ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
статья на тему
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», умение учиться. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
romanteeva.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Романтеева Елена Бориславовна
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Москаленского муниципального района Омской области
«Гимназия имени Горького А.М.»
учитель начальных классов
т.89088035338
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий», умение учиться. В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям. Главная задача меня, как педагога, заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребёнка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Эта деятельность устанавливается тогда, когда ребёнка ставят в ситуацию выбора, когда он сам решает, как поступить. Делая выбор, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребёнок получает удовлетворение от того, что поступил правильно. В младшем школьном возрасте основным видом деятельности детей является игра, которая предоставляет им большие возможности для общения и обучения. Учебная деятельность должна «вырастать» из игровой. Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребёнка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным. В игре также формируется личность, обогащается её внутреннее содержание. Актуальность проблемы заключается в том, что в различных ситуациях перед ребёнком стоит выбор, который необходимо сделать как можно правильнее. Для ребёнка младшего школьного возраста это большая задача. По результатам диагностики, проводимой мною на начальном этапе работы с классом, я выявила проблемы в обучении связанные с низкой школьной мотивацией. Дети учатся неохотно, малоактивны. Это является результатом не только того, что дети пришли ко мне «слабые» в плане психо- физического развития, но и вследствие перегрузки учебным материалом, однообразием форм и организации учебного процесса. Как активизировать деятельность ребёнка, сделать так, чтобы процесс обучения стал эффективным?
Мною была поставлена цель: сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Чтобы учение было в радость, ведь учением можно заниматься с увлечением, а не только по обязанности. Я считаю, что игровые технологии способствуют развитию познавательной активности на уроках, их можно использовать на всех уроках в начальной школе . Это связано с тем, что начальная школа - новый этап в жизни детей: из детского сада - в школу, в мир учителей, новых предметов, учебников. Моя задача - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне приходится решать такую задачу почти каждый день. Важно сделать почти ежедневные встречи с новым материалом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, я увлекаю детей и тем самым создаю почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: « Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. В своей работе игровую деятельность использую в следующих случаях: в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элемента (иногда весьма существенного) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы. Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. К таким технологиям можно отнести проблемное обучение, коммуникативные технологии, игровые технологии. Педагогическая игра - вид деятельности, характеризующийся чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игровые приёмы, которые я использую, направлены на развитие в детях навыков анализа событий вокруг них, формирование личности школьника, его социальных и нравственных отношений с окружающим миром через развитие лучших качеств: доброты, честности, трудолюбия, дружелюбия. С помощью поучительных историй я стимулирую мышление, фантазию детей, подталкиваю их к осознанию эмоций и переживаний окружающих. Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный, осознанный поиск ребёнком способа достижения результата на основе принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу предстоящих практических действии, ведущих к результату. Моей заботой является обеспечение активности ребёнка любого возраста в деятельности. Достигается это, прежде всего, через мотивацию (яркую, доступную, реально - жизненную); участие ребёнка в выполнении интересных, в меру сложных действий; выражение сущности этих действий в речи; проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных; использование экспериментирования, решения творческих задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др.) и применение их в детских видах деятельности.
Существует несколько направлений проблемно-игровой технологии:
1. Проблемные ситуации, вопросы
2. Логико-математические сюжетные игры
3. Логические и математические игры
4. Творческие задачи, вопросы и ситуации
5. Экспериментирование и исследовательская деятельность.
Мною используется первое направление.
Проблемная ситуация в условиях применения проблемно-игровой технологии логико-математического развития детей рассматривается не только как средство активизации мышления, но и как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате. Одно из основных назначений проблемной ситуации и проблемного обучения — способствовать развитию творческих способностей ребёнка. Виды дидактических игр, которые я использую: игры-упражнения, игры-путешествия, игры-соревнования, игры-предположения. Можно выделить следующие функции игр: функции межнациональной коммуникации, функция самореализации ученика в игре, диагностическая функция игры, игротерапевтическая, функция коррекции в игре. При использовании игровых технологий необходимо соблюдение следующих условий: соответствие игры целям урока, доступность для учащихся данного возраста, умеренность в использовании игр на уроке. Понятие «игровые педагогические технологи» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых, успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. Значение игровых технологий невозможно исчерпать. Её феномен состоит в том, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игровые технологии формируют коммуникативные УУД познавательные УУД , личностные УУД, регулятивные УУД. Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В её структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов. Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным. Используя в своей работе игровые технологии, я отметила положительную динамику в учебной деятельности. Дети стали проявлять интерес к обучению, более правильно выражать свою точку зрения, учатся работать коллективно, уважать и принимать чужое мнение. Считаю, что работу в данном направлении нужно продолжать и совершенствовать для эффективности процесса обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ - технологий и ЦОР для системного подхода к формированию универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Данная статья посвящена использованию ИКТ-технологий и ЦОР в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах....
Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»
Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД) Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на уроках Тема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и сохранении здоровья учащихся
Тема: Формирование универсальных учебных действий (УУД)Тема: Характеристика типовых задач по формированию универсальных учебных действий на урокахТема: Здоровьесберегающие технологии в профилактике и ...
Использование игровых приемов в процессе формирования универсальных учебных действий младших школьников
Цели и задачи урока: - разработать уроки с использованием игры; - проведение учителем начальных классов уроков с применением игровых приемов; - показать, как игра влияет на спортивные возможности ...
Формирование универсальных учебных действий с использованием приемов активизации познавательной деятельности при изучении нумерации в пределах 100
Данная работа поможет учителям выявить уровень сформированности личностных и познавательных ууд при изучении нумерации в пределах ста, использовать упражнения для их совершенствования...
"Формирование универсальных учебных действий через использование приемов ТРИЗ на уроках".
формировании универсальных учебных действий через использование приемов ТРИЗ на уроках....
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ
В статье раскрывается сущность понятий «игра», «игровая технология» и определяется их влияние на формирование универсальных учебных действий учащихся. Специфика организации и п...