ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИСТОКИ»
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Проблемное обучение, театральная драматургия и педагогика сотрудничества — вот «три кита», на которых «держится» урок предмета «Истоки» как культурологическая дисциплина.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА «ИСТОКИ»
Слово «Истоки» вызывает массу ассоциаций, размышлений. Но, прежде всего, истоки — это начало. Разве человек не задумывается над вопросом, где его корни? Его истоки? Какими были его далекие предки, каким был мир их увлечений?
С понятием «истоки» связан и другой более широкий круг вопросов. Их задавали люди всех времен. «Откуда есть пошла земля Русская?» — из глубины веков звучит вопрос летописца Нестора, монаха Киево-Печерского монастыря. «С чего начинается Родина?» — вопрошаем и мы, современники.
Эта программа, направленная на гармоническое развитие учащихся на основе социокультурного опыта и духовно-нравственных ценностей.
Заинтересовались предметом и мы, прежде всего системным подходом к изложению духовно-нравственных ценностей в содержательной части программы. Учителя были в городе Вологда познакомились с предметом «Истоки». Особенно памятным было общение с автором программы А.В. Камкиным (г. Вологда 2016 год).
Разумное, нравственное, духовное и практическое начало свойственно каждой категории, рассматриваемой в курсе «Истоки».
Например:
Авторами программы задумано удивительное — научить детей открывать глубокий смысл в самом простом и очевидном. Речь идет о том, чтобы уже 8-летний человек (2 класс) сумел увидеть, почувствовать и осознать свою укорененность в этой земле, кровное родство с ней. В детское сознание закладывается не взгляд потребителя, а позиция СО-творчества с землей-матушкой, с другими людьми. Мало того — учитель помогает прочитать КОД родной культуры: осознать, какие чувства и образы пробуждают в русском человеке лес, река, нива, поля. Одним словом, идет терпеливая педагогическая работа по присоединению к многовековой национальной традиции прочтения как видимой, так и скрытой (метафорической) основы окружающего мира. Именно это и отличает новый предмет «Истоки» от школьного предмета «Окружающий мир».
Мир ценностей внутреннего мира человека раскрывается через весьма ёмкую и в то же время доступную для возраста детей формулу: Вера, Надежда, Любовь и София (3 класс). О её сути красноречиво свидетельствует хотя бы тот мир категорий, в котором целый учебный год находятся третьеклассники — вера, верность, правда, честь, надежда, согласие и т.д.
Материал учебника 4 класса помогает совершить обзор всех наиболее важных традиций нашего народа (традиций слова, труда, праздников), и в то же время это, своего рода, обобщение материала всей начальной школы по предмету «Истоки».
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ИСТОКИ»
Бесспорно, прослеживается и религиозно-православная направленность содержания предмета, но, заметим, раскрытие материала представлено в учебниках с культурологической позиции.
Учителю нужно придерживаться в преподавании этого предмета следующей установки: «Истоки» - предмет не религиозный, а светский. Это предмет культурологический.
Культурологический подход в общеобразовательной школе | Религиозный подход в школе при церкви |
Отличия: | |
1) вопрос веры является тайной каждого учащегося, педагога и огласке не подлежит; | 1) принятие веры обязательно, воспитание и обучение учащихся происходит по догматам и канонам веры; |
2) система категорий духовно-нравственного и социокультурного характера — главный предмет изучения курса «Истоки»; | 2) Закон Божий — главный предмет изучения в комплексе религиозных дисциплин; |
3) объективный подход к изучаемым произведениям, искусствоведческая оценка произведений литературы, музыки, изобразительного искусства; | 3) личное отношение к молитве, иконе, хору-молитве, которые являются для верующего атрибутом культа; |
4) экскурсии в музеи и храмы; | 4) обязательное участие в церковных службах и соблюдение правил повседневной жизни верующего человека; |
5) объяснение материала от третьего лица; | 5) объяснение материала от первого лица; |
6) учащиеся только читают молитвы и анализируют их как жанр со своими выразительными средствами, хоры-молитвы слушают; творческие работы по изобразительному искусству опосредованно связаны с духовно-религиозным содержанием; | 6) молитвы учат наизусть, хоры-молитвы поют, иконы рисуют; |
7) исторический, искусствоведческий методы изучения материала; прослеживание связи с народным и светским профессиональным искусством; | 7) богословский подход к изучаемому материалу; |
8) возможно ознакомление с традициями, обычаями, произведениями искусства других мировых религий и направлений христианства. | 8) изучение основ культуры только избранной религии (православной). |
Общее: Знание содержания, образов, символов, канонов православного искусства. |
Заметим, ребята с удовольствием слушают духовную музыку П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, П.Г. Чеснокова, при этом многие впервые открывают для себя тексты молитв «Отче наш», «Достойно есть», «Богородица дева, радуйся» и др. Молитва, таким образом, раскрывается на уроке как особый жанр со своими выразительными средствами и не более.
