Публикация "Интеграция уроков чтения и граждановедения"
статья

Грунюшкина Юлия Борисовна

интеграция уроков чтения и граждановедения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integratsiya_urokov_chteniya_i_grazhdanovedeniya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция уроков чтения и граждановедения.

В современных кризисных для России условиях важно сохранить у подрастающего поколения присущие российскому народу реальные и потенциальные возможности своей Родины, воспитать высокую ответственность за ее судьбу, а в случае необходимости встать на ее защиту.

Сегодня как никогда ясно, что без воспитания гражданства у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не можем уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, свой духовно-нравственный стержень – любовь к Отечеству, к своей Родине.

Мы, педагоги, должны много, особенно сейчас, работать над тем, чтобы и любовь к Родине, любовь к России на весьма сложном этапе ее истории была приоритетной и незыблемой для нас и для наших учеников.

Во все времена и всех народов школа старалась помочь своим питомцам. Она не только передавала знания по основам наук. Она старалась научить тому, что может пригодиться в жизни гражданину, живущему в обществе.

А как тут поможешь, если ни один предмет не может вместить весь мир человеческих отношений?

Цель гражданского образования в начальной школе – создание  условий для социализации растущей личности,  для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношения к миру и к себе в нем.

Все отмеченное выше, а также изучение научных работ таких российских ученых, как Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Никитин А.Ф., Соколов Я.В., Шнекендорф З.К. и др. подтолкнуло нас к разработке курса интегрированных уроков граждановедение – чтение.

При разработке курса особое внимание уделялось таким аспектам, как :

  1. Всестороннее изучение образа или события (для получения единой целостной системы картины мира);
  2. Осознание причинно-следственных связей;
  3. Определение места конкретной личности в обществе:
  4. Установление межпредметных связей при изучении материала;
  5. Сложный объект рассматривается с точки зрения разных наук или разные объекты на основе общего подхода;
  6. Учет возрастных особенностей младшего школьника.

Таким образом, при организации интегрированного обучения появилась возможность показать мир во всем многообразии с привлечением правовых знаний, что способствовало эмоциональному развитию  личности ребенка и формирование его творческого мышления.

Поскольку интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и вполне конкретный результат интегрированного обучения.

 Поэтому планируемые результаты следующие:

- Повышение уровня знаний по предмету (граждановедение-чтение), который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук (граждановедение- чтение);

- Изменение уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрения учебного материала с позиции ведущей идеи, установлением естественных взаимосвязей между граждановедением и чтением;

- Эмоциональное развитие учащихся, основанное на привлечении к литературным произведениям, сказкам;

- рост познавательного интереса школьников, проявляемого в желании активной самостоятельной работы на уроке;

- Включение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, сочинения, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Методика подготовки и проведения интегрированных  уроков включает несколько этапов:

1.Согласование  учебных программ по граждановедению и чтению в трактовке общих понятий во время их изучения. При анализе учебных программ следует отбирать материал, требующий интеграции знаний учеников при его изучении, закрепление. Итогом данной работы может быть соотнесение сроков прохождения темы в курсах смежных дисциплин, формируемые понятия, тип межпредметных связей и т.д.

2.Рассматривание интегрируемого содержания  взаимосвязанных тем по граждановедению и чтению, выбор темы и цели урока с межпредметным содержанием.

3.Выбор  формы интегрированного урока. Составление плана урока, определение методов и средств обучения. Особое внимание уделяется взаимодействию (взаимоувязке) содержания обучения, проведению предварительного хронометража времени будущего урока.

             Курс рассматривает вопросы, которые близки и понятны ребенку младшего школьного возраста (человек и его семья, мама – самый дорогой человек, наша школа, наша Родина и т.д.) и построен с таким расчетом, что восприятие материала должно пройти на эмоциональном уровне.

Урок охватывает большой теоретический материал смежных курсов (граждановедение- чтение). Для этого используются такие формы организации обучения, как ролевые игры, урок-исследование, урок-путешествие, беседы,  урок-анализ.

Новый материал в течении урока ребята также сравнивают с уже имеющимися знаниями, сопоставляют их, синтезируют, добавляют из раннее известного на основе ассоциативного мышления.

Таким образом, процесс обучения становится более эффективным.

Содержание материала не ограничивает деятельность учителя и ученика на уроке, а предполагает различные формы общения:

- комментированное чтение

- пересказ

- ответы на опрос

- ролевые игры

- разгадывание кроссвордов, с помощью которых прививаются навыки работы над понятиями, определениями, терминами

- рисование знаков, отражающих различны права и обязанности человека в обществе

- выполнение рисунков-ассоциаций, которые развивают фантазию, образное мышление  детей.

