«Формирование жизненных компетенций у младших школьников».
методическая разработка (4 класс)

Гарифуллина Юлия Сергеевна

«Жизненная компетентность» относится к ключевым видам компетентности, которая проявляется через способность решать жизненные проблемы разного характера в контексте конкретной ситуации жизнедеятельности человека на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Главным условием развития жизненной компетенции является сознательно дозированное расширение и усложнения среды жизнедеятельности ребенка, т.е. интеграция в более сложное окружение.  Таким образом, ребенок с ОВЗ получает осмысливаемое образование, овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает  максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zhiznenn_komp_u_mladshih_shkolnikov.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа – интернат психолого-педагогической поддержки»

Выступление на педагогическом совете по теме:

«Формирование  жизненных компетенций у младших                      школьников».

                                                                                     Подготовила

                                                                                   учитель начальных классов,

                                                                       Гарифуллина Юлия Сергеевна

                                     

                                                              Мариинск 2022

       Понятие «жизненная компетентность» впервые было введено в научный оборот Институтом коррекционной педагогики РАО (Москва) в начале 2000-х гг. по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Однако в отношении лиц с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости данное понятие не рассматривалось. Главная проблема детей с умственной отсталостью заключается в нарушении их связи с окружающим миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, недоступности ряда культурных ценностей. Процесс социализации крайне затруднен, прежде всего, тем, что у таких детей значительно снижена способность к обобщению и присвоению общественного опыта. Все это осложняется и трудностями в общении. Основным направлением работы с такими детьми должна стать практическая подготовка детей к жизни. Поэтому содержание воспитания строится с учетом следующих принципов: — жизненная значимость; — практическая необходимость. Таким образом, у младших школьников необходимо сформировать те компетенции, которые обеспечивают полноценную жизнедеятельность выпускника после его выпуска. «Жизненная компетентность» относится к ключевым видам компетентности, которая проявляется через способность решать жизненные проблемы разного характера в контексте конкретной ситуации жизнедеятельности человека на основе использования информации, коммуникации, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. (Сл.2). Главным условием развития жизненной компетенции является сознательно дозированное расширение и усложнения среды жизнедеятельности ребенка, т.е. интеграция в более сложное окружение.

          Таким образом, ребенок с ОВЗ получает осмысливаемое образование, овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает  максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

       Для оценки сформированности компонентов жизненных компетенций детей могут быть использованы критерии, показатели, представленные в табл.1 (Сл.3)

Требования

Компоненты ЖК

Критерии оценки

Показатели сформированности ЖК

Что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования

Когнитивный

Осознанность

Знает и понимает

-основные теоретические положения, понятийный аппарат и терминологию предметной области  компетенций;- выделяет в структуре формируемой деятельности общезначимые действия и операции

Что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике

Деятельностный

Освоенность

Умеет-применять свои знания и понимания в практической деятельности, сопровождая умственным контролем действий;- уверенно выполнять действия без внешних ориентиров; давать словесный отчет о выполняемых действиях;-осуществлять поиск необходимой информации и ее обработку

Насколько активно, свободно и творчески он их применяет

Рефлексивный

Критичность

 Способен самостоятельно

 увеличивать значимую информацию, оценивать ее по критерию полноты и достаточности;- самостоятельно оценивать результативность и эффективность собственной деятельности;- творчески использовать опыт собственной деятельности в новых условиях

Обратите внимание на слайд Рассмотрев составляющие жизненной компетенции (Сл.4.)

Составляющие жизненной компетенции:

 1.Социальный интеллект (способность к адаптации, приспособляемость, стрессоустойчивость).

 2.Социально-бытовая умелость;

 3. Ориентация в социальном окружении, умение устанавливать контакты с людьми;

 4. Эмоционально-волевая саморегуляция;

 5. Социальный контроль поведения (нормативность поведения).                                            

Я перейду к раскрытию темы «Формирование жизненной компетенции младших школьников в  рамках нашей школы. (Сл.5)

1.Знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода) формируются на уроках, в воспитательной работе в школе, в интернате.

