Доклад на тему:"Особенности работы над проектом в рамках реализации УМК "Школа России"
материал
В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью, т.к. возможность заниматься проектами уже заложена в самой программе по всем дисциплинам. ... Авторы учебно-методического комплекса«Школа России» в сотрудничестве с издательством «Просвещение» закладывают и реализуют в УМК такие качества, как фундаментальность, надёжность, открытость новому, вариативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_nad_proektom_v_nachalnoy_shkole.docx | 49.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему :
«Особенности работы над проектом
В рамках реализации УМК «Школа России»
на районном методическом объединении .
Составила учитель начальных классов
МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ имени Ю.А.Акаева»
Бегеева Назрулжами Джунаидовна.
2016 г.
В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для
повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и
творческих способностей надо направлять деятельность учителя на
формирование положительной мотивации учащихся, самостоятельное
овладение знаниями, творческий подход в обучении.
Ведущее место занимают такие формы самостоятельной работы учащихся,
которые основаны не только на применении полученных знаний и умений,
но и на получение н
а их основе новых.
Главная идея проектно-исследовательской деятельности
-
направленность учебно -познавательной деятельности на результат, который получается при
решении практической, теоретической, но обязательно личностно и
социально
-
значимой проблемы. Этот результат называется проект.
Под проектом
понимается обоснованная, спланированная и осознанная
деятельность, направленная на формирование у школьников определенной
системы интеллектуальных и практических умений. Проектно-исследовательская деятельность -это совместная учебно -познавательная,
творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные
методы, способы деятельности, направленная на достижение общего
результата, которая способствует развитию самостоятельности,
целеустремленности, ответственности, настойчивости, толерантности,
инициативности, в процессе работы над проектом дети приобретают
социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным
условиям жизни.
Проектно-исследовательская деятельность
реализует деятельностный
подход к обучению. В основе каждого учебного исследования лежит
проблема, из которой вытекает и цель, и задачи деятельности учащихся.
Проблема проекта-исследования обуславливает метод деятельности,
направленной на ее решение. Целью такой работы становится поиск
способов решения проблемы, а задача формулируется как задача
достижения цели в определенных условиях.
Главным компонентом проектно-
исследовательской деятельности должен
быть интеллектуальный поиск, важнейшей частью -стадия мысленного
решения поставленной задачи.
Проект с точки зрения учащегося–это возможность делать что-то
интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя
свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя,
попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать
публично достигнутый результат.
Учебный проект с точки зрения учителя–это дидактическое средство,
позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности
по нахождению способа решения проблемы путем решения задач,
вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной
ситуации.
В начальной школе можно выделить
следующие виды учебных исследований:-
по доминирующей в проекте деятельности: исследовательские,
информационные,
практико-ориентированные, ролево-игровые,
творческие;-
по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые,
коллективные;-по месту проведения: урочные, внеурочные;-
по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета),
межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения); все
возможные темы можно условно распределить на три группы:
фантастические, экспериментальные, теоретические.-по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней
продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные
У учащихся младшего школьного возраста наглядно
-
образное мышление,
любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к
выбору темы на основе конкретного содержания предмета.
Правила выбора темы проекта
Правило 1.
Тема должна быть интересна ребенку. Исследовательская
работа эффективна только на добровольной основе. Тема, навязанная
ученику, какой бы важной она ни казалась взрослым, не даст должного
эффекта.
Правило 2.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть
полезно участникам исследования. Натолкну
ть ребенка на ту идею, в
которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие
стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и
навыки,
–
сложная, но необходимая задача для работы учителя. Надо
подвести ребенка к такой проблеме, выбор которой он считал бы своим
решением.
Правило 3.
Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той
сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя
сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Правило 4.
Тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности,
необычности. Оригинальность следует понимать, как способность
нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.
Правило 5.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполне
на
относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное
внимание на одном объекте, т. е. долговременно, целеустремленно работать
в одном направлении, у младшего школьника ограничена.
Длительность выполнения учебного проекта или исследования
в 1
-
2 классе
целесообразно ограничить 1
-
2 неделями. Важно, чтобы проекты не были
долгосрочными, так как сложно длительное время удержать интерес к
проекту. В 3
-
4 классе их продолжительность можно увеличить от 1 до 2
месяцев.
Правило 6.
