Конспект-урок по детской риторике "Похвала, комплимент, лесть"
план-конспект занятия (3 класс)
Представлено занятие факультативного курса "Детская риторика" в 3 классе. Этот практико-ориентированный курс выполняет важный социальный заказ - учит успешному и эффективному общению. Подобные занятия позволяют соединять учебные предметы (русский, литературу), классные часы, интегрируя содержание и необходимые для обсуждения темы. Использование ИКТ, Интернет-ресурсов обеспечивает воспитание правильной информационной культуры, продуктивный характер учебной деятельности и способствует формированию универсальных учебных действий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokhvala_3_klass.pptx | 1.05 МБ |
razdatochnyy_material.docx | 13.05 КБ |
konspekt_pohvala.docx | 22.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Посчитаем Егорок» Как на горке на пригорке, стоят тридцать три Егорки, раз, два…
Факультативное занятие «Детская риторика» Похвала. Комплимент. Лесть.
Комплимент.. Комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв. (по словарю С.И.Ожегова)
ПОХВАЛА или ЛЕСТЬ? ЛЕСТЬ - ЛЬСТИВЫЕ СЛОВА (неискренние слова) ЛЕСТНЫЙ – ЛЕСТНЫЕ СЛОВА (похвальные, правдивые слова)
Физминутка
КАК НУЖНО ДЕЛАТЬ КОМПЛИМЕНТЫ 1. Говори с восхищением (искренне) 2. Приветливо смотри на собеседника 3. Не смейся, не иронизируй 4. Улыбайся 5. Твои слова не должны обидеть
Предварительный просмотр:
Петух. …А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всём лесу у нас такой певицы нет!
Кукушка. …Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички…
В басне И.А.Крылова «Кукушка и Петух» герои хвалят друг друга. Подчеркните слова, которыми они хвалят друг друга.
Работая на карточках в группе определите, к какому члену жюри относятся данные ниже комплименты, запишите на оставленной строчке.
1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. ( )
2. Наверное,ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. ( )
3. Ты так долго живёшь на свете, и ты, наверное, очень мудрый. ( )
4. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться.(________________)
5. Ты такой добрый, если бы ещё не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми). ( )
Комплимент в приветствии
Подчеркните похвальные слова. Как мама отвечает на комплимент сына?
-Здравствуй, сынок!
-Здравствуй, мамочка! Рад тебя видеть! Какая ты у меня красивая!
-Спасибо. Мне приятно это слышать. Как дела?
-Всё в порядке.
Комплимент в просьбе
Подчеркните похвальные слова. Как папа отвечает на комплимент сына?
- Папа, ты так здорово в прошлый раз накачал камеру! Я целый месяц катался. Помоги мне сегодня…
-Хорошо. Сделаю.
Комплимент в благодарности
Подчеркните похвальные слова. Как бабушка отвечает на комплимент?
-Бабуля, спасибо за обед. Всё очень вкусно. Ты замечательно готовишь.
г) Риторическая игра «Сыграем в комплимент» (вы составляете диалог и инсценируете сценку). Работа в паре.
Разыграй сцену 1. Ты встречаешь после летних каникул двух друзей (подруг). Ты здороваешься с ними и каждому (каждой) говоришь комплимент, и каждый (каждая) тебе что-то отвечает. (Старайся говорить приветливо, улыбаться, смотреть на собеседника. Поменяйтесь ролями.)
Разыграй сцену 2. Ты благодаришь старшую сестру за то, что она помогла тебе испечь вкусный пирог для школьного праздника. Ты благодаришь сестру и говоришь ей комплимент. Она отвечает тебе.
Разыграй сцену 3. Ты просишь маму объяснить трудную задачу. Ты начинаешь свою просьбу с похвалы. Мама отвечает на твою просьбу.
Разыграй сцену 4. Твой дед, бывший военный, в парадном мундире, готовится идти на встречу с однополчанами. Ты говоришь ему комплимент.
Предварительный просмотр:
Конспект факультативного занятия по курсу
«Детская риторика» в 3 классе.
Тема: Похвала (комплимент).
Цели: 1. Организовать деятельность учащихся для знакомства с комплиментом (похвалой) как речевым жанром, направленным на подбадривание собеседника, на создание у него хорошего настроения, поддержание и установление контакта.
2. Путём постановки и решения учебной задачи продолжать развивать самостоятельность в суждениях, в целом в речевой деятельности.