2.Умение пользоваться услугами различных предприятий и учреждений формируется и закрепляется на внеурочных занятиях: «Я пешеход и пассажир», «Мир профессий», кружковой деятельности. Ходим с детьми на экскурсии в музеи, на предприятия, в магазины, проходят также виртуальные экскурсии. Дети знакомятся с разными профессиями, но подробнее с теми, на которые они могут выучиться после окончания школы.  (Сл.6)

3. Умение организовывать свой досуг прививается не только дома. Дети в школе участвуют в различных акциях  по уборке и озеленению территории, старшеклассники занимаются волонтерской деятельностью, а для ребят начальной школы волонтеры-студенты проводят интересные мастер-классы, также для детей организовываются бесплатные походы в кинотеатры,  ну и конечно посещение нашей библиотеки не маловажное мероприятие, ведь дети там не только берут и читают книги, а участвуют в открытых мероприятиях на разную тематику.

4. Учить детей общаться, знать о нормах культуры и поведения, положительно относиться к окружающим, взаимодействовать с различными людьми, развивать волевые качества в этом помогает совместная работа со специалистами ОУ: психологом, дефектологом, логопедом, социальным педагогом и многими другими участниками образовательного процесса. Дети приходят к нам из общеобразовательных школ, часто с заниженной самооценкой. Дети попадают в ту среду, которая их раскрепощает. Во-первых, это специальная образовательная программа, доступная для них, грамотная и слаженная работа специалистов в школе. Дети на глазах «расцветают». Они быстро адаптируются, преодолевают свои комплексы и начинают участвовать и в общешкольных мероприятиях, различных конкурсах, соревнованиях, да ещё занимать и призовые места. О нашей нелёгкой, но интересной деятельности можно долго говорить, потому что она не прекращается ни на минуту. В одну минуту мы можем говорить о правилах поведения, в другую минуту о том, что нужно уметь дружить и стоять горой друг за друга и так год за годом. Кого поддержать, кого пожурить, но какую радость испытываешь, когда к окончанию начальной школы из этого неумелого, робкого малыша выходит ученик, переходящий в среднее звено. На достаточном или минимальном уровне получившим осмысливаемое образование, овладел полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигший максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, освоил необходимые формы социального поведения.

      Из вышесказанного можно сделать вывод, что формирование жизненных компетенций – это сложная и систематическая работа, в которой задействованы все участники образовательного процесса. И только наша совместная, творческая работа помогает детям овладевать всеми вышесказанными жизненными компетенциями. Хотелось бы закончить своё выступление словами Василия Александровича Сухомлинского: «Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливы

                                                                      Литература

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

3. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19. №1. С. 5–16.

4. Буланова, Н. О. «Понятие «жизненная компетентность» для лиц с интеллектуальными нарушениями / Н. О. Буланова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 25 (159).

5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования//Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34–42 5. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография / под ред. проф. В. А. Козырева и проф. Н.Ф. Родионовой. СПб, 2004. 392 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетенций у младших школьников на основе использования приёмов критического мышления через чтение и письмо

Использование  педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»Её применение позволяет развивать умение: анализировать, сравнивать, выделять главное;решать пр...

Презентация "Технология КСО как средство формирования коммуникативных компетенций у младших школьников".

Дидактическая основа КСО - сотрудничество. Работа организуется в парах сменного состава, позволяет обеспечить взаимообучение и взаимоконтроль обучаемых....

« Формирование ценностных компетенций у младших школьников через интеграцию содержания предметов»

Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у обучающегося формируются те или иные составляющие этих «взрослых» компетенций, и чтобы не только готовиться...

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников ( анализ учебника «Математика» 1 класса Н.Б. Истомина)

Предметом моего анализа явился учебник математики 1 класса автор Н.Б. Истомина, т.к. работаю по этому учебнику. Цель анализа этого учебника выявить способы реализации  коммуникативных умений в пр...

Формирование читательских компетенций у младших школьников через проектную деятельность

Этот материал можно использовать при выступлении на семинарях, педагогических советах....

Информационная карта инновационного опыта "Формирование основ лингвистической компетенции у младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС НОО"

Актуальность проблемы становления лингвистической компетенции младших школьников обосновывается необходимостью реализации системно-деятельностного подхода, который определен в ФГОС НОО и социальным за...