Рабочая программа по родному русскому языку. 1 класс
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по родному языку на 2021/22 учебный год для обучающихся 1 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:
• Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
• приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
• приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования»;
• СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 (действуют с 1 января 2021 года);
• СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2 (действуют с 1 марта 2021 года);
• концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.04.2016 № 637-р;
• с требованиями основной образовательной программы ООО МБОУ «СШ №25».
Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе учебника: Русский родной язык; учебное пособие для 1 класса общеобразовательных организаций Л.В.Кибирива, Г.И.Мелихова, В.Л.Склярова. – М.; ООО» Русское слово - учебник», 2021
Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
1. Для педагога: Русский родной язык. Методическое пособие для учителя. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / [О. М. Александрова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова]. — М. : Просвещение, 2021.
2. Для обучающихся: Русский родной язык; учебное пособие для 1 класса общеобразовательных организаций Л.В.Кибирива, Г.И.Мелихова, В.Л.Склярова. – М.; ООО» Русское слово - учебник», 2021
Рабочая программа предназначена для освоения основного стандарта по родному языку для 1 класса, в том числе для обучающихся с ОВЗ.
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им — могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Родной язык» направлено на удовлетворение потребности, обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка — многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия при обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Цели изучения учебного предмета «Родной язык»
Программа учебного предмета «Родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим Федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим курс родного языка направлен на достижение следующих целей:
- расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
- формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и о русском речевом этикете;
- совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;
- совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
- совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности в речевом самосовершенствовании;
- приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Место учебного предмета «Родной язык» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учебный предмет «Родной язык» входит в предметную область «Русский язык» и является обязательным для изучения.
Рабочая программа рассчитана на 16 недель, за год – 16 часов, в неделю – 1 час (2 полугодие).
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Содержание учебного предмета «Родной язык»
Содержательные разделы (блоки) программы не повторяют основной курс русского языка, а дополняют его и при этом ориентированы на практическое применение полученных знаний. Представленная рабочая программа опирается на содержание разделов Примерной программы, размещённой на сайте Реестра примерных основных образовательных программ fgosreestr.ru (авторы О. М. Александрова, Л. А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е. И. Казакова, М. И. Кузнецова, Л. В. Петленко, В. Ю. Романова, Л. А. Рябинина, О. В. Соколова).
В разделе «Русский язык: прошлое и настоящее»:
• содержатся сведения по истории и этимологии русского языка;
• устанавливается связь языка с историческим процессом и культурой народа;
• представляется, как русская культура и быт отражаются в родном языке;
• сопоставляется русский с другими языками (на материале устного народного творчества) для обнаружения общего и различного в языках и культурах разных народов.
Раздел «Сказано русским языком» направлен на практическое формирование устной и письменной речи учащихся, ориентированной на коммуникативное взаимодействие. В разделе освещаются следующие темы:
• язык и речь, свойства культурной речи;
• орфоэпическая правильность устной речи;
• смыслоразличительная роль ударения;
• звукопись в произведениях художественной литературы;
• сочетаемость слов.
Материалы раздела «Секреты речи и текста» формируют у учащихся:
• умение грамотно использовать русский язык в речевой практике;
• умение принимать участие в диалоге;
• речевую культуру и речевой этикет;
• потребность обращаться к словарям русского языка разных типов; умение находить в них нужную информацию.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Родной язык» на уровне начального общего образования
Личностные результаты
1) сформированность основ российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа; осознание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) сформированность ответственного и уважительного отношения к учёбе и труду;
3) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми;
4) сформированность основных нравственных норм, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) сформированность основ экологической культуры;
6) сформированность эстетического сознания через освоение художественного наследия, а также в процессе творческой деятельности.
В результате изучения предмета «Родной язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные новообразования:
гражданско-патриотического воспитания:
- становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны;
- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
- уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
- первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
- осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
- неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
- первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира);
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, актив ность и самостоятельность в его познании
Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих следующие умения:
1) принимать, сохранять и выполнять учебные задачи;
2) запоминать правила;
3) планировать действия, контролировать процесс выполнения;
4) понимать возникшую проблему и эффективно её решать;
5) оценивать свои действия, корректировать работу по ходу её выполнения;
6) выбирать средства и способы для успешного выполнения задания;
7) осознанно читать тексты разных типов и извлекать из них информацию;
8) создавать устное и письменное высказывание с учётом поставленной задачи;
9) слушать одноклассников и учителя и вступать с ними в диалог;
10) принимать участие в обсуждении поставленной задачи и способов её решения;
11) высказывать и аргументировать своё мнение; уважать мнение собеседника.
Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих:
1) сформированность представлений о русском языке как родном языке русского народа, являющемся основой его культурного и нравственного самоопределения;
2) сформированность ответственного отношения к русскому родному языку и желания сохранять и преумножать его богатство;
3) сформированность представления об истории возникновения русской письменности и книжной культуры;
4) понимание слов, обозначающих предметы русского быта;
5) понимание русских пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; умение использовать их в повседневной речи;
6) представление о русских именах в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках);
7) представление об особенностях русского речевого этикета;
8) понимание правил ведения диалога и применение этих правил в речевой практике;
9) представление о целях и видах вопросов;
10) умение создавать устные и письменные высказывания в разговорном стиле;
11) знание основных орфоэпических норм русского литературного языка (ударение);
12) представление о звукописи как изобразительно-выразительном средстве;
13) знание основных грамматических норм русского литературного языка (сочетаемость слов);
14) обогащение словарного запаса и навыков грамматического построения речи;
15) потребность в использовании словарей: толковых, орфографических и орфоэпических.