3. Способствовать воспитанию культуры общения.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
Вид урока: Урок самостоятельных работ репродуктивного типа – устных или письменных упражнений.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге (диалог, коллективный способ обучения, работа в группах).
Формы работы: внутригрупповая и общеклассная дискуссия (самостоятельная работа в группах).
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- презентация (Приложение 1);
- раздаточный материал для обучающихся (Приложение 2).
Методические приемы: диалогический метод (беседа, выступление учащихся, работающих в паре, группе, наблюдение, обсуждение, индивидуальная творческая работа).
Используемые образовательные технологии: информационно-коммуникационная технология, проблемного обучения, педагогических мастерских.
Ход урока
- Орг.момент.
- Здравствуйте, ребята. Начнём урок детской риторики. Слайд1
« Я держу в ладошках Солнце!
Я дарю его друзьям!
Улыбнитесь- это ж просто.
Лучик Солнца –это Вам!»
- Разминка
Дыхательная гимнастика.
- Вдох-выдох.
- «Посчитаем Егорок» (скороговорки). Слайд 2
Как на горке на пригорке, стоят 33 Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…
- Сообщение темы, цели и главной задачи урока.
-Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывок М.Гаршина «Лягушка- путешественница». Внимательно послушайте и определите тему сегодняшнего разговора.
«…Утки летели вслед за несшей её передней парой, кричали и хвалили её. Удивительно умная голова наша лягушка, - говорили они – даже между утками мало таких найдётся…»
- О чём этот отрывок? Выразите отношение уток и лягушки. ( Они её хвалили.) Скажите одним словом то качество, когда хвалят. (Похвала.) За что утки удостоили лягушку похвалой? (за то, что она придумала гениальный способ путешествовать вместе с ними, хвалили её за ум искренне, по-доброму, правдиво.)
-Итак, тема нашего урока «Похвала, комплимент». Слайд 3
Какие задачи поставим на уроке? (Что такое похвала, комплимент? Как отличить похвалу от лести? Какую роль в общении играют комплименты? Как хвалить? За что хвалить? Когда хвалить?)
- Решение учебной задачи.
а) Введение термина «Похвала. Комплимент.»
- Приходилось ли вам выслушивать комплименты в свой адрес? Приятно ли слышать, когда вас хвалят? Когда и за что вас хвалят? А умеете ли вы говорить комплименты и отвечать на них? (ответы детей)
Что же такое похвала? (это добрые, приветливые и обязательно правдивые слова). В словаре С.И.Ожегова дано следующее определение: комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв. Слайд 4
Работа с карточкой
Поработаем с текстом на карточках. Прочитаем по ролям.
Петух. …А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всём лесу у нас такой певицы нет!
Кукушка. …Спасибо, кум; зато, по совести моей,
Поёшь ты лучше райской птички…
В басне И.А.Крылова «Кукушка и Петух» герои хвалят друг друга. Подчеркните слова, которыми они хвалят друг друга.
Правдивы ли похвалы Петуха и Кукушки? (слова неправдивы, неискренни, льстивы). В действительности их слова подтверждаются в реальности? (нет, это не певчие птицы). Хорошо ли так хвалить? (да, приятно слушать, лесть содержит похвалу, одобрение, но принимать не хочется, т.к. их слова неправдивы). Для чего льстят? (получить выгоду для себя)
Как отличить похвалу от лести? (похвала правдива, лесть неправдива) Слайд 5
б) Похвала и комплимент бывают разными.
Представьте себе, что вы участвуете в конкурсе «Умей хвалить и похваливать», который проводится в сказочной стране. Жюри состоит из сказочных героев: Кощея Бессмертного, Сивки-Бурки, Бабы-яги, Емели, Золушки. Слайд 6
Работая на карточках в группе определите, к какому члену жюри относятся данные ниже комплименты, запишите на оставленной строчке.
1. Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь. (Баба- яга)
2. Наверное,ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая и трудолюбивая. (Золушка)
3. Ты так долго живёшь на свете, и ты, наверное, очень мудрый. (Кощей)
4. Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться. (Сивка-Бурка)
5. Ты такой добрый, если бы ещё не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми). (Емеля)
За что хвалят каждого персонажа? Правдивы ли эти похвалы?
Хвалить можно внешность, черты характера, способности, работу человека, его дом и т.д.
Когда мы можем сказать комплимент? (когда приветствуем, благодарим, прощаемся, спорим и т.д.)
Зачем нужна похвала? (она делает общение более успешным, мы испытываем приятные эмоции)
- Физминутка.
