешнего сходства (кисточка – веник – метла)

3.по принципу акустического сходства (телефон – патифон)

Отмечается своеобразное употребление частей речи. Как правило, слабослышащие дети используют наиболее конкретные части речи – имена существительные, которые обозначают предметы; глаголы, которые обозначают конкретные действия в наглядной ситуации. Большую трудность представляют части речи с отвлечённым значением (наречия, местоимения, причастия, деепричастия). Часто дети смешивают однокоренные части речи.

Слабослышащие обучающиеся используют в речи слова, опираясь исключительно на наглядную основу. Поэтому характерной особенностью устной речи слабослышащих является устная соотнесённость (Таня дверь рука; Саша нога мяч). Ребёнок часто говорит фразу, не понимая её лексического значения.

Не менее глубокими являются отклонения в грамматическом строе речи.

Наиболее характерные ошибки наблюдаются:

  1. в воспроизведении структуры предложения (замена предложения словом или словосочетанием; пропуски членов предложения, чаще всего сказуемых; инверсии – нарушение порядка слов).
  2. в формировании грамматических связей между словами (грамматических когезий). Они проявляются в отсутствии или смешении родовых или падежных окончаний имён существительных и видовых и временных форм глагола, неупотреблении или неправильном употреблении предлогов.

           Все перечисленные выше особенности овладения языком слабослышащими детьми требуют специальных приёмов работы на уроках русского языка (формирования грамматического строя речи). Особенно во 2 отделении большое внимание уделяется заучиванию грамматических структур, детям даются таблицы с речевыми высказываниями, готовые речевые клише (варианты речевых ответов), проводится обучение схемам и работа по ним. У ребёнка перед глазами всегда должна быть опора с образцом ответа.

В процессе целенаправленного обучения у слабослышащего ребёнка заменяется аграмматичный модуль на новый, правильный.

В предметной области «Филология» предмет «Развитие речи» направлен на формирование жизненных компетенций, житейских понятий обучающихся, развитие их мышления, развитие разговорной (диалогической) и связной (монологической) речи в устной и письменной формах.

Развитие речи в устной форме реализуется посредством применения таких видов работ, как составление рассказа по сюжетной картине, серии картин, пересказ, придумывание начала (продолжения, окончания) рассказа, составление рассказа по заданной теме, устные ответы на вопросы.

Развитие речи в письменной форме реализуется посредством применения таких видов работ, как подготовка и написание изложений и сочинений, письменные ответы на вопросы, дополнение предложений по картинкам, дополнение предложений по вопросам, работа с деформированным текстом.

На уроках развития речи большое внимание уделяется словарной работе. Такие приёмы, как «скажи по-другому», «замени слово/словосочетание» способствуют выстраиванию синонимичного ряда, что пополняет словарный запас обучающихся. На каждом уроке используются речевые клише, даются образцы речевых высказываний.

Одним из интересных и любимых детьми видов работ является работа с деформированным текстом. Основными видами работы с деформированным текстом во 2-4-х классах являются:

- восстановление текста по картинному плану;

- восстановление текста по демонстрации действий и инсценировкам;

- восстановление текста по словесному плану.

Работа с деформированным текстом способствуют развитию навыков последовательного изложения, обогащению словаря, развитию логического мышления. 

В учебный план 4-х классов включён актуальный учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Этот предмет не входит в предметную область «Филология», однако, он является одним из важнейших уроков, на котором у обучающегося развивается и устная, и письменная формы речи, развивается слуховое восприятие, слуховая память, критическое мышление, формируются жизненные компетенции.

В нашей школе на уроках ОРКСЭ учителя создают условия для развития речи с применением новейших педагогических технологий и приёмов работы. На уроках применяются информационные технологии, технологии игрового обучения, технологии сотрудничества, технологии наглядного моделирования, технологии дифференцированного обучения, здоровьесбережения, технологии критического мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья" ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ"

в статье раскрываются технологии дифференцированного обучения на уроках математики...

Доклад на тему "Особенности структурирования уроков в начальной школе"

об особенностях структурирования уроков в начальной школе...

Доклад на тему:"Особенности работы над проектом в рамках реализации УМК "Школа России"

В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в ...

Доклад на тему: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».

Доклад на тему: «Особенности структуры урока в начальной школе в соответствии ФГОС».      ...

Доклад на тему "Особенности обучения и воспитания детей разных национальностей в начальной школе"

В выступлении  говорится о проблемах и затруднениях , которые возникают в процессе обучения и воспитания в интернациональном коллективе и о путях их решения....