Обобщение опыта по теме "Использование ЭОР на уроках в начальной школе"
статья
В данной статье представлен опыт использования ЭОР на уроках в начальной школе. Рассмотрены следующие вопросы: использование мультимедийных возможностей, программного обеспечения и электронно-образовательных ресурсов с высоким коэффициентом наглядности. Использование ЭОР в начальной школе позволяет учителю создать условия для обеспечения качественного образовательного процесса и формированию универсальных учебных действий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование ЭОР на уроках в начальной школе
В данной статье представлен опыт использования ЭОР на уроках в начальной школе. Рассмотрены следующие вопросы: использование мультимедийных возможностей, программного обеспечения и электронно-образовательных ресурсов с высоким коэффициентом наглядности. Использование ЭОР в начальной школе позволяет учителю создать условия для обеспечения качественного образовательного процесса и формированию универсальных учебных действий.
«Без стремления к новому нет жизни,
нет развития, нет прогресса»
В.Г. Белинский
Современный урок в начальной школе трудно представить без использования ЭОР. В настоящее время мы, учителя, должны научить учащихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить методическую систему. Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, а их применение делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.
Зачем нужно применение ЭОР учителю?
- экономия времени на уроке;
- глубина погружения в материал;
- повышенная мотивация обучения;
- возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;
- привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.
Что дает ЭОР ученику?
- содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
- позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
- формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
- способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
- делает занятия интересными и развивает мотивацию.
- учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Очень важно, на мой взгляд, использовать программное обеспечение и содержательные электронно-образовательные ресурсы с высоким коэффициентом наглядности, которые позволяют учителю создать условия для обеспечения качественного образовательного процесса и формированию универсальных учебных действий.
Уроки с использованием ЭОР позволяют сделать их более интересными, мобильными. Нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на компакт-диске. Данные уроки особенно актуальны в начальной школе.
У учащихся начальной школы преобладает наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Мультимедийное сопровождение на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Считаю, что это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Использование ЭОР на уроках в начальной школе позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Уроки в начальной школе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.
Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес учащихся, создаёт положительную мотивацию к самообразованию. Преимущества информационных технологий открываются с самого начала и по мере их использования дают толчок к саморазвитию не только ученика, но и учителя, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.
Использование на уроках интерактивных ЭОР позволяет осуществлять дифференцированный подход, обучать способам самостоятельного получения знаний, обеспечивают многообразие организационно-учебных и внеучебных форм освоения учебной программы, создают условия для продуктивной творческой деятельности учащегося. Поэтому современному учителю необходимо владеть данным ресурсом.
Применение электронных образовательных ресурсов должно оказать существенное влияние на изменение деятельности учителя, его профессионально-личностное развитие, инициировать распространение нетрадиционных моделей уроков и форм взаимодействия педагогов и учащихся, основанных на сотрудничестве, а также появлению новых моделей обучения, в основе которых лежит активная самостоятельная деятельность обучающихся. Это соответствует основным идеям ФГОС НОО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому происходит развитие личности учащегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.
Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.
В своей работе я применяю технологию проблемного обучения и могу с уверенностью сказать, что ЭОР помогают создать проблемную ситуацию на уроке. Учащиеся вовлечены в увлекательный процесс познания, где самостоятельно добывают информацию, анализируют ее, обмениваются мнениями, делают вывод. Лучше всего использовать интерактивные ЭОРы. Интерактивный информационный ресурс служит для постановки учебной проблемы, интерактивный практический ресурс – для выявления способов ее решения. ЭОРы включают в себя различные тексты с заданиями, интерактивные картинки, фото, тесты – все это делает учебный процесс не только познавательным, но и занимательным.
Приведу несколько примеров использования мною ЭОР на уроках в начальной школе.
В этом учебном году я создала и использую систему тестов Mimio Vote по русскому языку по программе «Школа 2100» 2 класс.
Для работы с данным ресурсом в кабинете необходимо иметь: компьютер, оборудование Mimio (комплект пультов).
Учитель предлагает детям проверить свои знания по пройденной теме. На доске появляются вопросы и варианты ответов Учащиеся с помощью индивидуального пульта вводят вариант ответа. В конце тестирования учитель может вывести на экран результаты каждого учащегося, а может не показывать их всем, а сделать вывода для себя о степени усвоения учебного материала каждым ребенком. Учеников же при этом можно просто оценить с помощью слов «Хорошо», «Очень хорошо», «Не очень хорошо» и т.д. Такая форма контроля очень нравится ученикам и они с удовольствием отвечают на тесты.