Тема должна быть
доступной. Она должна соответствовать
возрастным особенностям детей. Это касается не только выбора темы
исследования, но и формулировки и отбора материала для ее решения. Одна
и та же проблема может решаться разными возрастными группами на
различных этапах
обучения.
Правило 7.
Сочетание желаний и возможностей. Выбирая тему, педагог
должен учесть наличие требуемых средств и материалов
–
исследовательской базы. Ее отсутствие, невозможность собрать
необходимые данные обычно приводят к поверхностному решению,
порождают "пустословие". Это мешает развитию критического мышления,
основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях.
Правило 8.
С выбором темы не стоит затягивать. Большинство учащихся
начальной школы не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Поэтому, выбирая тему, действовать следует быстро, пока
интерес не угас.
Структура проекта.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над
проектом.
Стадии работы над проектом -это—это «пять П»:
Проблема —
Проектирование (планирование)
—
Поиск информации
—
Продукт
—
Презентация.
Шестое «П» проекта
—
его Портфолио,
-
папка, в которой собраны все
рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты
исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант
учебного проекта для презентации.
Проектирование.
В начальных классах учащиеся еще не умеют работать с научно
-
познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать
обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. От учителя потребуется такт,
деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на
самостоятельный поиск. Большого внимания требует и процесс осмысления,
целенаправленного приобретения и применения знаний, необходимых в том
или ином проекте, постановки учебной цели по овладению приёмами
проектирования.
Роль учителя.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в
систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей
роли
учителя. Главное для учителя
–
увлечь детей, а также их родителей в
исследовательской деятельности, вселить уверенность в своих силах. Они
вместе делают фотографии, выполняют несложные исследования по
наблюдению, помогают подбирать информацию для теоретического
обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы.
В учебном проекте степень активности и самостоятельности учеников и
учителя на разных этапах можно представить в следующей схеме:
1-й этап
-УЧИТЕЛЬ
-ученик,
2-й и 3й этапы
-
учитель
-
УЧЕНИК,
Последний этап
-
УЧИТЕЛЬ
-
ученик.
Роль учителя велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель
выполнит свою роль на первом этапе
–
этапе погружения в проект, зависит
судьба проекта в целом. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку
ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или
исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти к
умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым
житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Следующий вопрос:
-
Где мы можем узнать что
-
то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек:
«подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из
книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести
эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление
результатов», «представление результатов выполненных
проектов в виде
материального продукта и «презентация проекта».
Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов
сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде.
Важно сообщить ученикам сразу, чт
о собираемые данные лучше сразу
фиксировать, чтобы они не были забыты.
подумать; Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения
о местах обитания кошек и собак, их внешних особенностях, питании, роли в
жизни человека. Для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать
несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как
умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.
спросить у другого; Нацелить ребят на то, что расспрашивать о животных
можно и взрослых и других детей. Но дети в силу особенностей возрастного
развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к
другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки
вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр
-
проектов с младшими школьниками,
поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые
не умеют спрашивать и слушать других людей.
получить информацию из книг; Для этого заранее подобрать
дополнительную литера
туру по темам, которые выбрали дети. Детские
справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для
ребят в процессе работы над проектом.
наблюдения и эксперименты; Особенно ценны в проектной деятельности
(если проект предусматривает исследовательскую работу):
Обобщение информации.
В каждой группе в течение нескольких дней идёт сбор информации, а
учитель в индивидуальном порядке работает с каждой по мере
необходимости. План работы на карточках надо прикрепить на классном
стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
Для ученика начальной школы очень сложно обобщить полученные знания.
Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие
способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть
второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не
отличается от работы настоящего учёного.
Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы
учащиеся увидели схему организации проекта, осознали рассматриваемую
проблематику и оценили промежуточные результаты. Они должны понять
способы деятельности, обнаружить ее смысловые особенности. Формы
образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное
анкетирование, графическое изображение происходящих изменений на
протяжении этапа проекта). Ученика
м начальной школы нравится
графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить
свое настроение в ходе проекта (например, построить график погоды в
классе во время проекта и др.).
Сообщение по результатам работы (презентация проекта)
Как только информация обобщена, нужно с каждой группой готовить
сообщения по теме. Первые работы, обычно, короткие, поэтому их можно
объединить и выпустить в каждой группе газету или книжки
-
малышки. Затем
каждый участник группы рассказывает о том вкладе, который он внёс в
процессе работы. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу,
особенно отметить, что у них хорошо получилось.
