Обобщения опыта по теме " Формирование УУД на уроках в начальной школе"
опыты и эксперименты (4 класс)
Учитель начальных классов Евдокименко Надежда Александровна. Стаж работы 34 года . Высшая квалификационная категория.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_po_teme_formiroanie_uud_na_urokah_v_nachalnyh_klassah.docx | 36.3 КБ |
Предварительный просмотр:
В наше время жизнь меняется всё более быстрыми темпами. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать её такой – задача современного учителя.
Умение учиться становится сегодня всё более востребованным. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные универсальные учебные действия (УУД). В этой ситуации запрос на новые формы работы со знаниями, на новые формы работы с теоретическим мышлением, новые нестандартные формы организации и проведения уроков становится все более и более актуален. Поэтому важно сформировать у младших школьников ключевую компетенцию – «умение учиться». А «умение», в свою очередь, зависит от формирования Универсальных учебных действий. Это и явилось причиной моего выбора темы.
1.1 История.
Тeрмины «мeтaпрeдмeт», «мeтaпрeдмeтнoсть» имeют глубoкиe истoричeскиe кoрни, впeрвыe oб этих пoнятиях рeчь вeл eщe Aристoтeль, а первым и наиболее известным метапредметом является его «Метафизика». В oтeчeствeннoй пeдaгoгикe мeтaпрeдмeтный пoдхoд пoлучил рaзвитиe в рaбoтaх доктора психологических наук, профессора, Юрия Вячеславовича Грoмыкo, доктора педагогических наук, директора Института образования человека Aндрея Викторовича Хутoрскoго.
1.2. Ключевые направления и сущность универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося , обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса .
Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся . Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
- самоопределение — личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,
- нравственно-этическая ориентация
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Адаптация наиболее эффективных элементов метопредметного подхода к учебным предметам
Для формирования УУД необходимо пересмотреть урок с позиций эф-
фективности применения методов, приёмов и способов организации учебной деятельности учащихся на уроках.
Я расскажу о некоторых приёмах формирования УУД на своих уроках
Активные приёмы обучения помогут нам эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока. При этом будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Приемы и задания, используемые для формирования УУД.
Для формирования личностных УУД пользуюсь эмоциональным настроем на урок:
-Каким бы вы хотели видеть наш урок? ( интересным, творческим)
-Назовите качества необходимые для работы, чтобы урок был таким?( внимательность, старательность..)
-- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …(видят)
- Уши внимательно слушают и всё …(слышат)
- Голова ясно и хорошо …(думает)
- С маленькой удачи, начинается большой успех!
2. Короткие стихотворения, дающие положительный настрой на урок
- Мы хороший, дружный класс?
Все получится у нас!
Хотите учиться?
Значит можно всем садиться.
3. Каждый ребенок любит, когда его хвалят или поощряют за его достижения. Поэтому на этапе самоопределения, можно договориться о том, что за верно выполненное задание ученик получает какой-то символ, знак. Приз может быть переходящим. Например, при работе в группах или парах , я объявляю о возможности получить переходящий приз или привилегию паре-лидеру.
4. На своих уроках пользуюсь приемом «отсроченная реакция». Так после заданного вопроса не сразу опрашиваю учеников. Выдерживаю определённую паузу. Это позволяет “подтянуться” тем сообразительным ребятам, которые в силу своих личных качеств медленнее реагируют на изменившуюся учебную ситуацию. В младшей школе ученик часто торопится выразить собственное Я: тянет руку вверх, иногда даже не имея готового ответа на поставленный учителем вопрос. В то же время ученик-флегматик (внешне – тугодум), поразмышляв, может выдать нам блестящий ответ.
5. Кредит доверия. Любая оценка- предмет волнения и надежд для ребенка. Младший школьник очень ранимо относится к каждой плохой оценке. В некоторых случаях ставлю отметку в "кредит”. Говорю ученику: "Ты ответил на "3” ("4”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующий раз станет ясно, насколько мы были правы”.
Свои уроки я стараюсь проводить так , чтобы заложить в каждого ребенка основы таких ценных личностных качеств как организованность, добросовестное выполнение и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.