Целесообразность использования данного тестирования заключается в следующем:
- быстрая обработка результатов,
- определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
- объективность оценки учащегося.
Для организации работы по закреплению материала мною разработано электронное пособие по русскому языку "Мой помощник-орфограммы"
Данный электронный образовательный ресурс представляет собой сборник всех орфограмм, изучаемых на уроках русского языка в начальной школе, который определен Стандартами основного и общего образования и соответствует содержанию УМК «Школа 2100». Демонстрация слайдов не вызывает затруднения. Все орфограммы объединены в указателе, переходы с которого и к которому осуществляются через гиперссылки. Ресурс удобен тем, что материал, изученный за четыре года, упорядочен. Им можно воспользоваться не только в начальном звене, но и в пятом классе.
Приведу пример использования мною ЭОР на уроке Окружающий мир «Школа 2100», 2 класс. Тема урока «Солнечная система». Используемый ресурс - «Природа, человек, общество»
Электронное учебное пособие «Природа, человек, общество» представляет собой программный продукт дидактического назначения, который обеспечивает поддержку образовательного процесса, позволяет с учетом условий обучения и специфики предметной области реализовать образовательную, воспитательную и развивающую функции образования, наполнить содержательную, процессуальную и оценочно-контролирующую сторону учебного процесса по предмету «Окружающий мир».
Работа на уроке начинается с демонстрации видеофрагмента с целью: сформировать представление школьников об изучаемом объекте, которое в дальнейшем будет развиваться до понятийного уровня. Учитель выводит на экран модель Солнечной системы. Планеты вращаются, наглядно демонстрируя, как изменяются орбиты каждой из планет.
Учитель дает задание учащимся: «Расположите планеты в порядке увеличения их диаметра», при этом один из них выполняет задание у доски.
Далее учитель дает задание учащимся: «Сравните величину Земли и Солнца».
В конце урока учитель проводит тестирование. Образцы заданий теста выглядят следующим образом: «Составь правильное утверждение», «Отметь правильные утверждения», «Закончи правильно утверждение»
Для работы с данным ресурсом в кабинете необходимо иметь:
- Компьютер с выходом в интернет,
- проектор,
- колонки.
При использовании ЭОР учитель открывает учебное пособие, выбирает тему урока, задание, демонстрацию или тест для проверки знаний, выводит информацию на экран. Ученики выполняют задания у доски, компьютера, либо сидя за партами под комментарий учителя.
Целесообразность использования данного ЭОР:
- углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей,
- овладение практическими способами работы с информацией,
- осознанное усвоение знаний учащимися, т.к. применение иллюстративного материала вовлекает в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение.
Таким образом, практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии, которые позволяют сделать урок по-настоящему развивающим, наглядным и познавательным.
Использование ЭОР дает возможность осуществить задуманное, решить образовательные задачи, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов, что способствует значительному повышению качества образования.
При подготовке статьи использованы материалы с сайта:
Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве;
Электронные образовательные ресурсы.
А также:
Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах;
Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011;
Публикации в журнале «Цифровое образование».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ в начальной школе".
Главная цель внедрения ИКТ - появление новых видов учебной деятельности. Новые информационные технологии обучения - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления ко...
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
Обобщение опыта работы по теме: «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе».
Материал содержит презентацию обобщения опыта работы по теме" Здоровьесберегающие технологии в обучении и внеурочной дечтельности". Хотелось бы еще вспомнить слова Сократа: «Здоровье – не все, но все ...
Обобщение опыта "Управление внедрением ИКТ в учебный процесс начальной школы"
Выступление + презентация...
Обобщение опыта по теме" Реализация проектной деятельности в начальной школе"
ФГОСы ставят перед школой новые задачи: создание обучающей среды, которая в полной мере мотивирует и активизирует учебную деятельность учащихся. И один из методов, который реализует эти задачи, это ме...
Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».
Применение здоровьесберегающих технологий,информационно-коммуникационных, проектов....
Обобщение опыта работы.«Место современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС».
Представление научно-исследовательской работы....