Защиту проекта пропустить нельзя. Без нее исследование не может считаться
завершенным. Это один из главных этапов обучения
начинающего
исследователя. Защита должна быть публичной, с привлечением авторов
других проектов, зрителей (завучи, учителя, родители). Таким образом,
ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими
взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.
Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь
учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике
теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит
отразить основные моменты работы ребёнка, а ещё хорошо бы пригласить
родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Время представления проекта целесообразно ограничить 7
–
9 мин.
Необходимо строго регламентировать вопросы и ответы. Повторяющиеся и
малосущественные вопросы должен снимать педагог, ведущий защиту. По
завершении прений следует поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но
и тех, кто задавал интересные вопросы.
Второй этап
–
самостоятельные исследования
Приведу пример работы над проектом-исследованием по теме: «Какая она,
русская зима?»
Подготовка к проекту
Для самостоятельных исследований и разработки проекта ученикам
понадобились карточки
-
этапы работы, которые использовались на
тренировочных занятиях. Из новых средств
-
«папка учёного». В эту папку
каждый ребёнок собирал весь накопленный материал по выбранной теме.
Работа над проектом.
Начали мы как обычно
–
с выбора темы.
По характеру деятельности его участников проект определился как практико
-
ориентировочный, с элементами творческого, ролевого,
исследовательского
и информационного.
На уроках литературного чтения при знакомстве со стихотворениями русских
поэтов о зиме была создана ситуация, во время которой возник спор о том,
какая она, русская зима
–
радостное и чудесное время года или суровое и
тяжёлое испытание для всего живого. Было предложено обсудить этот
вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот
вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому
мнению, было решено провести исследование по предложенным темам:
«Волшебниц
-
зима», «Какая она, русская зима?», «Образ русской зимы».
Дети определили тему исследования
-
«Какая она, русская зима?»
Было предложено разделиться на 3 группы, определить название групп,
исходя из интересов учащихся: «Литературоведы», «Искусствоведы» и
«Хранители традиций». Каждая группа должна была определить цель своего
научного исследования.
Ответ на вопрос «Какая она, русская зима?»
–
цель этого проекта. Детям
предстояло и провести наблюдения, и расспросить взрослых, и провести
анализ произведений поэтов и художников, и обобщить полученные
материалы, и подготовиться к защите проекта.
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и
складывали в свои папки. На каждом листке указывали источник, откуда
взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети
структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали
наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и
делали выводы. Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта
(самостоятельно, в группах, с помощью учителя, родителей): изготовили
открытки и поделки, буклеты со стихотворениями собственного сочинения,
организовали выставку рисунков по теме, с помощью учителя подготовили
презентацию по теме проекта.
Сообщение результатов (презентация работ).
Через три недели состоялась защита проекта, где участники каждой группы
представили свои работы, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу
и выводы, представили результаты работы над проектом.
Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки
зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым
делом формируется качество творческой личности.
Рефлексия результатов проекта
–
важный заключительный этап,
способствующий осмыслению учеником собственных
действий. Учащийся
осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз
обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия
отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта
прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы,
отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что
у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "Кому я помог?".
В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением
отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому
"проектное обучение не должно вытеснять классно
-
урочную систему и
становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к
другим "видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт
работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами
обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом
учебный процесс по методу проектов
существенно отличается от
традиционного обучения.
Автор: учитель Бегеева Н.Д.
МКОУ «Султанянгиюртовская СОШ.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Особенности работы сдетьми с ОВЗ....
Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах"
Проектно-исследовательская деятельность в рамках реализации стандартов второго поколения в начальных классах....
Конспект урока технологии на тему «Фонтаны. Работа с пластичными материалами» 3 класс. Школа России
Конспект урока технологии...
Статья на тему: "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"
В соответствии с современными взглядами, господствующими в психологии, одаренность – это системное качество личности, включающее организующее и соподчиняющее множество способностей, мотивов чело...
Доклад по теме: «Особенности работы с детьми ОВЗ»
Доклад по теме:«Особенности работы с детьми ОВЗ»...
Доклад по теме: «Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучения».
laquo;Активизация познавательной деятельности в рамках реализации программы дополнительного образования естественнонаучной направленности посредством индивидуализации и дифференциации процесса обучен...
Презентация на тему "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Презентация на тему "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"...