Регулятивные УУД:
1. Приём «Вход в урок» формирует регулятивные УУД. Начинаю урок с «настройки», которой может стать:
- короткая музыкальная фраза;
- интеллектуальная разминка (2 -3 вопроса на размышление);
- знакомство с планом в шуточной манере. Например, говорю: «Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями, а для этого проведём маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос (называю тему урока в вопросительной форме. Например, «Как найти площадь прямоугольника?». Затем потренируем мозги решением задач. И, наконец, вытащим из тайников памяти самое ценное (тема повторения. Например, периметр прямоугольника).
- или просто говорю: «Давайте настроимся на работу. Закройте глаза и повторяйте за мной тихим спокойным голосом». Давайте вместе. Повторяем:
1. Я в школе на уроке, 2.У меня хорошее настроение.
Сейчас начну учиться Я сегодня узнаю много нового.
Я радуюсь этому, Постараюсь всё понять.
Внимание моё растёт, Я запомню трудное правило.
Память моя крепка, Я уверена в своих силах.
Могут быть и другие варианты входа в урок. В любом случае они формируют регулятивные УУД.
2.. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания. Так на уроке русского языка при изучении темы «Склонение имен существительных» в 3м классе, предлагаю учащимся следующее задание:
На доске карточки со словами. Нужно взять карточку и объяснить орфограмму. А затем образовать однокоренное имя существительное.
Счастливый – счастье
Красивый – красота
Постановка проблемы: Из первой буквы каждого слова составьте тему нашего урока. «Склонение»
Например, на уроке математике в первом классе по теме «Задача» предлагаю учащимся несколько текстов:
-На катке катались три мальчика и четыре девочки. Сколько детей было на катке ?
-На катке катались дети. Пять человек ушли домой. Сколько детей осталось?
Дети начинают решать задачи. Сталкиваясь с последним текстом, дети задумываются. Ответа нет. Я спрашиваю, вы можете ответить на мой вопрос: «Сколько детей осталось?» Почему? Приходим к выводу, что из-за того, что чего-то не хватает в тексте (данных, вопроса) этот текс уже не является задачей. Какова же цель нашей работы на уроке? Узнать, что такое задача и из чего она состоит. Для чего нам это необходимо? Чтобы научиться решать задачи!
Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога, учащиеся сформулировали тему и цели урока.
3 . Рейтинг. Завершив работу, предлагаю ученику самому поставить себе отметку. Затем ее оцениваю сама. Цель данногоприема заключается в формировании умения регулярно оценивать свой труд
4 . Обсуждаем домашнее задание. Вместе с учащимися обсуждаем вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был качественно закреплён?
5 . Этап рефлексии на уроке при правильной ее реализации способствует формированию умения анализировать деятельность на уроке. Предлагаю детям подвести итоги работы на уроке. «Ребята, чтобы наука для нас не была темной как ночь, осветим нашу дорогу звездами. У каждого на парте три звезды. Желтая - самая яркая (на уроке мне было все понятно, я со всеми заданиями справился самостоятельно). Голубая (на уроке мне почти все было понятно, не все получилось сразу, но я все равно справлялся с заданиями). Красная ( помогите, мне многое непонятно, мне требуется помощь).
6. Лист защиты. Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит “Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Подшивая эти листы, я держу ситуацию под контролем.
Познавательные УДД:
1. Чтобы настроить ребёнка на работу, можно применять приём «Удивляй», который формирует познавательные УУД. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Например, урок окружающий мир «О воде» начинаю с загадки: «Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда. О какой стране идёт речь? Посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её свойств».
2. Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас», но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Достигнуть этого помогает приём «Отсроченная отгадка». В начале или в конце урока даю загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключ для понимания) будет открыта в течение урока или на следующем уроке при работе над новым материалом. Например, окружающий мир. Говорю: «На следующем уроке мы поговорим об очень опасном животном. Как вы думаете, о каком? (Выслушиваю предположения детей). Нет, это не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента.
3. А бывает ситуация: удивить хочу, но нечем. На помощь приходит приём «Фантастическая добавка», который формирует познавательные УУД. Можно перенести учебную ситуацию на фантастическую планету; придумать фантастическое растение или животное; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например, глазами инопланетянина или древнего грека
4. На уроке окружающего мира в третьем классе по теме «Кто что ест?» создаю следующую проблемную ситуацию:
«Большинство грызунов питаются твердой растительной пищей, которую они отгрызают и перетирают зубами. Зубы должны истачиваться, «снашиваться», но они всегда одного размера. Чем объяснить, что у бобра, который всю жизнь точит стволы деревьев, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни . Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, а это, в свою очередь, способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде.
