«Карьeрный рост педагога в условиях организации дополнительного образования»
статья
«Карьeрный рост педагога в условиях организации дополнительного образования»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadanie_17951z_pismennaya_rabota_abaydulina_tatyana.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Алтайский государственный педагогический университет»
Кафедра управления образованием
Направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование»
Профиль подготовки: Управление системой дополнительного
образования
Письменная работа по тeмe
«Карьeрный рост педагога в условиях организации дополнительного образования»
Дисциплина «Управлeниe качеством дополнительного образования»
Выполнил(а): магистрант 1 гр.
Абайдулина Татьяна Викторовна
_______________________
(подпись)
Групповой руководитель
Н.В. Батлук
_______________________
(подпись)
Оценка: ________________
Дата: ___________________
Барнаул – 2020
Содержание
Ввeдeниe ……………………………………………………………………3
- Педагог дополнительного образования………………………………..5
2. Определение карьерного роста………………………………………....8
3. Что это вертикальный и горизонтальный карьерный рост?.................9
4. Профессиональный рост………………………………………………..11
Список литературы…………………………………………………………13
ВВЕДЕНИЕ
Новым этапом в развитии системы дополнительного образования детей в России стал 2013 год, когда отечественное внешкольное воспитание (дополнительное образование) отметило свое 95-летие. На федеральном уровне и в регионах активно обсуждались задачи и механизмы ее модернизации, обеспечивающие повышение охвата детей программами дополнительного образования и рост качества услуг. Во всех дискуссиях признавалось, что центральной фигурой любых преобразований является педагог учреждения дополнительного образования. Особое внимание было уделено теме оплаты труда и оценки эффективности работы педагогов учреждений дополнительного образования, что обусловлено закреплением в Указе Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» меры по доведению оплаты труда данной категории «до уровня не ниже среднего для учителей в регионе», а также включением в План мероприятий (дорожную карту) такого документа, как «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. № 2620-р), мероприятий по переходу на эффективный контракт с педагогами дополни- тельного образования. Очевидно, что практические решения вопросов повышения социального статуса, роста оплаты труда и повышения эффективности работы педагогов дополнительного образования должны основываться на данных исследований их актуального положения, в том числе мотивов, установок, условий деятельности и профессионального развития. В целом проблематику педагогических кадров дополнительного образования детей нельзя назвать новой или малоизученной. В конце XX – начале XXI века выполнено значительное число педагогических и психологических исследований, затрагивающих вопросы профессиональной деятельности, развития и установок педагогов дополнительного образования, таких как повышение квалификации (М.Н. Бученкова, В.А. Гуров, И.В. Ка- лиш, Л.Ю. Круглова, О.А. Черепанова, И.И. Фришман, Д.Е. Яковлев), формирование профессиональных компетенций, компетентностей и различных элементов профессиональной культуры педагогов (С.В. Еремина, Р.И. Латыпова, С.Б. Серякова, Н.С. Толстоухова, А.А. Усов, С.Н. Шапошникова). В начале XXI века отмечается некоторый рост интереса к проведению социологических исследований педагогов дополнительного образования (исследования И.В. Чендеевой (2002), В.В. Федотовой (2003), Б.В. Куприянова (2009). Однако число социологических исследований социально-профессиональной ситуации педагогов дополнительного образования остается незначительным, что сужает информационную базу для принятия управленческих решений и выстраивания образовательной политики в данной сфере.
Педагог дополнительного образования — это специалист, который ведет кружок или секцию, работает с детьми в клубе или студии. Он преподает предметы, которые либо не включены в обязательную программу обучения (хореография, шахматы, робототехника, театральное искусство), либо даны в школе на базовом уровне, не позволяющем развить талант ребенка (ИЗО и ДПИ, вокальное искусство, игра на музыкальных инструментах).
Педагоги дополнительного образования нужны детям. У классных руководителей и учителей-предметников часто нет времени на индивидуальную работу с ребенком, а у родителей не хватает навыков и знаний в конкретной области, чтобы самостоятельно учить сыновей и дочерей. Кружок по интересам или секция — идеальный вариант для развития таланта, для самовыражения через творчество, исследование или спорт. Работая с хорошим преподавателем, ребенок обретает уверенность в себе, чувствует себя способным, нужным, умелым.
Чем занимается педагог дополнительного образования?
- Комплектует кружок/секцию. Проверяет таланты и способности ребят — в первую очередь это касается групп дополнительного музыкального образования, изучения ИЗО и ДПИ, спортивных секций.
