Доклад на тему: "Особенности эмоциональных нарушений и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)"
материал

Особенности эмоционального поведения детей с ЗПР

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ И ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ЗПР)

     Задержка психического развития (ЗПР) – это отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально-волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания. Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций, плохой успеваемостью в школе. Диагностика ЗПР проводится коллегиально комиссией в составе медицинских специалистов, педагогов и психологов. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно-развивающем обучении и медицинском сопровождении. Согласно наиболее распространённой классификации ЗПР выделяют четыре основных её вида: конституциональная ЗПР; психогенная ЗПР; соматогенная ЗПР; церебрально-органическая ЗПР. Особый интерес вызывают эмоциональные нарушения у таких детей, спектр которых чрезвычайно велик. Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения: через переживание положительной или отрицательной эмоции выражается оценка события, явления. Эмоции  служат  способом познания мира, общения с другими, кроме того, они насыщают человеческую жизнь красотой и богатством переживаний, делают ее полифоничной.

    Неблагоприятным фоном для формирования эмоционального неблагополучия у детей с нарушениями интеллекта является органическое поражение центральной нервной системы, что способствует следующим факторам:

  • - незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • - органический инфантилизм;
  • - несогласованность эмоциональных процессов;
  • - гиперактивность;
  • - импульсивность;
  • - склонность к аффективным вспышкам

       У детей с нарушениями  интеллекта эмоциональное развитие задержано:

- они постоянно испытывают трудности со средой адаптации, что нарушает их эмоциональный комфорт и психическое равновесие.

-они более, чем обычные дети, нуждаются в снятии напряжения, педагогической помощи, в специальном расширении и обогащении сенсорного пространства .

Такие дети отличаются  несамостоятельностью, непосредственностью, не умеют целенаправленно выполнять задания, контролировать свою работу, познавательная активность понижена ,низкая работоспособность в учебной деятельности, но при переключении на игру, соответственную эмоциональным потребностям,  работоспособность повышается.

      Первый тип - ЗПР конституционального происхождения. Для этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Здесь речь идет о так называемом психическом инфантилизме. Это спектр особенностей поведения, который, может существенно отразиться на деятельности ребенка, в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации.  Такой ребенок часто бывает несамостоятелен, тяжело приспосабливается к новым для него условиям, часто сильно привязан к маме и в ее отсутствие чувствует себя беспомощным; для него характерен повышенный фон настроения, бурное проявление эмоций, живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые, порывистые движения. Часто беспричинная радость,  неосторожность, непредусмотрительность, плаксивость по пустякам.  Такие дети в целом, наивны, доверчивы, приветливы, некритически воспринимают мысли и высказывания окружающих. К школьному возрасту у такого ребенка на первом плане все еще стоят игровые интересы, тогда как в норме им на смену должна прийти учебная мотивация. В игре они неутомимы, а в выполнении практических заданий быстро утомляются. Особенно им надоедает однообразные задания, требующие удержания сосредоточенного внимания довольно продолжительное время . Ему трудно принять какое-либо решение без посторонней помощи, сделать выбор либо совершить над собой любое другое волевое усилие. На занятиях такие дети непродуктивны в тех ситуациях, когда необходимо следовать требованиям педагога и преодолевать собственные желания. На замечания учителя они либо обижаются, либо не обращают внимания, также  небрежное отношение к обучению, неорганизованность при выполнении заданий, завышенная или, наоборот, заниженная самооценка. Прикрытием от реальности может служить и уход в особый вымышленный мир. Такие дети начинают сочинять про себя и свою семью небылицы, фантазируют о своих успехах.

   Следующая группа - это ЗПР психогенного происхождения - эмоционально-волевая сфера могут развиваться на фоне разных вариантов патологического формирования личности:

а) по типу психической неустойчивости  - встречается в условиях гипоопеки, с характерными чертами патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности. Такой ребенок является заводилой всех беспорядков в классе и, по-видимому, получает от этого большое удовольствие.

