Выступление на педсовете "Метапредметные результаты обучения. Теория и практика"
материал (1, 2, 3, 4 класс)
Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Любой педагог–предметник должен быть прежде всего хотя бы немножко полипредметником (метапредметником).
Как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни?
Ответ на этот вопрос - в данной публикации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_fevral_metapredmetnye_rezultaty_obucheniya.docx | 25.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"РУССКАЯ ШКОЛА"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ:
"МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ»
ПОДГОТОВИЛА
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
МАКАРОВА АННА ВИКТОРОВНА
Выступление начинается с вопроса (для размышления и совместного обсуждения) к педагогам.
Как Вы думаете: что общего между беспорядком в кладовОй, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
Выслушивание ответов.
Ответ на вопрос дает великий русский педагог К. Д. Ушинский:
«Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовУю, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая, в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в условиях реализации ФГОС.
«Ибо узкая специализация – идиотизация.» (Б. Шоу)
Профессионалы 21-го века – это специалисты самого широкого профиля. Любой педагог–предметник должен быть прежде всего хотя бы немножко полипредметником (метапредметником).
Как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни?
Теме нашего разговора созвучно стихотворение французского писателя (1915-1997). Клода Руа (наст. фам. Орлан). Перевод Михаила Яснова.
Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер –
Он взлетает в облака.
Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый –
Возврати такого в класс!
С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!
Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!
.
С этими проблемами сталкиваются все! Ученые считают, что чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности. В этом случае оценивается не способность репродуктивно воспроизводить полученную информацию, а умение практически адаптировать полученные сведения на практике в разных областях знаний.
Поэтому появляются на уроках таинственные записки, которые нужно СУМЕТЬ прочитать. Или помочь герою из беды выбраться, решив примеры. Так мы работаем и над нравственностью, и считать учим.
Вот ситуация из русского языка. Тема: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
кто? - одушевленные
что? - неодушевленные
1. Похлопайте/потопайте (здоровьесберегающие технологии). У кого возникли трудности? ( рефлексия). Почему? Как думаете, что нам поможет разобраться? ( Подводим к смыслу слова душа.( Закон Б) Можно уточнить по словарю. Начинается беседа - рассуждение о том, у кого/чего может быть душа. Затрагиваем понятие живое/неживое (окружающий мир). Уточняем, что живое нужно оберегать ( экология). Разобравшись, выполняем задание еще раз. Смотрим, правильно ли выполняют. Снова вопрос на рефлексию.
2. Даем задание: Запишите три одушевленных существительных и три неодушевленных существительных существительных ( математика).
3. Читаем текст из лит.чтения - посчитайте, сколько встретилось одуш. сущ. Еще и текст нравственного характера подобрать на актуальную для класса тему, вот и отличная работа. Могут быть несогласные - коровка красивая. +знакомство с русской культурой.
Коровка. К.Д. Ушинский
Некрасива коровка, да молочко даёт. Лоб у неё широк, уши в сторону; во рту зубов недочёт, зато рожища большие; хребет — остриём, хвост — помелом, бока оттопырились, копыта двойные. Она травушку рвёт, жвачку жуёт, пойло пьёт, мычит и ревёт, хозяйку зовёт:
— Выходи, хозяюшка; выноси подойничек, чистый утиральничек! Я деточкам молочка принесла, густых сливочек.
В целом, все работы из МЦКО приходят именно метапредметного характера. Проверка способов деятельности, включая сразу все предметные области.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с таблицами, моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
Метапредметными результатами обучения являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с таблицами, моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково- символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
- адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог;
- умение работать в информационной среде.
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ
Метапредметные результаты обучения по ФГОС. Что это такое?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебное пособие Теория и практика проблемного обучения с решением открытых задач
Учебное пособие Теория и практика проблемного обучения с решением открытых задач....
Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов.
В работе представлен фрагмент работы по профилактике трудностей при изложении текста-повествования, сопряженных с использованием лексических средств связи в тексте; показан подход ...
Выступление на педсовете «Результаты обучения учащихся 1 класса по ФГОС»
Выступление на педсовете «Результаты обучения учащихся 1 класса по ФГОС»...
Выступление на педагогическом совете на тему Теория и практика воспитания успехом
Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но...
Выступление на педагогическом совете на тему Теория и практика воспитания успехом
Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но...
Статья "КОНТРОЛЬ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ"
В статье рассматриваются вопросы контроля качества обучения математике в начальной школе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, раскрыв...
Выступление на педагогическом совете " Финансовая грамотность от теории к практике"
Опыт применения и использования знаний финансовой граммотности на уроках математики и окружающего мира...