- Выбирает подходящие методы, приемы и технологии работы с детьми.
- Планирует работу — на год, на месяц, на каждое занятие. Проводит уроки, анализирует результаты и корректирует планы при необходимости.
- Организует дополнительное углубленное образование для одаренных детей. С некоторыми ребятами педагог работает в индивидуальном порядке, в том числе при подготовке к соревнованию, конкурсу, выступлению.
- Привлекает своих учеников к участию в мероприятиях, соревнованиях и пр. Иногда организует, такие мероприятия сам или договаривается об их проведении с представителями администрации города, руководством театров, картинных галерей и пр.
Консультирует родителей. Объясняет, как продолжать дополнительное образование в домашних условиях, дает рекомендации по дальнейшему развитию талантов ребенка.
Плюсы и минусы профессии
Минусы в работе педагога дополнительного образования:
- Педагогам дополнительного образования, в отличие от учителей-предметников, нужно уметь привлекать и удерживать учеников. Их занятия не обязательны для посещения, поэтому если отношения с ребенком не сложились, он просто перестанет ходить на уроки. Иногда у преподавателя есть всего один шанс произвести хорошее впечатление на ученика и родителей.
- Раз в 5 лет нужно проходить обязательную аттестацию. Комиссия решает, имеет ли право работать педагог дополнительного образования (соответствие должности) и если да, какую квалификацию ему присвоить. К аттестации нужно долго готовиться — собирать перечни программ, копии своих научных статей и докладов, результаты работы с учениками и родителями (анкеты, отчеты, копии грамот и дипломов за призовые места на соревнованиях и пр.), представлять отчёт о повышении собственной квалификации и т. д.
- Иногда дети приходят в секцию или кружок, потому, что этого хотят родители. С такими учениками работать труднее. Более того, бывают случаи, когда приходится объяснять родителям, почему ребенка нельзя учить из-под палки.
Плюсы в работе педагога дополнительного образования:
- Огромное количество интересных активностей. Если дети занимают призовые места на конкурсах, выставках и соревнованиях, это очень вдохновляет, укрепляет гордость за свою работу. Но даже небольшие успехи в занятиях уже дарят позитивные эмоции и берегут от профессионального выгорания.
- Дополнительным образованием интересуются в первую очередь увлеченные, талантливые дети, которые действительно заинтересованы в успехе. Работать с ними гораздо проще, чем с ребятами, ненавидящими учебу.
Каким должен быть педагог дополнительного образования?
Коммуникабельным, способным найти общий язык с разными людьми, уверенным в себе. На ваши занятия будут приходить и застенчивые дети, которых трудно вытащить из «скорлупы», и гиперактивные ребята, не способные спокойно усидеть на месте пять минут подряд. К каждому из них нужен свой подход. То же касается и родителей — вам могут встретиться папы и мамы, для которых важнее всего первые места на соревнованиях и отличные оценки, но могут встретиться и те, кто вообще не интересуется успехами ребенка и его увлечениями.
Также в этой работе важны ответственность, умение тщательно планировать, анализировать результаты работы, гибко менять технологии и методики в зависимости от успехов и неуспехов детей.
Наконец, необходим педагогический оптимизм — черта, которая поможет вам верить в способности ребенка, снова и снова помогать, развивать таланты, даже если его результаты смотрятся блекло на фоне прогресса других учеников. Иногда для блистательного успеха нужна долгая подготовка, и хороший преподаватель это понимает.
Современная система повышения квалификации работников образования развивается быстрыми темпами, постоянно улучшается и обновляется. Большинство студентов ориентируется на активность самого преподавателя, которая, в свою очередь, зависит от собственных карьерных целей, профессиональных задач и личных потребностей.
Определение карьерного роста.
Карьерный рост определяется по-разному. Но в общем виде можно дать такое определение. Карьерный рост – это преднамеренно выбранный и реализуемый работником путь должностного или профессионального продвижения, которое гарантирует профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации.
В педагогической науке проблемы карьерного роста изучались Э. Шейном, М. В. Александровой, Д. А. Ашировым, В. Г. Поляковым, Б. З. Вульфовом, С. Д. Резником и другими учеными. Они достаточно обстоятельно разработали концепцию карьеры в менеджменте организации. Например, в 19711971-м году доктором Массачусетского института технологии Э. Шейном было внесено предложение рассмотрения карьеры в виде трехмерного конуса. Ученый отметил, что планирование карьеры представляет собой замедленный процесс становления профессиональной самоконцепции и самоопределения в определениях личных возможностей, талантов, умений, отношений с окружающими людьми и ценностей. Успешный карьерный рост зависит не только от побуждений и мотиваций той или иной личности, но и возможностей.
