Формы контроля и система оценки знаний обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий
статья
В данной статье раскрыт опыт работы педагога по теме "Формы контроля и система оценки обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_kontrolya_i_sistema_otsenki_znaniy_obuchayushchihsya.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» станицы Советской
Формы контроля и система оценки знаний обучающихся
с использованием дистанционных образовательных технологий
учитель начальных классов Малеева Рита Викторовна
По определению, контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений с тем, чтобы создавались условия для последующего включения обучающихся в активную творческую деятельность.
Опыт использования образовательной платформы «Учи.ру»
для дистанционной работы в начальной школе
В связи с объявленным по всей России режимом самоизоляции, с 23 марта 2020 г. наша школа, как и все учебные заведения России, переведена на дистанционное обучение из-за пандемии коронавируса.
Дистанционное обучение в России в настоящий момент регулирует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Часто понятия «дистанционное обучение» и «электронное обучение» приравниваются друг к другу. Но вступивший в силу 1 сентября 2013 года закон об образовании разграничил их.
Электронное обучение предполагает работу с информацией, которая содержится в базах данных, и использование информационных технологий для ее обработки и передачи между учителями и учениками.
Дистанционное обучение производится при помощи информационно- телекоммуникационной сети, через которую учащиеся и учителя взаимодействуют друг с другом.
Чтобы организовать эффективное дистанционное обучение, мало усадить ребёнка за домашнюю парту, нужно ещё поддерживать его интерес и внимание во время занятий.
Для проведения дистанционного обучения я использовала платформу Учи.ру, поскольку данный сайт использовался мной и ранее, с 2017 года. На сайте был зарегистрирован весь класс: дети принимали активное участие в увлекательных олимпиадах, играх, марафонах, работали с карточками.
Сервис имеет яркий дизайн с забавными персонажами «Завриками». Симпатичные иллюстрации увлекают ребят интересными заданиями, а цветовая гамма не напрягает глаза и не вызывает усталость.
На сайте собрано более 30 000 заданий в игровой форме по математике, русскому языку, окружающему миру и английскому языку, разработанных профессиональными методистами в соответствии с учебной программой. На платформе ученикам каждый день доступно 20 бесплатных заданий, а также для них бесплатно всё, что задаст учитель. Очень удобна функция «Начать урок», позволяющая ребятам выполнять неограниченное количество заданий в течение урока (60 минут). Учителю доступна статистика по последнему уроку, в которой отражено время работы каждого ученика, количество выполненных заданий и допущенных ошибок.
Дети имеют возможность самостоятельно изучать курс русского языка или математики. Учитель отслеживает и корректирует работу ребенка. Все задания выстроены так, что сначала ребенок сам изучает тему, потом идет проверка знаний и закрепление материала. Некоторые ребята класса прошли досрочно полный курс по некоторым учебным предметам, за что были отмечены специальным дипломом, который отображается в разделе «Портфолио».
Занятия не вызывают у детей негативных эмоций. Система строит диалог с учеником, реагирует на его действия; в случае правильного решения хвалит его и предлагает новое задание, а в случае ошибки задает уточняющие вопросы, которые помогают ему прийти к верному решению. Таким образом, через создание благоприятной эмоциональной среды повышается мотивация ребёнка.
Учи.ру раскрывает потенциал каждого ученика, позволяет обеспечить индивидуальный подход. Платформа анализирует действия ребенка: учитывает скорость и правильность выполнения заданий, количество ошибок и поведение ученика и на основе этих данных автоматически подбирает персональные задания и их последовательность, создавая индивидуальную образовательную траекторию. Учитель видит, какие задания вызвали трудности, сколько времени было потрачено на каждое задание, какие темы отработаны. Прогресс школьников отображается в личном кабинете.
Кроме того, в личных кабинетах есть специальный внутренний чат, где ребята могут общаться, обсуждать задания.
Учащиеся ежегодно активно принимают участие в различных олимпиадах, представленных на сайте. Сначала детям предлагается пробный тур, где они тренируются в выполнении заданий, разбирают их с учителем, родителями, обсуждают с друзьями. Так же ребятам доступны задачи прошедших олимпиад, карточки «Учимся решать олимпиадные задачи», «Библиотека олимпиадных задач». Затем проводится основной тур, после которого проходит вебинар с разбором заданий. Кроме предметных проводятся и метапредметные олимпиады. За участие в олимпиадах ребенок в обязательном порядке получает сертификат или диплом, который размещается в разделе портфолио. Эти данные есть и в портфолио ученика, и в портфолио учителя. Дипломы и сертификаты можно скачать и распечатать.
За текущий учебный год мои ученики приняли участие в 10 олимпиадах платформы:
- Межпредметная олимпиада «Дино»
- Осенняя олимпиада «Заврики» по математике
- Осенняя олимпиада «Заврики» по русскому языку
- Осенняя олимпиада «Юный предприниматель»
- Олимпиада BRICSMATH.COM по математике
- Осенняя олимпиада «Заврики» по английскому языку
- Зимняя олимпиада «Заврики» по математике
- Зимняя олимпиада «Заврики» по окружающему миру
- Весенняя олимпиада «Заврики» по английскому языку
- Весенняя олимпиада «Заврики» по русскому языку
- Олимпиада «Заврики» по математике + знакомство с физикой от МФТИ
Для поддержки учителей в использовании цифровых образовательных ресурсов и современных технологий в обучении на сайте разработана Программа «Активный учитель», которая позволяет учителю пополнить свое портфолио.
