Статья на тему: "Вопросы профессионального роста педагога в условиях введения в действие ФГОС"
статья на тему
«Педагог - ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющимся открытом мире главны профессиональным качеством , которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться»
«Профессиональный стандарт педагога»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Евгения Михайловна Лисовец,
учитель начальных классов МАОУ Абатская СОШ № 1,
с. Абатское Тюменской области
Вопросы профессионального роста педагога в условиях введения в действие ФГОС
«Педагог - ключевая фигура реформирования образования.
В стремительно меняющимся открытом мире главным
профессиональным качеством , которое педагог должен
постоянно демонстрировать
своим ученикам, становится умение учиться»
«Профессиональный стандарт педагога»
Как только заговорили о введении новых стандартов, методическое объединение учителей начальных классов нашей школы включилось в изучение нормативных и методических материалов, а затем и в подготовку к введению ФГОС.Особенно тщательно мы проработали требования Стандарта. Ознакомившись с ними, провели мониторинг условий школы с целью выявления готовности введения ФГОС в 2011 году. Результаты мониторинга были рассмотрены на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов и на педагогическом совете. Анализ ресурсов учебной и методической литературы, кадрового потенциала, программного оснащения, используемого для обеспечения здоровьесберегающей среды, показал, что педагогам, работающим в начальной школе, «войти» в образование по новым стандартам несложно.
Во-первых, опыт работы по данному УМК «Начальная школа 21 век» – это «мост» к переходу на новый стандарт.
Во-вторых, педагоги школы уже используют те современные технологии, которые новый Стандарт считает перспективными и эффективными, такие как технология развивающего и проблемного обучения, развития критического мышления через чтение и письмо, АМО, творческих мастерских, технология личностно ориентированного обучения.
В-третьих, учителя начальной школы имеют опыт экспериментальной работы, способны к инновационной деятельности.
В-четвертых, 50% педагогов, работающих на I ступени образования, являются активными пользователями информационных технологий, владеют основными инструментами пользователя, мультимедийными информационными источниками, инструментами коммуникации, ИКТ-средствами.
Мы, конечно, понимали, что для успешного внедрения новых образовательных стандартов нужны не просто высококвалифицированные кадры, а кадры, прошедшие специальную подготовку, готовые технологически обеспечить процесс внедрения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения начального общего образования. Знания, полученные на курсах, через самообразование дали новый импульс подготовительной работе к внедрению ФГОС.
В 2011-2012 учебном году педагоги МО работали над темой: «Компетентностный подход как средство формирования всесторонне развитой социально – востребованной личности », цель которой была направлена на повышение качества образования через формирование образовательных компетенций обучающихся. Особенно интересными и полезными были заседания по темам: «Формирование учебных универсальных действий. Личностные, предметные и метапредметные результаты», «Новый ФГОС. Внеурочная деятельность школьников: сущность, направление, принципы, содержание», «Использование компьютерных технологий как средство формирования исследовательской и познавательной деятельности младших школьников».
Таким образом, в результате подготовительной работы к внедрению ФГОС второго поколения на первом этапе мы решали следующие задачи:
- на родительских собраниях будущих первоклассников довели до родителей цели и задачи ФГОС второго поколения;
- определили образовательную систему для реализации ФГОС НОО - «Начальная школа 21 век »;
- провели опрос родителей с целью изучения запроса в дополнительном образовании детей во внеурочное время;
- скорректировали план методической работы ШМО учителей начальных классов;
- организовали внеурочную деятельность с учётом требований к проведению внеурочных мероприятий – с соблюдением динамической паузы (40-50 минут) между учебными занятиями по расписанию;
- провели стартовую диагностику обучающихся с целью организации личностно ориентированного обучения и прогнозирования планируемых результатов к концу первого года обучения;
- разработали планы развития учебных кабинетов с учетом новых требований в формате новых образовательных стандартов;
- приобрели необходимую научно-практическую литературу;
- создали медиатеку методических материалов по внедрению стандартов II поколения.