Еще совсем недавно отечественная педагогика не использовало понятие “карьера”. В основном это слово носило негативный характер. В последнее время отрицательное мнение о карьере стало пропадать. Сегодня человек, который “делает карьеру” рассматривается скорее как личность, имеющая ориентацию на реализацию профессионального потенциала.
Что это вертикальный и горизонтальный карьерный рост?
Долгое время удачной считалась только та карьера, которая подразумевала продвижение вверх. Однако для одного человека успех – это продвижение сообразно восходящим ступеням иерархии, для другого – вероятность творчества и мастерства в рамках занимаемой должности.
Потому сегодня понятие «карьера» в общем виде и в системе воспитания в частности понимается двусмысленно:
- Вертикальная карьера: предполагает продвижение вверх по служебной лестнице;
- Горизонтальная карьера: отражает продолжение профессиональных способностей преподавателя при отсутствии изменения его места в иерархии служебных должностей.
Некоторые исследователи считают, что горизонтальная и вертикальная карьеры представляют собой не только разные методы жизни в профессии, но и разные методы жизни, в общем. Профессиональный и карьерный рост по горизонтали сопровождается ощущением профессиональной самостоятельности, самоорганизованности и неисчерпаемости занимаемой должности. Образец горизонтальной карьеры – это усвоение нетипичных для педагогов компетенций. Педагог иностранного языка создает собственный сайт в интернете, на котором общается со своими слушателями, тем самым он увеличивает свойство обучения предоставленного курса увеличения квалификации. Второй преподаватель осваивает новые технологии и становится создателем мультимедийного электронного учебника.
Горизонтальная карьера педагога может развиваться при конкретных организационно-педагогических критериях, к которым относятся:
- Точка зрения руководителя;
- Наличие внешних характеристик успеха перемещения в специальности (заслуги, результаты научно-исследовательской деятельности и другое);
- Наличие адекватной системы оценки, ее сопоставление с ценностями определенного работника;
- Помощь и стимулирование творчества;
- Выработка рефлексивно-творческих качеств.
Сейчас, когда удачно выполняется государственная программа становления воспитания на 2011-2020 гг., раскрываются большие способности для преподавателей, которые не хотят уходить с любимой работы, искренне любят учить детей и понимают, как это делать умело. Осуществление представленной программы создает определенные условия для возможностей карьерного роста, к которым относится следующее:
- Стимулирование преподавателей, деятельно внедряющих современные образовательные технологии;
- Муниципальная помощь молодых и профессиональных преподавателей;
- Одобрение наилучших преподавателей.
А это, между прочим, провоцирует преподавателей к освоению новейших способов методической работы, научному изучению, пониманию значимости собственной практической деятельности.
В последние годы значительно выросло число педагогов, которые решили заняться научно-исследовательской работой, что также способствует их карьерному продвижению. Конечно, пока данный критерий еще сравнительно небольшой в системе повышения квалификации, но все же существует заметный рост количества преподавателей, желающих нарастить собственную компетентность через научно-исследовательскую активность.
Это всего лишь некоторые возможности карьерного роста современных преподавателей. Естественно, имеются и другие пути генезиса карьеры в системе образования, поскольку карьеру необходимо рассматривать не только со стороны восхождения по административной лестнице, но и как вероятность становления успешным специалистом в своей деятельности.
Карьерный рост преподавателя прямо связан с профессиональным ростом, как и личной готовностью к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках собственной профессиональной деятельности. Профессиональный рост учителя – это процесс развития, интеграции и осуществления в педагогическом труде профессионально важных личностных свойств и способностей, профессиональных знаний и умений; функциональное высококачественное преобразование человеком собственного внутреннего мира, что в результате приводит к сознательно новому способу жизни.
Главное значение в профессиональном росте имеет сам преподаватель, а также его ожидания, представления о своем рабочем будущем. Сегодня карьера преподавателя требует особого внимания. Развивающемуся сообществу не все равно, кто будет работать с преподавателями: бесстрастный к занятию исполнитель или же стремящийся к большему выявлению собственного творческого потенциала профессионал. Именно это диктует необходимость исследований и реализации в образовательной сфере концепций, программ и моделей проектирования карьеры профессорско-педагогического состава ИПК, которые нацелены на помощь, сопровождение, побуждение и применение всех реальных навыков карьерного роста.
