Выступление на педагогическом совете на тему Теория и практика воспитания успехом
методическая разработка (2 класс)
Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.
Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но стоит лишь попасть благосклонному лучу интереса педагога к ребёнку, его внутреннему миру, как открываются его, казалось бы, невероятные способности и самые неожиданные дары, вдруг превращающие обычного школьника в яркую талантливую личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_ped_sovet_teoriya_i_praktika_vospitaniya_uspehom.docx | 76.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Теория и практика воспитания успехом».
(выступление на педагогическом совете «Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе школы»)
Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.
Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но стоит лишь попасть благосклонному лучу интереса педагога к ребёнку, его внутреннему миру, как открываются его, казалось бы, невероятные способности и самые неожиданные дары, вдруг превращающие обычного школьника в яркую талантливую личность.
Макет программы «Создание успеха на уроке»
- Какие нужны условия, чтобы создать ситуацию успеха на уроке?
- Как увидеть каждого ученика в этой ситуации?
Создание успеха на уроке
1. Мотив учения
Каковы основные мотивы учения и как они определяются ?
В первом классе у детей преобладает внешняя мотивация к учению, причем отрицательные мотивы сильнее положительных («Я учусь потому, что заставляют родители», «…чтобы не отставать от своих товарищей», «…чтобы не опозорить свой отряд и класс»). Другими словами, «внешний кнут» сильнее, чем внешний пряник». К третьему классу положение меняется. Кнут и пряник как бы переходят во внутрь школьника. Ребенок начинает понимать, что знания нужны не для того, чтобы кому-то доставить удовольствие или чтобы быть не хуже других, а для того, чтобы быть более развитым, иметь в будущем хорошую работу. Об этом свидетельствует и динамика мотивации. Если в первом классе внутренние мотивы составляли 38,9% от общего числа ответов, то в третьем - уже 64%.
Что касается доминирования мотивов, то в первом классе 38,9% учащихся не определяют доминирование мотивов. Эта группа является «группой риска». Педагогу очень важно вести с ними работу, направленную на осознание необходимости знаний для жизни. При правильной ориентации учащихся к третьему классу доля «группы риска» снижается до 8%, доля учащихся, осознающих необходимость знаний вырастет до 80%.
Для сознания ребенка, обучающегося в начальной школе, наиболее зна-чимы такие широкие социальные мотивы, как мотивы самосо-вершенствования (быть культурным, развитым) и мотивы самоопределения (после школы продолжать учиться, работать). Ребенок осознает общественную значимость учения, и это создает личностную готовность к учению в школе. Эти мотивы - результат социальных влияний.
Дети рассуждают так: «Надо учиться, чтобы потом хорошо работать, хочу быть шофером», «Я хочу быть врачом, чтобы лечить людей, а для этого надо много знать», «Учусь, чтобы быть культурным и развитым». Подобные рассуждения гово-рят о том, что школа и семья создают у ребенка опре-деленнуюсоциальную установку, ребенок понимает, общественную значимость учения, понимает, что знания ему нужны для будущего, он хочет быть умным, культурным и развитым. Такая установка определяет положительное отношение детей к деятельности и создает благоприятные условия для учения.
Надо отметить, что мотивы самосовершенствования и самоопределения выступают для младшего школьника как «понимаемые» и связаны с далекими целями. Однако эта перспектива очень далекая, а младший школьник живет по преимуществу сегодняшним днем.
2. Личность учителя
Какими качествами должен обладать учитель, чтобы развивать потребность стремления к достижению успеха?
3. Выбор действий учителя
Какие действия необходимы, чтобы создать ситуацию успеха?
Групповые технологии представляют:
- эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций;
- коммуникацию, без которой невозможно взаимопонимание деятельности;
- обмен способами действия;
- взаимопонимание;
- рефлексию.
Обучение в сотрудничестве позволяет:
- обеспечить переход от пассивно воспринимающей позиции ученика к его сотрудничеству с учителем и учащимися;
- сформировать навыки самообучения и самоорганизации, достичь высокого уровня усвоения содержания образования, обеспечить школьнику возможность дальнейшего успешного самообразования;
- ликвидировать перегрузку учащихся.
4. Стиль общения
Какое главное условие успешного и конструктивного взаимодействия педагогов и ученика?
Типы взаимодействия
- сотрудничество,
- диалог,
- опека,
- конфронтация,
- соглашение ,
- подавление,
- конфликт,
- индифферентность – «безразличие, равнодушие»
5. Двадцать способов сказать ребенку…
Принципы действия по успешному взаимодействию с ребенком:
Помни! Дети больше похожи на время, чем на родителей.
Разумная система взысканий и положительное стимулирование – путь к успеху.
Не следовать правилу – плохая оценка – плохой ученик.
Верить в творческие силы ребенка.
Вся деятельность в интересах ребенка.
Поддерживайте и отмечайте успехи.
Не забывать о чувстве юмора.
От каждого по способностям – каждому по труду.
Создание успеха на уроке
Существует эффект «птенца, только что появившегося на свет»: треск скорлупы, его ещё неокрепший писк, тут же становятся стимулятором и сигналом «рождения» других птенцов.
Один окрылённый ребёнок, поверивший в себя, помогает сбросить «путы» тем, кто рядом.
Только так, духовно согревая и поддерживая друг друга, дети и взрослые, вместе, мы сможем пройти новый путь, полный радости познания и творчества.
Хочу отметить, что мои ученики начиная с первого класса являются победителями интеллектуальных, творческих и спортивных конкурсов, перейдя в следующий класс продолжают занимать призовые места. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимости любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они- дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете на тему: «Ситуация успеха как средство формирования положительного отношения к учению»
Материал статьи полезен не только для учителей,но и для родителей учащихся....
Выступление на педагогическом совете по теме" Патриотическое воспитание как нравственный аспект в достижении личностных результатов младших школьников в рамках освоения ФГОС НОО".
Воспитание патриотизма является одной из важнейших задач формирования национальной культуры и исторической преемственности поколений....
Выступление на педагогическом совете на тему Теория и практика воспитания успехом
Капли росы на листьях травы незаметны и невзрачны, пока на них не упадёт луч солнца.Вот так и дети, не обласканные вниманием педагогов и родителей, остаются «бесцветными» и незаметными, но...
Выступление на педагогическом совете по теме: ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В настоящее время духовно-нравственное воспитание особенно актуально, так как в современном обществе низкий уровень общественной морали, утрачиваются семейные ценности, патриотические чувства, поэтому...
Выступление на педагогическом совете по теме: Интерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации
Интерактивные формы и методы работы как средство воспитания и социализации. в современном мире перед педагогом возникает масса проблем:Проблема мотивации активности обучаемых.Ориентация образова...
Презентация для выступления на педагогическом совете школы МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИТУАЦИИ УСПЕХА КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ
В презентации рассмотрены методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений социализации учащихся...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ. ТЕМА: «Качество образования – залог успеха школы».
Материал содержит основные рекомендации по повышению качества знаний школьников....