А сейчас все дружно встали, отдохнём, как на привале.
Вправо, влево повернись, наклонись и поклонись!
Руки вверх, руки вбок и на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку. Молодцы вы, ребятишки. Слайд 7
- Творческое преобразование.
в) Инсценировка готовых ситуаций.
Работа в паре.
Как говорить комплименты?
- Искренне, с восхищением.
- Улыбайся.
- Приветливо смотри на собеседника.
- Не смейся, не иронизируй.
- Твои слова не должны обидеть. Слайд 8
Комплимент в приветствии
Подчеркните похвальные слова. Как мама отвечает на комплимент сына?
-Здравствуй, сынок!
-Здравствуй, мамочка! Рад тебя видеть! Какая ты у меня красивая!
-Спасибо. Мне приятно это слышать. Как дела?
-Всё в порядке.
Комплимент в просьбе
Подчеркните похвальные слова. Как папа отвечает на комплимент сына?
- Папа, ты так здорово в прошлый раз накачал камеру! Я целый месяц катался. Помоги мне сегодня…
-Хорошо. Сделаю.
Комплимент в благодарности
Подчеркните похвальные слова. Как бабушка отвечает на комплимент?
-Бабуля, спасибо за обед. Всё очень вкусно. Ты замечательно готовишь.
г) Риторическая игра «Сыграем в комплимент» (вы составляете диалог и инсценируете сценку). Работа в паре.
Разыграй сцену 1. Ты встречаешь после летних каникул двух друзей (подруг). Ты здороваешься с ними и каждому (каждой) говоришь комплимент, и каждый (каждая) тебе что-то отвечает. (Старайся говорить приветливо, улыбаться, смотреть на собеседника. Поменяйтесь ролями.)
Разыграй сцену 2. Ты благодаришь старшую сестру за то, что она помогла тебе испечь вкусный пирог для школьного праздника. Ты благодаришь сестру и говоришь ей комплимент. Она отвечает тебе.
Разыграй сцену 3. Ты просишь маму объяснить трудную задачу. Ты начинаешь свою просьбу с похвалы. Мама отвечает на твою просьбу.
Разыграй сцену 4. Твой дед, бывший военный, в парадном мундире, готовится идти на встречу с однополчанами. Ты говоришь ему комплимент.
д) Просмотр м/ф «Зеркальце» (9мин)
- Чьи слова похвальны? (у ёжика; остальные льстили девочке, чтоб получить конфетку)
- Подведение итогов.
- Чем отличаются похвала и лесть?
-Какую роль имеют комплименты в общении?
- Сможете ли вы сказать комплимент друзьям, родным?
-Вам понравился урок?
- Как вы думаете, придётся ли вам в жизни использовать то, чему мы научились на уроке?
Давайте сделаем комплимент себе. Слайд 9
В заключении я хочу озвучить стихотворение Б.Окуджавы «Пожелания друзьям»
Давайте восклицать,
Друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не опасаться,
Давайте говорить друг другу комплименты-
Ведь это всё любви счастливые моменты.
-Благодарю всех за плодотворную работу! Вы молодцы!
- Домашнее занятие. Написать комплимент товарищу по классу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность: детский сад - школа, конспект урока математики для воспитанников детского сада
Учить сравнивать предметы, использовать знания в практической деятельности;Учить воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 в порядке увеличения и уменьшения;Знакомить с геометрическими ...
План-конспект урока права "Наши детские права"
По материалам Конвенции о правах детей...
Конспект урока «Карлсон – воплощение детской мечты. А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше»
Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классеФорма урока – закрепление и обобщение знаний по произведению. В ходе урока используются различные методы и форм...
конспект урока по музыке "Детский театр, балет "Золушка"Сергей Прокофьев"
Конспект урока по музыке для 2 класса. Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС. УУД раставлены на всех этапах урока. Дата ПредметМузыкаКласс2ТемаДетский театр, балет «Золу...
Конспект урока технологии+презентация "Детская площадка. Изготовление «качалки» из бросового материала" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с технологией создания «качалки».Планируемые результатыПредметные:знать технологию изготовления изделия; уметь из...
Конспект-урок по риторике "Лесть, похвала, комплимент" (внеурочная деятельность)
Цель: Путем литературного исследования дать понятия: похвала, лесть, комплимент и учить различить ихЗадачи:1.Сформировать понятие «комплимент», "похвала", "лесть"...