б) по типу «кумира семьи» - в условиях гиперопеки, в которой не развиваются черты самостоятельности, инициативности, ответственности, но характерны черты эгоцентризма, установка на постоянную помощь и опеку;

в) по невротическому типу - в условиях грубых, жестоких, агрессивных отношений в семье. Там, где нет взаимной любви, доверия. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Дети с задержкой в развитии, которые лишены эмоционального контакта дома, испытывают затруднения в общении с детьми, осторожно реагируют на любое эмоциональное проявление со стороны взрослого, которое им непонятно или которого они не испытывали. Следствием этого является отсутствие представлений о моральных нормах поведения в обществе, неумение контролировать собственное поведение.

 У ЗПР соматогенного происхождения - эмоциональная незрелость обусловлена стойкой астенией, развивающейся в результате различных соматических заболеваний. В связи с этим у младшего школьника преобладает сниженный эмоциональный фон, зачастую неадекватность эмоций, неустойчивость, вялость, сниженная выносливость, слабая способность к волевому напряжению при реализации любой (даже игровой) деятельности. Дети такого вида с ЗПР склонны невропатическому варианту осложненного инфантилизма. Таким детям характерны: робость, боязливость, несамостоятельность, чрезмерная привязанность к матери. Они трудно адаптируются в детском коллективе. На занятиях очень пассивны, не отвечают на вопросы при посторонних. В ответах чувствуется неуверенность. У таких детей нередко отмечается страх устного ответа. Достижения сверстников кажутся ребенку ощутимыми, всеми признаваемыми, а его успех – мизерными, ничтожными. На фоне указанных черт психики могут возникнуть так называемые школьные неврозы. Ребёнок с большим нежеланием посещает школу. Любое соматическое заболевание встречает с радостью, так как появляется возможность остаться дома. Это не лень, а боязнь отрыва от привычной обстановки ,матери. После чего его начинают жалеть, оберегать, иногда уступать. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом родительской заботы и опеки, тем самым препятствуют проявлению у ребенка самостоятельности, воли, умения, а затем и желания преодолеть малейшие трудности, а значит - и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности. Он становится замкнутым, обидчивым, ранимым.Трудность адаптации к школе приводит к снижению усвояемости учебного материала, ухудшаются память и внимание .Но такой ребенок способен на неожиданные поступки: он может уступить место слабому, защитить. Такие дети колеблются, сомневаются, всего опасаются, часто замкнуты. Они бояться уколоться, упасть, попасть под машину и т.д. Домашние задание переписывают несколько раз. А если случайно получается клякса в тетради, то сильно переживают, расстраиваются, плачут. Самое страшное для них наказание взрослых и учителей.

    У ЗПР – церебрально-органического происхождения  В плане эмоционального развития характерны: недостаточная дифференцированность эмоций, слабая заинтересованность в оценках окружающих людей, однообразие и ограниченность эмоциональных контактов. На первый план выступают повышенная утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках. Происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности. На уроках концентрируют внимание на 10-15 минут, после чего, утомляясь, становятся либо вялыми, сонливыми, рассеянными,  либо суетливыми, раздражительными, капризными. В течение одного учебного дня их работоспособность изменяется несколько раз, а к концу занятий в школе дети практически утрачивают работоспособность, жалуются на слабость, головную боль, плачут, отказываются от продолжения занятий. Они, как правило, очень обидчивы и вспыльчивы, часто без достаточных оснований могут нагрубить, обидеть товарища, порой становятся жестокими. Среди детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза  выделяется группы с проявлениями психической неустойчивости и психической тормозимости..

Агрессивный  ребенок Агрессивность у детей с ЗПР связана, прежде всего, с незрелостью его нервной системы, с ограниченностью выбора при переживаниях, поэтому наиболее удовлетворительным для ребёнка решением может оказаться  физическая или вербальная реакция. Зачастую причиной агрессивного поведения детей с ЗПР служит страх, обида, пережитая душевная травма. Чем сильнее агрессия, тем сильнее стоящий за ней страх.