Несомненно и то, что предмет «Истоки» укрепляет чувство патриотизма, осознание укоренелости и привязанности к родной земле, а через это — уважение к другим народам и культурам. Как-то В.Г. Белинский в беседе с педагогом-художником заметил: «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь знакомить с этим через родные и национальные явления».
Вызвать у школьников интерес к истории народа своего края, натолкнуть на размышления о нитях, связывающих прошлое с настоящим, научить видеть себя прямыми потомками и наследниками России — это одна из задач курса «Истоки». Именно этим нас и привлекла эта программа, тем более что у нас такие богатые возможности по включению в «Истоки» своего местного материала, богатого своим историческим прошлым, традициями.
«Любовь к Родине — это нечто отвлеченное; это и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей, — справедливо считал академик Д.С. Лихачев. — Патриотизм нельзя только призывать, — говорил он, — его нужно заботливо воспитывать — воспитывать любовь к родным местам, воспитывать духовную оседлость».
Особенности методики преподавания этого культурологического предмета в школе связаны, прежде всего, с тем, что целевой установкой программы является не получение знаний, а воспитание, духовное развитие ребенка на основе социокультурного опыта.
Известно, что характерной особенностью научного познания является то, что науки, познавая мир, его расчленяют. Синтез знания в каждой из конкретных наук ограничивается её объектом, и поэтому целостной картины мира не возникает. Предмет же «Истоки» дает целостную картину мира, создает её в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов, а не только логических законов. Введение в школы этого предмета необходимо особенно сейчас, в наше время, когда происходят процессы глобализации образования. Предмет «Истоки» как культурологическая дисциплина призван дать учащимся целостное представление о мире. Тем более что в данном предмете ярко представлено искусство, которое связано с нравственными критериями личности, со специфическими особенностями мировосприятия людей искусства.
Способность поставить себя на место другого человека — вот что дает нам опыт искусств, опыт переживания многих жизней. Опыт переживания, осмысленный передовыми людьми прошлого и настоящего. И это создает возможность сочувствия и понимания, создает способность чувствовать боль другого как свою…
Логическое и эмоциональное мышление давно пора осознать как две равноправные стороны развития человеческой личности и перестать превращать одну форму сознания в критерий суда над другой. Решение проблемы заключается в создании для каждого индивидуума таких условий человеческого развития, внутри которых исчезла бы сама возможность диспропорции между интеллектуально-теоретическим развитием, с одной стороны, и художественно-эстетическим развитием — с другой.
Предмет «Истоки» с его культурологической направленностью развивает не только рационально-логическую, но и эмоционально-образную форму мышления. Причем, по нашему глубокому убеждению, акцент в методике преподавания должен быть поставлен на развитие у учащихся целостности и образности восприятия материала. Именно это способствует развитию творческих способностей ребенка, его одаренности. Важно не изучение реальности, а отношение педагога и учащихся к этой реальности, не изучение содержания, а переживание (проживание) его. Формой познания на уроках предмета «Истоки» являются не только понятие, но и художественный образ, а предметом познания является не реальность, а отношение к этой реальности, - итогом его можно считать сформированные в сознании ребенка эмоционально-ценностные критерии. Освоение духовных ценностей, выработка собственного отношения к жизни в отличие от освоения знаний, требует работы не только аппарата познания, а всей совокупности человеческих сил и способностей, и, прежде всего, наших чувств.
В связи с вышеизложенным следует: учителю крайне необходимо в преподавании данного предмета использовать педагогические технологии и методы художественно-образного преподавания, т.к. курс «Истоки» (как и предметы искусства) имеет культурологическую направленность. Воспитание в преподавания этого предмета занимает главное место (знания, умения и навыки — средство, духовное развитие — цель). А глубоко воздействовать на эмоционально-нравственную сферу в развитии личности ребенка, духовно развивать его может лишь методика художественно-образного преподавания.
Художественно-образные представления — это форма чувственного отражения в виде наглядных образов, возникающих в воображении или в памяти на основе прошлого опыта или в результате взаимодействия с материалом курса «Истоки».
Положительным результатом использования методики художественно-образного преподавания на уроках можно считать интересные творческие работы учащихся. Ребята пишут стихи, сочиняют сказки, рисуют картины.
Приведем пример художественно-образного подхода в методике преподавания предмета Истоки.
Детям предлагается картина Васнецова «Богатыри». Разговор идет в отрыве от контекста картины, без опоры на видимое и смысловой подтекст. Художественно-образный подход требует другой логики: анализа не как «разложения», а как «воскрыления» к сути.
У.: Ребята, кто такие богатыри? Есть ли отличие богатырей от героев?
