Выступление на ШМО учителей начальных классов
статья
Предварительный просмотр:
Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе
Выступление на ШМО учителей начальной школы учителя МБОУ СОШ №8 г. Вязьмы Ваулиной В.Ю.
Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ.
Начальная школа должна сформировать у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в основной школе; развить способность к самоорганизации с целью решения учебных задач; обеспечить индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития.
Качество образования на современном этапе понимается как уровень специфических, межпредметных умений, связанных с самоопределением и самореализацией личности, когда знания приобретаются не "впрок", а в контексте модели будущей деятельности, жизненной ситуации.
Деятельностный метод обучения – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника
Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается следующими дидактическими принципами:
Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Использование данного метода в практике позволяет нам грамотно выстроить урок, включить каждого обучающегося в процесс “открытия” нового знания.
Структура уроков введения нового знания обычно имеет следующий вид:
I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) – 1-2 минуты
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
- создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
- устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;
- девиз, эпиграф (“С малой удачи начинается большой успех” и др.)
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 4-5 минут
Цель: повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
Возникновение проблемной ситуации.
Методы постановки учебной проблемы:
- побуждающий, подводящий диалоги;
- мотивирующий приём “яркое пятно” – сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории, науки, культуры, повседневной жизни, шутки и др.)
III. Постановка учебной задачи – 4-5 минут
Цель: обсуждение затруднения (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.
Для этого учащиеся должны:
- восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостаточно для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
IV. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения) – 7-8 минут
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
V. Первичное закрепление – 4-5 минут
Цель: проговаривание нового знания (запись в виде опорного сигнала)
- фронтальная работа, работа в парах;
- комментирование, обозначение знаковыми символами;
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону) – 4-5 минут.
Каждый должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.
Письменно выполняется небольшая по объёму самостоятельная работа (2-3 типовые задания).
Самоконтроль, самопроверка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение - 7-8 минут.
Сначала детям предлагаются задания, которые содержат
новый алгоритм, новое понятие.
Затем предлагаются задания, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) – 2-3 минуты.
Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
Вопросы:
- Какую задачу ставили на уроке?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем ещё надо поработать?
Большие возможности для организации эффективной учебной деятельности даёт групповая форма работы, работу в парах.
Примеры применения деятельностного подхода на моих уроках русского языка.
1)- Задание: определить род имен существительных
Ручка, карандаш, кольцо, кофе, тюль.
- Почему не получается? (не умеем)
- Значит, что вы не умеете? (определять род имён существительных)
Постановка учебной задачи
-Чему вы должны научиться на уроке? (нам надо найти способ определения рода у имен существительных
2) (До) школы (до) шли быстро.
– Найдите приставки и предлоги.
– С какой трудностью вы столкнулись в задании?
(Не знаем, когда маленькие слова в скобках нужно писать раздельно, а когда слитно)
– Почему?
– Не знаем правило как писать.
– А хотите узнать?
– Да.
-Тема нашего урока: «Правописание предлогов и приставок.»
3) Составление схемы к правилу
4) Рефлексия. Знаю – хочу узнать – узнал – научился
5) Закрепление правила.
На доске карточки со словами:
- Маленькое слово - Часть слова - Для образования новых слов - Для связи слов в предложении - После корня - Перед корнем - Не имеет значения - Имеет значение
Выберите опорные слова, которые характеризуют суффикс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"
Выступление на ШМО начальных классов по теме: "Использование технологии проблемно-диалогического обучения в начальной школе"....
Выступление на МО начальных классов " Организация школьного самоуправления в 3 классе".
В данном выступлении старалась показать, как организовать самоуправление в классе. Проведение выборов по самоуправлению.Подведение итогов работы по четвертям и перевыборы. Поощрение детей....
Выступление на МО начальных классов «Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках в 1 классе»
Формирование у младших школьников познавательных УУД на урокахСпецифика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивает...
"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).
Данный материал предназначен для учителей начальных классов....
"Воспитательная работа в начальной школе". ( Выступление на РМО начальных классов).
Данное выступление предназначено для учителей начальных классов....
Выступление на МО начальных классов «Дифференцированный подход к обучению учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС (0-4 класса)»
Дифференцированный подход осуществляется планомерно и систематически.Дифференцированный подход направлен на всемерное продвижение детей 0-4 классов в обучении, овладение ими в силу возможностей програ...
Работа учителя начальных классов Бражниковой Людмилы Александровны МБОУ СОШ № 16 им. И. П. Федорова Выступление для учителей начальных классов.
Выступление содержит материал из опыта работы по подготовке учащихся к ВПР в 4 классе....