При выполнении отдельных заданий тоже можно создавать проблемные ситуации.
Урок русского языка в третьем классе по теме «Сложные слова». Я пишу на доске слово «звездопад» прошу выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня и знакомятся со сложными словами.
Урок «Окружающий мир». Тема урока: «План и карта». Учащимся предлагается изобразить в тетради яблоко, в натуральную величину. Затем я даю задание изобразить дом в натуральную величину. Так как это невозможно, учащиеся под моим руководством приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта.
В результате происходит не только усвоение новых знаний, но и формирование познавательной потребности, без чего невозможно успешное обучение, развитие мышления учащихся.
Проектное обучение представляет собой развитие идей проблемного обучения.
Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.
Творческие проекты и небольшие исследования дети готовят к урокам математики, окружающего мира, литературного чтения. При подготовке таких проектов ученики прибегают к опросу родителей, бабушек и дедушек, к очевидцам событий, а также работают с Интернетом и СМИ. А главное учатся выражать своё личное мнение к теме проекта и понимают актуальность данных тем.
Особый интерес для школьников представляют групповые проекты. Обычно такие проекты мы делаем вместе в классе. Например, проекты по русскому языку: «Составляем орфографический словарь», «Тайна имени», «Семья слов»; по математике: «Оригами», «Математическая сказка»; по литературе: «Сочиняем волшебную сказку», «Как научиться читать стихи?»; по окружающему миру: «Богатства, отданные людям», «Кто нас защищает?».
Докучная сказка : Один верблюд шел…
- Создавать учебные ситуации помогают игры. Они приходят на помощь, чтобы растормошить скуку, однообразие.
«Игровая цель». Провожу, если необходимо сделать большое число однообразных упражнений. Например, на уроке математики при формировании умения выполнять сложение с переходом через десяток ученики могут:
- «покорять вершины», выполняя сложение и перемещая фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много выражений.
- или участие в «Эстафете». Делю класс на 3 команды. На доске записаны числовые выражения в 3 столбика. По команде ученики выходят по одному к доске и выполняют действие. Побеждает та команда, которая выполнила задание быстро и правильно.
- предлагаю ученикам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка, на обратной стороне в табличке записаны номера с 1 по 8. Я читаю вопросы, начинающиеся со слов «Верите ли вы, что…». Ребята обсуждают с соседом ответы и ставите знак «+», если верят , или «-», если не верят
Вопросы:
1…первый велосипед изобрели 212 лет назад.
2…он был деревянный.
-На уроке ИЗО по теме «Художник в цирке» в 3 классе мы делаем выставку рисунков, затем я предлагаю синквейн на тему цирк
Правила написания синквэйнов:
- В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
- Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
- Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия...)
- Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
- Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы.
Коммуникативные УУД:
Коммуникативные УУД формируются при приобщении детей к коллективному сотворчеству. Здесь создаю ситуации, в которых детям необходимо работать сообща на общий результат. Могу предложить следующие приёмы организации работы в парах или группах:
- группы получают одно и то же задание. Результат может быть представлен на проверку мне или спикер одной из групп раскрывает результаты работы, а другие ученики его дополняют или опровергают.
- группы получают разные задания. Тогда группы или их спикеры отчитываются перед классом. Или, поочерёдно меняясь, спикеры по кругу обходят все группы и работают с каждой. Результаты заносятся в таблицу, которая затем обсуждается сообща.
- группы получают разные, но работающие на один результат задания.
Так, например, на уроке математике при изучении темы «Задача» на этапе закрепление и совершенствования знаний я предлагаю прием «Четыре роли». Каждая группа получает текст задачи и четыре короны: (условие, вопрос, решение, ответ).Работая в группе дети решают что кто озвучит, соответственно делят короны, (роли) и предлагают мини-спектакль . Таким образом учащиеся запоминают основные части задачи и упражняются в их решении а также формируется умение работать в коллективе.
Для формирования коммуникативных УУД у учеников я испольую такие приемы как :составь задание партнеру, отзыв на работу товарища, групповая работа по составлению кроссворда, «Подготовь рассказ...», «Опиши устно...», «Объясни...», «Ассоциации», «Интервью», «Отгадай, о ком говорим», «Клубок», «Лови ошибку».