Выделяют следующие ступени профессионального роста преподавателя:
- Педагогическая умелость;
- Мастерство;
- Творчество;
- Новаторство.
Педагогическая умелость представляет собой ту базу мастерства преподавателя, при отсутствии которой невозможно обучать детей в школе. Педагогическая умелость основывается на необходимой теоретической и практической подготовке преподавателя, которая обеспечивается в педагогических учебных заведениях и продолжает совершенствоваться в школе.
Следующая ступень профессионального роста преподавателя – это педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство представляет собой высококачественную характеристику учебно-воспитательной деятельности учителя, то есть это доведенная до высочайшей степени совершенства учебная и воспитательная умелость. Конечно, для выработки педагогического мастерства учитель обязан владеть всеми необходимыми природными качествами, твердым голосом, хорошим слухом, наружным обаянием и пр. Однако, несмотря на принципиальный смысл природных и личных данных, способствующих успешной педагогической деятельности, главное значение имеют приобретенные свойства.
Значительной спецификой обладает и педагогическое творчество. Педагогическое творчество включает в себя конкретные составляющие новизны, но зачастую эта новизна имеет отношение не, сколько к выдвижению новейших мыслей и основ изучения и обучения, сколько к видоизменению методов учебно-воспитательной работы, их конкретной модернизации.
Высший уровень профессиональной деятельности учителя – это педагогическое новаторство. Оно включает в себя внесение и реализацию новых, современных мыслей, основ и методов в процесс обучения, значительно меняя и увеличивая их качество.
Таким образом, становится, очевидно, что карьерный рост будет возможным только в том случае, когда сотрудник будет стремиться приобретать новые профессиональные знания, умения и навыки для достижения нового уровня профессионализма.
Список литературы
1. Гуров В.А. Развитие мотивации педагогической деятельности педагогов дополнительного образования детей: автореф. дис. канд. пед. наук.– Калининград: Калинингр. гос. ун-т, 2005. – 24 с.
2. Калиш И.В. Организационно-педагогические условия повышения квалификации педагога дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. – М.: Акад. по- вышения квалификации и переподготовки работников образования, 2000. – 22 с.
3. Куприянов Б.В., Косарецкий С.Г. Результаты исследования кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей //Экономика образования. – 2013. – № 3
4. Политика учреждений дополнительного образования детей по результатам опроса их руководителей, 2012. Информационный бюллетень. – М.: НИУ ВШЭ, 2013. – 72 с.
5. Серякова С.Б. Формирование психолого-педагогической компетентности педагога дополнительного образования: автореф. дис. докт. пед. наук. – М.: Моск. пед. гос. ун-т, 2006. – 40 с.
6. Толстоухова Н.С. Развитие акмеологической культуры педагога дополнительного образования: автореф. дис. канд. псих. наук. – Тамбов, 2006.
7. Усов А.А. Формирование профессионально-дидактической культуры педагогов дополнительного образования: дис. канд. пед. наук. – Тамбов, 2003. – 270 с.
8. Федотова В.В. Профессионализм педагогов дополнительного образования детей и условия его развития: Социологический анализ: автореф. дис. канд. социолог. наук. – Екатеринбург, 2003.
9. Чендева И.В. Педагоги дополнительного образования как социально- профессиональная группа: автореф. дис. канд. соц. наук. – Екатеринбург: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького, 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Выступление на научно-практической коференции "Воспитание детей младшего школьного возраста в условиях поликультурного социума"....
Сборник материалов городской НПК: "Инновационные процессы в образовании и мастерство педагогов в условиях модернизации системы образования"
Развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность начинать с 1 класса...
Статья на тему: "Вопросы профессионального роста педагога в условиях введения в действие ФГОС"
laquo;Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющимся открытом мире главны профессиональным качеством , которое педагог должен постоянно демонстри...
Продвинутые технологии изучения иностранного языка в условиях учреждения дополнительного образования
Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Обобщение опыта....
«Успех каждого ребенка» через организацию дополнительного образования»
У каждого человека есть задатки. дарования, талант к определенному виду деятельности. Как раз эту индивидуальность надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, что...
Доклад на тему: Профессиональный рост педагога как условие повышение качества дополнительного образования
В докладе рассматриваются основные профессиональные компетенции педагога дополнительного образования,а также инструменты повышения качества дополнительного образования и профессионального роста педаго...