Обобщение опыта по теме «Формирование УУД на уроках в начальной школе»
методическая разработка

Полюшина Светлана Федоровна

Задачи:

  1. Изучить сущность универсальных учебных действий.
  2. Проанализировать УМК « Начальная школа 21 века »  с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.
  3. Разработать систему заданий, вопросов,  учебных ситуаций способствующих формированию УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty_po_teme.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Шиморская средняя школа

Обобщение опыта

 по теме

«Формирование УУД на уроках в начальной школе»

                     Выполнила:

 учитель начальных классов

           Полюшина С.Ф.

Шиморское 2019  год

«Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе»

Главная  цель работы над темой:

Создание условий  для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.

Задачи:

  1. Изучить сущность универсальных учебных действий.
  2. Проанализировать УМК « Начальная школа 21 века »  с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.
  3. Разработать систему заданий, вопросов,  учебных ситуаций способствующих формированию УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.

  • Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

Личностные УУД Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД Они  включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД Они  обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться, вести дискуссию,  оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Как же спроектировать урок?

    Я проектирую свои уроки на основе деятельностного метода обучения.

Универсальные учебные действия формируются на каждом этапе урока.

В своей работе я стараюсь придерживаться следующих правил:

Создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяю цель урока.

Учу детей ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем, составляем совместный план действий.

Привлекаю к открытию новых знаний. Вместе обсуждаем, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

Учу детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, способам эффективного запоминания.  

Со своими обучающимися я общаюсь с позиции сотрудничества, дети  распределяют роли и обязанности, работая в коллективе. При этом я стараюсь  включать  каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками. Обучаю детей приемам работы в группах, разным способам выражения своих мыслей, искусству отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

Показываю достижения ребенка по сравнению с его ранними достижениями.

Объясняю, за что была поставлена та или иная отметка, учу детей оценивать  свою работу.

Вместе с учениками решаем возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных, по объему, выполнить задания на определенную отметку.

Приемы и задания, используемые для  формирования УУД.

Формируя личностные УУД: организуется эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!  С каким настроением вы  начинаете урок?

2.   Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.  Например:

Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,
Математика у нас!

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

  3.Учащимся очень нравятся соревнования, поэтому за каждое верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, балл или знак.

4. На уроках чтения часто провожу опрос по прочитанным произведениям. Учащиеся таким образом выражают свое отношение к произведению. 
Я почувствовал (а) … 
Я увидел (а) … 
Я переживала

Я вспомнил (а) … 
Мне стало грустно … 
Я бы продолжил (а) написанное так … 
Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так …
Будущее героев я представляю … 

формируя р
егулятивные УУД.
 1. При объявлении темы урока, целей  подвожу детей к самостоятельной постановке задач. Так, ввожу в урок проблемный диалог, создается проблемная ситуация для определения учащимися границ знания – незнания. Например, на уроке русского языка по теме «Разделительный мягкий знак» предлагаю учащимся вписать в предложения пропущенные слова «Таня … (польёт) цветы. Мы совершили … (полёт) на самолёте». После прочтения детьми написанного  получились результаты разные») Как думаете, почему?» Приходим к выводу, что из-за того, что не всё знаем о написании слов с мягким знаком, о его роли в словах.

Или на уроке математики, решая уже знакомые примеры умножения на двузначные числа, дети обнаруживают задание с трехзначными числами. Выявляется проблема- как решать. Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока.

     2.    Обучая оцениванию устных ответов предлагаю ребятам высказать своё мнение по поводу рассказанного наизусть стихотворения или прочитанного отрывка по критериям. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ. Так же происходит взаимооценивание письменных работ.

3.   При самооценке работ учащихся после решения учебной задачи предлагаю на полях отмечать + или - , или ставят отметку карандашом. В первом классе чертили шкалу и оценивали себя по определённым критериям: аккуратность, правильность.

  1. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке. Отвечая на вопросы: Узнал, были затруднения, буду стараться.

5.В конце урока учащиеся заполняют недельный отчет, отвечают на вопросы по всем предметам: Чему я научился на уроке? Какие вопросы остались для меня неясными? Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?

     При формировании познавательных УУД исследуем, осуществляем поиск, отбор  необходимой информации.

Например, на уроке окружающего мира по различным темам мы можем создать следующую проблемную ситуацию: « Птицы»

- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)

- Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка, воробей, курица.)

- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)

- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)

- Умение летать будет отличительным признаком птиц?

- Вы что предполагали? А что получается на самом деле?

Предлагаю ученикам высказать предположение, попробовать самим ответить на проблемный вопрос, а потом проверить или уточнить ответ по учебнику. Необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.

3. Педагогические игры. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, воображения. дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость..

Например, дидактическая игра "Найди лишнее слово", «Выбери нужное из предложенных», в задаче « Убери лишнее данное», «Продолжи ряд» и т.д. (Работа в группах)

5. На уроках  широко использую различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы. 

Например, у нас есть тетрадь « Правила русского языка» в которой записаны все изучаемые орфограммы. 

Коммуникативные УУД:

1. Работа в парах или группах – форма организации деятельности учащихся на уроке, которая необходима для того, чтобы обучить сотрудничеству. При такой форме работы:
-возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность 
учащихся;  сплочённость класса; дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
-формируется умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать

2.Упражнение «Проверь себя». Данное задание направлено на развитие у детей умений задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения.  Ученики составляют списки вопросов по изученной теме. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие  отвечают на них, ученики могут попарно отвечать на вопросы друг друга.

Исследование уровней сформированности УУД.

     В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированности  УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников.

Результаты работы над данной темой:
1. Обучающиеся самостоятельно определяют цели и задачи урока, в случае затруднения я прихожу им на помощь, но только для того, чтобы направить их действия. 
2. Учащиеся могут самостоятельно анализировать и контролировать свою работу на уроке.
3.Развивается умение работать в парах и группах: 
4. Дети умеют  использовать знаково-символические средства.

5.  Большинство учащихся умеет выражать свою внутреннюю позицию, отношение к поступкам и действиям.

Перспектива:

Дальнейшая работа над формированием УУД с использованием современных технологий.

   Подробное изучение технологии «Развития критического мышления» и использование приемов этой технологии  при проектировании уроков.

   Пополнение методической копилки

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет. Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе.

Тема: Педагогические приёмы формирования УУД на уроках в начальной школе....

Статья на тему:"Использование технологии «Развитие критического мышления» для формирования УУД на уроках в начальной школе."

    Я постаралась в своей статье поделиться своим опытом в работе по формированию УУД, используя технологию РКМПЧ. Данная технология способствует реализации компетентностного подхода...

Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД на уроках в начальной школе

Обощение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...

Материал педсовета на тему: "Современный урок.Формирование УУД на уроках в начальной школе на этапе рефлексии .

Выступление на педагогическом совете с использованием видеофрагментов....

Обобщения опыта по теме " Формирование УУД на уроках в начальной школе"

Учитель начальных классов Евдокименко Надежда Александровна. Стаж работы 34 года . Высшая квалификационная категория....

Обобщение опыта по теме "Использование ЭОР на уроках в начальной школе"

В данной статье представлен опыт использования ЭОР на уроках в начальной школе. Рассмотрены следующие вопросы:  использование мультимедийных возможностей, программного обеспечения и электрон...