Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.
статья по чтению по теме

Любовец Светлана Михайловна

Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литературного и нравственно – эстетического развития, формирования чтения, как межпредметного умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie.docx16.73 КБ

Предварительный просмотр:

    Особенности уроков чтения для быстрого и осмысленного чтения.

                                                                                             учитель МБОУ «СОШ №29» Любовец С.М.

     Направленность школы на развитие личности поставили перед начальным ее звеном проблемы формирования у учащихся интереса к чтению, прочных навыков осмысленного  чтения, элементарного  литературного и нравственно – эстетического развития, формирования чтения, как межпредметного умения.

     Чтобы воспитать сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего определенной начитанностью, нравственно – эстетическим и гражданским развитием, я перед собой ставлю  следующие задачи:

  1. развивать интерес к чтению, расширять кругозор внеклассного чтения, его начитанность;
  2. воспитывать средствами чтения у ребенка гражданского чувства и активное отношение к читаемому;
  3. сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в среднем звене школы;
  4. научить работать с учебной и детской книгой.

   Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением – осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (100-140 слов в минуту) и «про себя» (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное учение.

     Непременным условием в обучении чтению и в выработке оптимальной скорости чтения использую такие практические действия:

  1. С первых дней обучения грамоте открываю «Ленту букв» и в ней все буквы.  Это перспективная подготовка к чтению. В классе дети читающие и не читающие, первые приводят в систему уже имеющиеся знания, вторые – изучают новое. На уроках использую группы слогов по рекомендации С.Н. Лысенковой.
  2. Чтение предложений, слогов, односложных слов по «цветовым»  карточкам: желтая, синяя, красная. Учащиеся знают, что «красная» карточка с трудным текстом, к чтению этой карточки стремятся все учащиеся. «Желтая» - с самыми простыми словами, слогами, которые могут прочитать все дети, ее даю каждому ученику и слушаю чтение. Если ребенок уверен в своих силах, то он может попросить «синюю» карточку, где слова трехсложные, если он прочитает и это, может взять и «красную» карточку.
  3. На каждом уроке обучения грамоте использую скороговорки, чистоговорки.
  4. Применяю раздаточный материал: карточки с текстом написанным крупным шрифтом для слабочитающих детей, карточки, для тех кто читает букварь, и для беглочитающих.
  5. Для развития фонематического слуха и артикуляции провожу «речевую зарядку»
  6. Со второго полугодия использую прием 5-ти минутного чтения перед каждым уроком
  7. На каждом уроке даю тренировочные упражнения ( 30 сек.-читаем новый рассказ, 30 сек. – этот же текст жужжащим чтением, 30 сек – выразительно, как бы перед «учителем»)
  8. Еженедельно в субботу провожу замер техники чтения  за 1 минуту, считаем каждый свое количество прочитанных слов.

Все вместе взятое помогает обучить детей беглому сознательному чтению, а это шаг к грамотному письму.

Все действия, которые я перечислила, применяются при обучении чтению,  для дальнейшей работы добавляю  другие методы и приемы, которые тоже очень интересны и эффективны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О некоторых особенностях уроков чтения

Рассматриваются моменты уроков чтения в начальной школе...

Урок чтения и осмысления стихотворений: О.Высоцкая «Весенние рубашки», Э.Мошковская «Песня».

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классеПредмет: Литературное чтениеТема: Урок чтения и осмысления стихотворений: О.Высоцкая «Весенние рубашки», Э.Мошковская «Песня». (Автор учебника «Любимые страницы» О.В.Куба...

План-конспект урока чтения в 1 классе. Тема: «Чтение слогов, слов, предложений с буквой в ».

Цели :1) учить соотносить звук с буквой, со­ставлять слоги и слова из усвоенных слоговых структур;2) развивать фонематический слух; зри­тельное и слуховое восприятие; на­глядно-действ...

Тема выступления: «Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе, как средства формирования осмысленного чтения

Цель:  научить применять активныеметоды обучения на уроках литературного чтения в начальных классахЗадачи: Обозначить актуальность  использования техник скорочтения на уроках литератур...

Использование элементов техники «Скорочтение» на уроках в начальной школе как средства формирования осмысленного чтения

В данном докладе я делюсь опытом повышения интереса к чтению и к урокам литературного чтения детей младшего школьного возраста. Здесь рассматриваются варианты упражнений техники "Скорочтения"...