 Коррекционная работа  должна быть направлена на выявление причины такого эмоционального состояния ребёнка.(беседа с родственниками, учителем) Рекомендуется проводить работу с агрессивными детьми в четырех направлениях:

- Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

- Обучение детей приемам саморегуляции, самообладания.

- Отработка навыков общения.

- Формирование позитивных качеств личности (эмпатии, доверия к людям, доброты).

  Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребёнка могут его только стимулировать. Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия-это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Конечная цель преодоления агрессивности ребёнка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих

 Направление коррекционной работы при нарушениях эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР.

- повышение самооценки, активности и самостоятельности;

- обучение ребенка умению управлять своим поведением;

-  смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

- устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями (повышенная возбудимость, тревожная мнительность, страхи и др.);

- отработка навыков общения, развитие познавательной активности;

-  снятие мышечного  напряжения

Заметные изменения происходят, если ребёнка с ЗПР поощрить за любые достижения: изменится эмоциональный фон деятельности, он станет более радостным, спокойным, более доброжелательным. Положительные эмоции у детей вызывает и оценка взрослых успешности их деятельности.

  Методы и методики коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР:

  - Беседы, ролевые игры;

-     Поручения, упражнения;

-     Арт-терапия;

-     Тренинги, психогимнастика;

-    Закаливание организма, дыхательная гимнастика;

-    индивидуальные занятия

 Такие методы  позволят  значительно снизить уровень страхов, тревожности; дети научатся преодолевать барьеры в общении, лучше чувствовать друг друга ;агрессивные вспышки и враждебность будут проявляться существенно реже.

 Правила работы с  детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы

  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.

 Правила работы с детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы:

  •  Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.

    Не надо пытаться в процессе занятий с трудными детьми полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Это невозможно в повседневной жизни, и искусственное создание "тепличных условий" лишь на время снимает проблему, а через некоторое время она встает более остро. Здесь нужно учитывать не просто модальность эмоций (отрицательные или положительные), а, прежде всего, их интенсивность. Важно помнить, что ребенку нужен динамизм эмоций, их разнообразие, т.к. изобилие однотипных положительных эмоций рано или поздно вызывает скуку.

 Большое влияние на эмоциональное развитие детей с ЗПР оказывает семья, отношения в семье, отношения между взрослыми и детьми. Напряжение родителей сказывается на нормальном эмоциональном развитии детей.  Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной семейной среды. Данные негативные факторы могут трансформировать эмоциональную сферу детей  в неблагоприятное русло.

      В заключение можно отметить, что не существует плохих или хороших эмоций, и педагог во взаимодействии с ребенком должен непрерывно обращаться к доступному для ребенка уровню организации эмоциональной сферы, способствовать  регуляции поведения ребенка, оптимальным способам социализации .Прогноз развития указанной аномалии целиком и полностью зависит от внешних обстоятельств воспитания: от степени  воспитательных воздействий, коррекционной работы, от характера социальной сферы, в которой живет ребёнок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья средствами музыкального фольклора»

Данный проект направлен на всестороннее развитие личности ребёнка, его неповторимой индивидуализации....

Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья

   В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционно...

Статья на тему: «Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы или как помочь ребенку на практике»

Первый год обучения ребенка в школе – это очень сложный период в жизни маленького школьника. Это и новые условия жизни и деятельности ребенка, и новые контакты, новые отношения, новые обязанност...

Сборник заданий и упражнений по коррекции эмоционально-волевого развития и социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья

Сборник заданий и упражненийпо коррекции эмоционально-волевого развитияи социального интеллекта детей с ограниченными возможностями здоровья(для младшего школьного возраста)....

Доклад на тему: «Музыкально-ритмическая деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по коррекционной ритмике»

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с ОВЗ.Музыкально-ритмические занятия помогают вовлекать, активизировать и пробуждать интерес к деятельности вообще, активизировать мышле...

Доклад Тема: «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: Создание условий для получения образования с учетом психофизических особенностей обучающихся с ОВЗ.Задачи:-раскрыть задачи образовательной ситуации-проанализировать условия эффективности обучени...