В следующем учебном 2012 - 2013 году, определив тему работы: «Современные технологии обучения и воспитания в условиях модернизации образования», - на заседаниях МО мы рассмотрели такие вопросы, как «Использование информационных технологий в начальных классах — как одно из условий повышения качества образования», «Проблемно-деятельностный подход как средство реализации стандартов второго поколения».Педагоги участвовали в обучающих семинарах, проводимых районным методическим объединением учителей начальных классов по вопросам внедрения ФГОС в начальных классах; проводили большую просветительскую работу с родителями. Помогали перенять опыт, знания своих коллег посещение и проведение педагогических мастерских и мастер-классов. Так, в рамках подготовки к педсовету «Технологии достижения личностных, предметных и метапредметных результатов образования в соответствии с ФГОС НОО» в 2013 году были проведены мастер-классы и педмастерские по темам:
Класс | Предмет, тема |
1а | Литературное чтение. «Повторение правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков» |
2а | Окружающий мир. «Круговорот воды в природе» |
4б | Русский язык «Связь слов в словосочетании. Управление» |
Мы также распространяли свой накопленный опыт через выступления на методических объединениях, педагогических советах. Учителя начальных классов выступили на школьных педсоветах по темам: «Формирование компетентностей учащихся как один из факторов повышения качества образования в условиях перехода на ФГОС», «Современные образовательные технологии», «Учимся работать по новым стандартам», «Применение современных образовательных технологий как показатель инновационной культуры ОУ в условиях введения ФГОС».
В мае 2013 года на итоговой методической конференции, посвященной внедрению ФГОС в школе, учителя начальных классов представили следующие материалы:
Учитель начальных классов Тимофеева Л.В. | Формирование УУД младших школьников. |
Учителя начальных классов ЛисовецЕ.М. | Технология продуктивного чтения как образовательная технология деятельностного типа» |
Учитель начальных классов Усольцева Г.И. | Портфолио ученика как средство повышения самооценки и уверенности в собственных возможностях |
Учитель начальных классов Коняхина Е.В. | Реализация внеурочной деятельности обучающихся в соответствии ФГОС второго поколения |
Сегодня методическую работу в МО начальных классов мы строим с учетом опыта работы и уровня профессионализма учителей.
В начальных классах Абатской школы №1 работают 9 учителей, 44% - 4 чел. - имеют 1 категорию, 3 человека (33%) - высшую., 2 чел. не имеют категории.
Мы уверены в том, что повышение качества методической работы учителя - это не только процесс накопления знаний, а, прежде всего, процесс углублённого проникновения в сущность новых технологий. Это становится основой самообразования, повышения квалификации не только один раз в 5 лет, но и по мере возникновения проблем, и на основе профессиональных потребностей самих педагогов. Одним из таких направлений является овладение информационной грамотностью. На сегодняшний день 100% учителей прошли повышение квалификации по применению ИКТ в учебном процессе. Это позволило учителям использовать в работе современные педтехнологии и шире применять деятельностный подход. Учителя создают собственную базу цифровых образовательных ресурсов и обмениваются с коллегами.
Каждый учитель в нашей школе работает над значимой для него проблемой обучения, внедряет изученный материал в практику. Открытые уроки для учителей школы, района, воспитателей детских садов, родителей, создание портфолио (100% имеют портфолио, в том числе у 100% учителей - электронные портфолио), проведение внеклассных мероприятий, выступления на методических и педагогических советах, методическая копилка, создание собственных сайтов и мини-сайтов (таковые имеют 56% педагогов)– вот неполный список выхода результатов такой работы. Все это позволяет систематизированно обобщить свой профессиональный опыт.
Также продуктивными являются и другие формы методической деятельности учителей.
Наши учителя работают в сетевых сообществах, таких как Социальная сеть работников образования, Сеть творческих учителей, Учительский портал, Началка, Продленка, Центр развития молодежи и др. Педагоги и учащиеся работают в сетевых проектах, участвуют в конкурсах, олимпиадах, выкладывают свои методические продукты. Такая работа дает нам получение новых знаний, общение с людьми близких интересов, совместную работу и обмен результативностью, рост самооценки личности.
Таким образом, введение ФГОС стало новым стимулом в стремлении к профессиональному саморазвитию, самосовершенствованию учителей начальных классов нашей школы.
Все, что заложено в новом стандарте, адресовано не столько ребенку, сколько нам, взрослым, в том числе и руководителям системы образования, директорам школ, завучам, методистам, учителям. Почему? Да потому, что современные дети растут в условиях информационного, быстро развивающего общества. Они уже давно на "ты" с техникой и электроникой, с раннего детства дружат с мультимедийными программами, иными словами, наши дети другие... Вот почему так важно понять и принять идеологию нового образовательного стандарта.
Учитель - центральная фигура в школе.