Я рассказала о некоторых приёмах формирования УУД на уроках в начальной школе, которые дают возможность каждому ребёнку найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
Активные приёмы обучения помогут нам эффективно начать урок, организовать сообщение нового материала и организовать самостоятельную работу, а также провести релаксацию и подвести итог урока. При этом будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Метапредметный урок – это урок, на котором формируются УУД.
Признаки метапредметного урока:
- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность обучающихся;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- активизация интереса и мотивации обучения обучающихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт обучающегося.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся начальных классов, я ставлю своей главной задачей – повышение мотивации учащихся к учению.
Развитие личности младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Любой урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На уроках дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой необходимо соотносить свои усилия с усилиями других, научиться слушать и понимать своих товарищей, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнение, помогать и принимать помощь. На уроках дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Я стараюсь, чтобы мои уроки были такими. Примером может служить , разработанный мною сценарий урока русского языка во 3 классе по теме: «Склонение имен существительных». А также предлагаю посмотреть фрагмент урока математике в 3 классе по теме: «Деление с остатком».
Заключение
Накопленный за долгие годы работы в школе педагогический опыт позволил мне создать материально -техническую базу обеспЕчивания уроков и дает возможность реализовать на практике новые стандарты и конечно дает положительные результаты в формировании УУД, которые обеспечивают высокую успешную учебную деятельность моих учеников и освоение учебных дисциплин .
Среди моих учеников есть победители и призеры школьного этапа предметных олимпиад: Гапеенко Елисей (I место по русскому языку), Худякова Екатерина (II место по математике), Гапеенко Елисей (III место по математике), а в марте они пойдут защищать честь школы на муниципальном уровне. Дети с интересом участвуют и занимают призовые места во Всероссийских онлайн олимпиадах: Зайцев Илья (I место по окружающему миру), Корецкая Вероника ( I место по изо), Тагунец Софья ( I место по русскому яз.), Миридонов Ярослав (I место по математике), Табунов Николай (I место по литературе ) и другие.
С первого класса каждый ребенок ведет портфолио. Портфель ученика. Основной смысл портфолио – показать всё, на что ты способен. Есть специальный раздел, где ребёнок оценивает свои ЗУН на начало изучаемой темы и на конец ее изучения. Кроме того в конце каждого года обучения я вручаю своим учащимся «Лист достижений», в котором отражаю результата итоговых контрольных работ и технику чтения. Сравнивая эти листы, ребенок наблюдает свой рост, оценивает свои успехи, планирует дальнейшие действия, показывает свои достижения окружающим.
Я тоже таким образом наблюдаю за результативностью своей методической работы. Перед вами позитивная динамика качества знаний учащихся. Показатели достижения уровней подготовки по результатам комплексной работы согласно требованиям ФГОС в % (Диаграмма 1.)
Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо использовать неэффективные, устаревшие технологии, изматывающие и ученика и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующих качественное образование.
Проектирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. А мы должны идти в ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение всей жизни.
Главное для учителя - помнить, что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта по теме: «Формирование здорового образа жизни у воспитанников школы-интерната»
Работая в школе-интернате, я поняла, что условия жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера в которой живёт ребёнок, целиком и полностью зависит от взрослых, которые бесспорно несут отв...
Обобщение опыта на тему «Формирование УУД на уроках окружающего мира» Учитель начальных классов Коткова Алиса Анатольевна
Тема моего выступления «Формирование УУД на уроках окружающего мира». Я работаю 2 года по программе «Школа 2100» и хочу рассказать о своем опыте работы по формированию УУД (регулятивных, коммуникативн...
Обобщение опыта по теме "Реализация деятельностного метода обучения в начальной школе в рамках ФГОС НОО"
Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. При этом процесс обучения должен быть организован так, чтобы целенаправленно осуществлялся процесс...
Обобщение опыта работы по теме Формирование УУД на уроках в начальной школе
Обощение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"...
Обобщение опыта работы по теме "Формирование УУД на уроках в начальной школе"
Материал по формированию УУД...
Обобщение опыта по теме «Формирование УУД на уроках в начальной школе»
Задачи:Изучить сущность универсальных учебных действий.Проанализировать УМК « Начальная школа 21 века » с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.Разр...
Обобщение опыта по теме "Использование ЭОР на уроках в начальной школе"
В данной статье представлен опыт использования ЭОР на уроках в начальной школе. Рассмотрены следующие вопросы: использование мультимедийных возможностей, программного обеспечения и электрон...