Календарно-тематическое планирование по родному языку для 1 класса
на 2021-2022 учебный год
№п/п | Тема урока | Кол- во часов | Основные виды и формы учебной деятельности | Дата проведения | Примечание | |
План | Факт | |||||
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (7ч) | ||||||
Россия – Родина моя! | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; обсуждение поговорок; составление рассказа по картине; творческая работа. Урок - путешествие | ||||
Азбука – к мудрости ступенька. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; обсуждение поговорок; отгадывание загадок. Беседа, фронтальная работа | ||||
Грамоте учиться – всегда пригодится. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; обсуждение поговорок; составление рассказа по картине; работа с толковым словарём; работа в группе; Проведение конкурса на лучшее название картины Беседа, фронтальная работа | ||||
Испокон века книга растит человека | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; отгадывание загадок; работа в группе Урок - путешествие | ||||
Мой дом – моя крепость. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; обсуждение пословиц и поговорок, отгадывание загадок Беседа, фронтальная работа | ||||
По одежке встречают | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; обсуждение пословиц и поговорок Урок - путешествие | ||||
Имена в нашей речи звучат не случайно. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; обсуждение пословиц и поговорок; использование в повседневной речи разных форм имени в соответствии с речевым этикетом Урок - путешествие | ||||
Раздел 2. Сказано русским языком (4ч). | ||||||
Хорошую речь приятно и слушать. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; формулирование первоначальных представлений о правилах устной и письменной речи Беседа, фронтальная работа | ||||
Ударение в русском языке. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; отгадывание загадок; работа со скороговорками; работа в группе Урок - путешествие | ||||
Что ни звук, то и подарок. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; нахождение определённой информации в тексте Урок - путешествие | ||||
Всякое слово к месту. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; обсуждение пословиц и поговорок; исправление текста в соответствии с нормами лексической сочетаемости слов Беседа, фронтальная работа | ||||
Раздел 3. Секреты речи и текста. (5ч) | ||||||
И вот задушевная льется беседа. | 1 | Чтение по ролям; составление диалога; составление рассказа по картине Беседа, фронтальная работа | ||||
Вежливость открывает двери. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; применение правил речевого этикета в речевой деятельности Беседа, фронтальная работа | ||||
Вежливость открывает двери. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; применение правил речевого этикета в речевой деятельности Урок - путешествие | ||||
На добрый вопрос – добрый ответ. | 1 | Чтение, обсуждение прочитанного; составление разного вида вопросительных предложений Беседа, фронтальная работа | ||||
Повторение – мать учения. | 1 | Работа с вопросами и заданиями раздела «Повторение — мать учения» Разработка и предъявление классу презентации проектов по курсу Урок - путешествие |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
предмета «Родной язык»
1. Программа предмета «Родной язык».
2. Учебник.
Русский родной язык; учебное пособие для 1 класса общеобразовательных организаций Л.В.Кибирива, Г.И.Мелихова, В.Л.Склярова. – М.; ООО» Русское слово - учебник», 2021
3.Электронная форма учебника. Электронная форма учебника является полным содержательным аналогом печатной версии, дополненным различными медиаобъектами, в том числе интерактивными и функционалом, делающим работу с электронной формой учебника комфортной. Электронная форма учебника содержит также весь методический аппарат печатной версии, однако использование компьютерных технологий позволяет его несколько усовершенствовать.
4. Методические пособия, которые содержат описание воспитательного потенциала курса и методику его реализации, пример рабочей программы, методические рекомендации по организации и проведению уроков. В основе методических рекомендаций лежат идеи развития у обучающихся представлений о многообразии и целостности современного мира, а также формирования основы системного мышления.
5. Контрольно-измерительные материалы для текущего и итогового контроля: тесты. Контрольно-измерительные материалы предназначены для формирования и закрепления у обучающихся предметных и универсальных учебных действий при работе с диагностическим материалом разного вида.
Информационные ресурсы, обеспечивающие методическое сопровождение образовательной деятельности:
∙ ФГБНУ «Институт стратегии образования Российской Академии Образования» https://www.instrao.ru/
- Интерактивная образовательная онлайн-платформа «Учи.ру» синтерактивными уроками по основным школьным предметам, олимпиады: https://uchi.ru/
∙ Открытый банк заданий НИКО: http://185.12.29.196/
∙ Реестр примерных основных общеобразовательных программ / Примерные основные общеобразовательные программы / Основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей): http://fgosreestr.ru
∙ Ресурс «Открытый урок. Первое сентября» / база педагогических идей https://urok.lsept.ru/
∙ Российская электронная школа: https://resh.edu.ru/
∙ Цифровой образовательный ресурс для школ: https://www.yaklass.ru/ Цифровые ресурсы и сервисы для школы группы компаний «Просвещение»: https://digital.prosv.ru/
∙ Электронно-библиотечная система «БИБЛИОШКОЛА» ИД «Директ-Медиа»: https://biblioschool.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по родному (русскому) языку 3 класс. УМК "Школа России"
Рабочие программы 3 класс. УМК "Школа России"...
рабочая программа предмета "Родной (русский ) язык" + КТП 1 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "РОДНОЙ (РУССКИЙ) ЯЗЫК" И КТП ДЛЯ 1 КЛАССА...
рабочая программа по родному русскому языку для 2 класса
Рабочая программа по родному русскому языку по рабочей тетради Мищенковой "Занимательный русский язык" для 2 класса....
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 4 класса
Начальный курс родного языка должен выполнять специфические задачи (обогатить речь учащихся, помочь детям осмыслить их речевую практику, дать углубленные знания о языке) и быть ступенью в преподавании...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 2 класса на 2019-2020уч.год. составлена на основе примерной программы по учебному предмету "Русский родной язык" для образовательных организ...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...