Все это позволяет использовать как традиционные, так и нетрадиционные методы, требуют большой самостоятельной работы учащихся, стимулирует лучшее усвоение материала.

Проиллюстрируем возможности интеграции уроков  граждановедения и чтения. Знание различных прав и обязанностей более эффективно в том случае, когда определенные правовые нормы рассматриваются на конкретных примерах. Например, право на неприкосновенность жилища хорошо отражена в сказках «Избушка лубяная» и «Теремок». Дети начинают рассуждать, чьи права нарушены и как следовало бы поступить в данной ситуации.

Право матери и ребенка на заботу о них государства ярко выражено в произведениях А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане». Дети встают на защиту интересов матери  и ребенка.

Младшие школьники четко формулируют где, когда и как нарушены чьи-либо права и кто не выполняет свои обязанности.

В произведениях А.Толстого «Золотой ключик» отражена тема рабства и рабовладения. Ребята выступают в роли защитника и обвинителя.

Тема «Добро и зло» прослеживается во многих литературных произведениях, но мы, в частности, рассматриваем эту тему на произведениях А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Дети хорошо формулируют понятия добра и зла.

Тема «Возраст – каким он бывает?» реализовывалась вместе с автобиографическим произведением Л.Н. Толстого «Детство». Ребята выявляли основные события каждого возраста, а в заключении пофантазировали и нарисовали себя в том возрасте, в котором бы хотели оказаться, и объяснили,  почему.

Тема «Наша Родина» рассматривается вместе с произведением  С.Д. Дрожжина «Родине». Дети для себя определяют понятие Родины, родного края и воспроизводят это в своих рисунках.

Таким образом, на интегрированных уроках дети более глубоко вникают в суть проблемы, получают знания (с опорой на конкретные произведения):

1. Документов по правам человека и прав, которые изложены в них.

       2. Знание ответственности за нарушение прав человека  и умение           защищать как собственные права, так и права сказочных и литературных     героев, и права других людей.

          Приобретают определенные навыки:

  1. Умение логически мыслить и строить доказательства.
  2. Умение решать проблемы, конфликтные ситуации.
  3. Умение слушать других, проводить анализ с точки зрения морально-нравственных  ценностей.
  4. Предпринимать действия по защите прав человека.

Исходя из этого у ребенка формируются определенные установки (убежденность):

- что права человека важны

- человеческое достоинство присуще всем людям

- права человека надо уважать и соблюдать

- взаимодействие лучше, чем конфликт

- мы сами отвечаем за наши собственные действия, и мы сами можем сделать мир лучше, если постараемся.

Интегрированный урок «граждановедение- чтение» реализует комплексный подход к изучению образовательной области «Обществознание» в начальной школе, способствует созданию развивающей среды в традиционной  системе обучения, а также может использоваться в контексте систем развивающего обучения младшего школьника. Подобные уроки имеют не только образовательную, но и воспитательную направленность и могут являться ядром  воспитательной  системы начальной школы, а также может выполнять компенсаторную функцию, корректируя   недостатки воспитания в семье.

Список литературы:

  1. Никитин А.Ф. «Граждановедение», М.: ОАО «АСТ-ЛТД», 2001г.

  1. Никитин А.Ф. «Школьникам о праве», М.: 1992г.

  1. Соколов Я.В. «Граждановедение», М.: Научно-внедренческий центр «Гражданин», 2001г.

  1. Тивикова С.К., Деменева Н.Н. «Гражданское образование в начальной школе» (методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик»), Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998г.

  1. Шнекендорф З.К. «Младшим школьникам о правах человека» (методические рекомендации для учителей и воспитателей), М.: 1995г.

  1. Журнал «Открытая школа», М.: 2000г. №6.

  1. Журнал «Начальная школа», М.: 1999г. №2, №3.

  1. Журнал «Народное образование», М.: 2001г. №4.

  1. «Граждановедение», приложение к «Учительской газете».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литерат...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Презентация интегрированного урока чтения - граждановедения Б.Заходер "Перемена"

Чтение – граждановедение.3 классТема: « Борис Заходер « Перемена»Каковы правила жизни в обществе.»...

Презентация к уроку чтения по теме:Разделительные ъ и ь .(2 урок чтения в 1 классе по азбуке Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.)

Презентация подготовлена для проведения второго урока по теме: Разделительные ъ и ь .( 1 класс по азбуке  Н.В.Нечаевой, К.С. Белорусец.) .Обучающиеся  выполняют задания и повторяют материал ...

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»

Конспект урока чтения в 3 классе Конспект урока чтения на тему «Прочитай! Чтение диалога по ролям»...