Мир меняется стремительно. Введение стандартов второго поколения – это необходимость, продиктованная жизнью. Мы знаем, что при переходе на новый стандарт, конечно же, возникнут проблемы, это вызывает вполне определённое беспокойство. "К чему готовиться, чтобы в новом учебном году не попасть впросак?", - так думали многие педагоги, перешедшие на ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Я думаю, что изменилось многое! Учитель - вот главная фигура. Ветер перемен потребовал глубоких изменений в мировоззрении и психологии педагогов, работающих в современных условиях, отказа от давно сложившихся стереотипов, выработки новых подходов в воспитании и социализации учащихся. «Полюбите новые стандарты всей душой»,- так всем нам говорили на курсах. Ведь школе нужен такой учитель, который сможет грамотно работать не только по новым методическим пособиям и учебникам, но и способен самостоятельно моделировать образовательный процесс, анализировать свою деятельность на предмет соответствия требованиям нового стандарта, вносить коррективы там, где это необходимо.
Стратегическая задача образования 21 века - осознание и раскрытие человеческой души - истинно, бессмертного человека, который создает по своему образу и подобию новое, духовное общество и новую, духовную цивилизацию. Значит и учитель должен быть - компетентным, думающим, инициативным, мобильным, ответственным, умеющим делать выбор, творческим, владеющим современными ИКТ - технологиями.
Быть гибким - вот задача школы и каждого учителя. Если мы хотим научить современного ребенка, научить качественно, то первыми перестраиваться необходимо, прежде всего, нам. Одна из проблем - многие педагоги не готовы к таким изменениям. В профессиональной деятельности учителя могут возникнуть проблемы как личного характера, так и социального. Учитель, прежде всего сам должен понимать актуальность требований к современному образованию. Понятно, что не все учителя могут перестроить собственное видение проблемы, свою методику преподавания. Думаю, что есть и психологический барьер. Для этого педагогу приходится полностью пересматривать свою работу, психологически настроиться, так как образовательные стандарты второго поколения ставят перед учителем новые цели и задачи. Теперь в начальной и основной школе мы должны сформировать новые умения - универсальные, составляющие основу умения учиться. Чтобы быть готовым к этому, учителю следует осмыслить идею системно-деятельного подхода как основы ФГОС и создавать условия для формирования универсальных учебных действий. Педагог должен умело подойти к реализации нового стандарта второго поколения, чтобы обеспечить качественное образование: достаточно много поработать над документами и не бояться использовать новые технологии. Педагог должен быть готов к новым стандартам. Ведь они предъявляют высокие требования к профессиональной компетенции педагога. Востребованы свойственные далеко не каждому педагогу функции: аналитические, прогностические, экспертные, организационные. Выход один - самообразование, самообучение, самовоспитание, движение вперёд навстречу всему новому, ежедневный труд и поиск.
За последние время ни одна из систем социума не подверглась таким серьезным и глубоким преобразованиям, как система образования. Многое сделано, многое, достигнуто, многое переосмыслено. И все же, как сказал великий Альберт Эйнштейн: «Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние».
А это значит, что мы с вами переходим на качественно новый уровень развития образования. Творческий подход к своей работе, стремление к освоению нового, поможет каждому учителю дать качественное образование всем своим ученикам!
Что же, трудности встречаются в любой работе. И нужно их с достоинством преодолевать. Думаю, что все проблемы постепенно исчезнут, нужно время и терпение!
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразование как условие профессионального роста педагога"
Развитие образования делает сегодня все более актуальным решение проблемы профессионализма педагога, уровня его компетентности. Это обусловлено тем, что общество осознает необходимость качественного у...

Личностный профессиональный рост, как необходимое условие эффективности образовательного процесса педагога дополнительного образования.
Личностный профессиональный рост, как необходимое условие эффективности образовательного процесса педагога дополнительного образования....
Статья на тему: "Самообразование как условие профессионального роста педагога"
Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для...
Формирование профессиональных компетенций учителя в условиях введения и реализации ФГОС
Статья "Формирование профессиональных компетенций учителя в условиях введения и реализации ФГОС"...

Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения
Формирование профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС: проблемы и решения...
Самообразование как условие профессионального роста педагога
Самообразование как условие профессионального роста педагога...

Доклад на тему: Профессиональный рост педагога как условие повышение качества дополнительного образования
В докладе рассматриваются основные профессиональные компетенции педагога дополнительного образования,а также инструменты повышения качества дополнительного образования и профессионального роста педаго...