Д.: Богатыри — это сильные физически люди, а герой может быть и слабым.
У.: В таком случае, все окружающие нас сильные мужчины, порой твердолобые, — богатыри?
Д.: Нет, только добрые, а герои бывают и злые. Героем можно стать один раз в жизни, это поступок, а богатырь — это постоянная величина.
У.: Посмотрите на картину Васнецова. Там все сильные? (Учитель предлагает принять позу каждого, примерить выражение лица Добрыни и Алеши Поповича).
(Дети, опираясь на свои ощущения, приходят к выводу, что здесь все богатыри физически сильные. Один — хитроват, другой — спокойный).
У.: Вслушайтесь в слово «богатырь». От какого слова оно произошло?
Д.: Богатый; ходит под Богом; Богом данный дар.
У.: Богом данный дар. Это интересный ответ. Какой же дар дан каждому из них?
Д.: Одному — сила, другому — ум, третьему — добро.
Дальнейшая беседа продолжается в русле обсуждения, что важнее для человека из этих трех начал, что есть богатство?
Одно добро без силы и ума будет ли действенно? А ум без добра, что несет миру? Дети приходят к выводу, что в характеристике будет более глубокий смысл о единстве телесного, душевного и духовного, что только совместное существование трех начал делает человека поистине богатым.
А если вопрос, который «спрятан» в картине перенести в область личностного в ребенке? Например, «Какой дар дан тебе?» «Богат ли ты? Что в тебе сила или разум? Что тебе надо в себе сформировать, чтобы ты стал богатый — как Богатырь?», «А богатый материально человек бывает бедным? И наоборот?»
Васнецов написал картину не для того, чтобы перечислить былинных героев, собрав их в одном пространстве и времени, а чтобы заострить внимание на духовной символике, которая прочитывается в образах и именах.
Мы убеждены, что новый предмет «Истоки», как компонент гуманитарного цикла, с использованием методики, направленной на развитие эмоций и чувств учащихся, поможет нашим детям ярче раскрыться, проявить свои дарования. Художественно-образный подход в методике обучения способствует воздействию на развитие эмоционально-нравственной сферы личности, а через эмоции и чувства — к целостному ее развитию.
Известно, что педагогическое искусство сродни театральному. Именно поэтому педагогу важно знать принципы театрального действия, его законы. Учителю предмета «Истоки» знакомство с методикой организации открытого режиссерского действия и методикой организации взаимодействия с учащимися с опорой на основы театральной педагогики, особенно необходимо, так как современный урок культурологического направления - это своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится процесс коллективного творчества.
Учитель предмета «Истоки» должен быть творцом! Его творчество должно выражаться не только в живых человеческих движениях, в живой человеческой речи, но и в его живом общении с детьми, в живом обсуждении нравственных вопросов, затронутых на уроке!
Взаимосвязь школьной и театральной педагогики особенно ярко раскрываются в такой форме организации урока, которая называется «художественно-педагогическая драматургия». Художественно-педагогическая драматургия — это такое взаимодействие учителя с учеником, которое разработано на основе проблемного обучения, законов театральной драматургии, принципах педагогики сотрудничества, и обеспечивает целостное восприятие материала урока и силу его воздействия для развития духовного мира школьника.
Итак, проблемное обучение, театральная драматургия и педагогика сотрудничества — вот «три кита», на которых «держится» урок предмета «Истоки» как культурологическая дисциплина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности методики преподавания русского языка в классах КРО (из опыта работы)
Данный материал содержит описание системы работы на уроках русского языка в классах, где обучаются дети с ЗПР. Данные упражнения направлены на повышение уровня познавательной активности младших школьн...
Статья "Особенности методики преподавания ОРКСЭ модуль «Светская этика»
Предмет ОРКСЭ имеет комплексный характер, знакомит школьников с основами различных мировоззрений и делает упор на воспитание в школьнике нравственных ценностей, гуманизма и духовных традиций. Изучени...
Особенности методики преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
обозначение ценностных оснований введения данного курса в учебный план школ, специфики его преподавания, а также проблем, с которыми я столкнулась в ходе практической работы....
«Особенности методики преподавания иностранного языка младшим школьникам на базе УМК «Английский в фокусе»»
Цель данной презентации - рассмотреть особенности методики преподавания иностранного языка в младшей школе. Для этого автор характеризует основные цели обучения иностранному языку в начальной школе,ра...
Авторские методики преподавания в школе. Разбор нескольких методик преподавания в школе.
Авторские методики преподавания в школе. Разбор нескольких методик преподавания в школе:Система Занкова.Система Эльконина-Давыдова.Вальдорфская система.Система Ховарда....
Особенности и методики преподавания бального танца детям 5-7 лет.
Методика обучения- как научить начинающего исполнителя основным элементам танца....