В качестве методической поддержки учителя на платформе регулярно проводятся различные вебинары и мероприятия по обмену опытом, которые доступны и в записи. А совсем недавно открылся бесплатный курс повышения квалификации для педагогов «Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций XXI века».
На сайте появились новые сервисы для дистанционного обучения:
- Онлайн-уроки - готовые видеоуроки, на которых учителя разбирают сложные темы.
- «Виртуальный класс» - это сервис, в котором педагог может провести урок онлайн.
- «Задания от учителя» - ученики закрепляют знания, решая карточки, а результаты проверяются автоматически.
- «Проверка знаний» - сервис, который позволяет создавать проверочные работы по русскому языку и математике из готовых подборок заданий.
Поэтому при переходе на дистанционное обучение в связи с режимом самоизоляции, я решила остановиться на знакомом мне и ребятам сайте.
Однако в первые дни столкнулись с проблемой - образовательная платформа часто «зависала». Высокая популярность сайта и массовый переход на дистанционное обучение вызвал перегруженность сервиса. Со временем данная проблема была сведена к минимуму.
Для общения с классом, проведения онлайн уроков я использовала сервис «Виртуальный класс».
При проведении уроков в «Виртуальном классе» учитель формирует расписание, указывая время и название урока. Но возникла проблема с проведением таких уроков, как, например, литературное чтение, ОРКСЭ, технология. Так же хотелось бы иметь возможность проведения в данном режиме, например, классных часов и внеурочной работы. К сожалению, данный проект не предусматривает проведение таких занятий, хотя имеет все возможности для этого.
Во время урока чаще всего я подключала презентацию по определенной теме (в формате pdf). В видеоконференциях присутствует обратная связь, ребенок может поднять руку, давать устные ответы, использовать «указку». Поэтому общение в рамках виртуального урока строить легко и удобно. Микрофон и камера на уроке работает только у того ученика, которого вызвал учитель. Это помогает соблюдать дисциплину, однако часто не хватает при общении детских глаз, которые выражают внимание, понимание или непонимание материала. Невозможна так же групповая и парная работа. Поэтому «Виртуальный урок» можно рассматривать только как вынужденную временную форму проведения урока.
Очень не хватало работы на доске. Формально данный инструмент в рамках виртуального урока имеется, однако использовать его оказалось неудобно. Писать на такой доске сложно, записи выглядят «коряво», не эстетично. Данную проблему могло бы решить добавление различных инструментов на доску: возможность печатного текста, геометрических фигур, маркеров и т.п.
Кроме виртуального класса мной активно использовались сервисы «Задание от учителя» и «Проверка знаний». Они дают возможность легко и быстро отработать определенную тему и провести дистанционно самостоятельную или контрольную работу с целью актуализации знаний учащихся и восполнения пробелов.
«Задания от учителя» формируются учителем из общей базы карточек. Задания можно формировать для всего класса или индивидуально для каждого ученика. При формировании задания учитель указывает срок, отведенный на выполнение карточек. После завершения задания учитель имеет возможность видеть, какие задания были выполнены без ошибок, а для каких потребовалось две и более попыток.
Проверочные работы формируются из Банка готовых заданий. В основе ресурса лежит технология генерации огромного числа вариантов для каждого задания – тем самым решается проблема списывания. На сегодняшний день в базе не много заданий, но они постоянно пополняются. После выполнения работы формируется отчёт о выполнении по всему классу и отдельному ученику.
За время работы на платформе Учи.ру, хочется отметить, что она непрерывно совершенствуется, появляются новые сервисы, совершенствуются инструменты.
За время самоизоляции буквально все учителя и школьники так или иначе столкнулись с дистанционным обучением.
Мне как учителю работать с детьми онлайн сложнее, чем очно. Онлайн-уроки длятся 20 минут, за это время надо повторить материал и дать новый. Я против того, чтобы дети учились только за компьютером или планшетом. Все же важно развивать навык письма, моторику рук и память — «лучше запомнишь, если запишешь и несколько раз повторишь». Использовать сервисы сайта лучше как дополнение к очному обучению.
Однако в режиме самоизоляции работа по дистанционному образованию дала возможность реализовать прохождение учебного материала, приобрести опыт удаленной работы, который актуален так же в актированные дни. Платформа Учи.ру дает детям возможность учиться удалённо, чтобы не забыть пройденные темы и наверстать пропущенное.
Тем не менее считаю дистанционное образование в начальной школе мерой вынужденной и временной. «Виртуальный класс» не может заменить живое общение урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий
В рамках реализации мероприятия «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» приоритетного национального проекта «Образование» накоплен значительный опыт организации обучения с использованием...
«Модель организации обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении».
Организация дистанционного обучения в начальной школе....
«Система оценки знаний обучающихся в начальной школе».(выступление на педсовете)
Данный материал можно использовать и в повседневной работе, и при подготовке к выступлению на заседании методического объединения, на педсовете. В нем изложены формы и методы контроля знаний в урочной...
Бочарникова Т.Б. "Из опыта работы: «Внутренняя система оценки знаний обучающихся на уроках русского языка в начальной школе в условиях без отметочной системы обучения»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.Задачи:- продемонстрировать способы оценивания в условиях без ...
Организация образовательной деятельности с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.
В статье идет описание организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в первом классе,как формируются навыки работы с информационными технологиями и пр...
Мониторинг организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях начального образования Красногвардейского района.
Использование дистанционных образователльных технологий в образовательных учреждениях начального образования. О дополнительных эфектах от прохождения обучения с использованием дистанционных образовате...
План-конспект урока математики с использованием дистанционных образовательных технологий и сервиса для проведения дистанционных уроков (https://zoom.us )
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаим...