[23] Программа дополнительного образования клуба "Первоклашка" 3.1.
рабочая программа (1 класс)

Балабанова Таисия Валентиновна

Реализация программы создаёт благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной эмоции личности  к творчеству, развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

«Утверждаю»                                                                         «Согласовано»          

Директор школы                                                                    Зам. директора по ВР          

Бондарь В.В. ____________                                                   _______

Приказ № __ от __.2017 г.                                  

                                                                                                                           

Клуб

«Первоклашка»

(программа дополнительного образования детей

для учащихся 1-2 классов,

срок реализации - 1 год)

                                                                                                             

                         

                                                           Разработчик: Балабанова Т.В..

                                                  учитель начальных классов

   первой квалификационной категории

        

 

Радужный, 2017

        

Программа занятий дополнительного образования клуба «ПЕРВОКЛАШКА»

Пояснительная записка


              Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания, но и пробудить личность, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию.
В условиях школы занятия дополнительного образования должны создать для младших школьников такую   среду, которая втягивала бы в себя каждого ребенка, тем самым увлекая его, по возможности, из стихийного культурно-образовательного пространства в специально организованное воспитательное пространство, в котором ребенок должен быть защищен физически и психологически, занят разнообразной развивающей деятельностью, где ему было бы интересно. Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Одна из основных задач дополнительного образования – раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающемуся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых.
             
Актуальность программы в том, что она создает благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации личности к

творчеству, развитию.

             Цель:

Создание условий для развития личности воспитанника и его самореализация в соответствии с требованиями современного общества.
Данная программа имеет потенциал для решения следующих
задач:
         1. Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет дополнительного образования,  а именно:
• повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания;
• повышение активности познавательной деятельности;
• углубление межпредметных связей;
• создание условий для равного проявления индивидуальных способностей в деятельности.
         2.Подготовка школьника к жизни в обществе:
• развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование у младших школьников целостного и эмоционально–образного восприятия мира;
• эстетическое воспитание.
           Программа занятий дополнительного образования в клубе «Первоклашка» состоит из пяти направлений:

1.«Читаем вместе»,

2.«Волшебный мир красок»,

3.«Хочу все знать»,

4.«Занимательный час»,

5.«Умелые руки».
Занятия в клубе «Первоклашка» проходят  ежедневно, включая все пять направлений.
          Основные
формы работы:

-  практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, чтение художественной литературы, экскурсии, подвижные игры.

            Программа разработана с учетом запросов детей, потребностей семьи и общества в разносторонне развитой личности, острой необходимости социальной защиты детей в современных условиях. Соответствует возрастным особенностям обучающихся 1-2 классов.
         Учебно-воспитательная работа    по данной программе представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка в различных образовательных областях:
эстетическое воспитание – формируется эстетическое отношение к жизни (труду, природе, искусству, поведению); развивается чувство прекрасного;
физическое воспитание предполагает правильное физическое развитие школьника, выработку двигательных умений и навыков, формирование гигиенических умений и навыков;
трудовое воспитание – акцент делается на  практическом применении школьниками теоретических знаний; трудовое образование является комплексным и включает представления о технике и технологии, умения решать практические задачи, достигать качественных результатов;
экологическое воспитание – основной задачей является конкретная практическая природоохранная  деятельность;
нравственное воспитание –  воспитание и развитие нравственных чувств, выработка умений и привычек нравственного поведения.
               Работа учителя по программе основывается на следующих
принципах: гуманизма и педагогического оптимизма, признания уникальности каждого ребенка; гибкости, вариативности форм проведения занятий, разнообразия методов и приемов; интеграции различных видов деятельности.

                Планируемые результаты клуба «Первоклашка» можно разделить на три уровня.

 Первый уровень результатов - приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

 Второй уровень результатов - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

 Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Учебная нагрузка (33 учебные недели)

Направление:

Часов в неделю

Часов в год

 «Читаем вместе»                                                               

2

66

 «Волшебный мир красок»

2

66

«Умелые руки»

2

66

«Хочу все знать», «Занимательный час»

3

99

Игры по интересам

4

132

Прогулка на свежем воздухе

5

165

ВСЕГО:

18

594


             

Программа общеинтеллектуального направления «Читаем вместе».

На занятии дети знакомятся с произведениями детской художественной литературы. Получают развитие навыка слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения. Учатся выражать собственное отношение к тексту.
     Основные задачи направления: вызвать интерес к литературному чтению; расширять читательский кругозор; воспитывать читательскую активность; формировать читательский вкус.

Содержание программы «Читаем вместе» (66ч.)

1-5

В. Драгунский «Денискины рассказы»

5

6-13

Э.Т. Гофман «Щелкунчик и мышиный король»

8

14-22

Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»

9

23-32

Рассказы о природе (В. Бианки, М. Пришвин)

10

33-40

Рассказы и стихи о Великой Отечественной войне

8

41-45

Знакомство с детскими журналами

5

46-53

Русские народные сказки

8

54-62

Сказки А.С.Пушкина.

9

63-66

Сказки коренных народов Севера

4


      Программа общекультурного направления «Волшебный мир красок»,

социального направления «Умелые руки».

 На занятиях дополнительного образования «Волшебный мир красок» дети учатся передавать свое настроение, свои мысли на листе бумаги с помощью красок, фломастеров и карандашей. Ребята выполняют иллюстрации к произведениям, зарисовывают свои наблюдения после экскурсий и прогулок, выполняют тематические работы.
      Основные задачи направления: стимулирование потребности в продуктивной творческой деятельности через непосредственное знакомство с различными видами художественной деятельности; формирование творческого воображения; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка; развитие художественного вкуса воспитанников.

 На  занятиях дополнительного образования «Умелые руки»  дети выполняют поделки, используя разные виды художественной техники: лепка, аппликация, мозаика, коллаж,  художественное складывание, плетение, а также объемное моделирование и конструирование из бумаги и ткани.
    Основные задачи направления: развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;

 развитие технического мышления, воображения, фантазии, художественного вкуса; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Содержание программы «Волшебный мир красок» (66 часов)

1-2

Мир красок. Радуга

2

3-4

Мое настроение в цвете

2

5-6

Воспоминания о лете

2

7-8

Осенний ковер

2

9-10

Друг детства (любимая игрушка)

2

11-12

Моя семья

2

13-14

Мой четвероногий друг

2

15-16

Главные цвета моей Родины (флаг)

2

17-18

Снежинка

2

19-20

Снеговик

2

21-22

Узор на окне

2

23-24

Украшения для новогодней елки

2

25-26

Новогодняя елка

2

27-28

Поздравительная открытка «С Новым годом!»

2

29-30

Иллюстрации к сказке «Щелкунчик»

2

31-32

Зимний лес

2

33-34

Создаем книгу о зиме (проект)

2

35-36

Птица счастья

2

37-38

Транспорт

2

39-40

Герои любимых сказок

2

41-42

Иллюстрация к сказке «Дядя Федор, пес и кот»

2

43-44

Защитники Отечества

2

45-46

Букет для любимой бабушки

2

47-48

Портрет моей мамы

2

49-50

Пасхальное яйцо

2

51-52

Русская матрешка

2

53-54

Цветы

2

55-56

Краски весны

2

57-58

Подводный мир

2

59-60

Мир без войны

2

61-62

Декор посуды

2

63-64

Свободная тема

2

65-66

Здравствуй, лето

2

66ч

Содержание программы «Умелые руки» (66 часов)

Лепка – 33ч.

1-2

Любимые игрушки

2

3-4

Четвероногий друг

2

5-6

«Рисование» жгутиками

2

7-8

Дары осени

2

9-10

Снеговик

2

11-12

Жар-птица

2

13-14

Золотая рыбка

2

15-18

Рисование по трафарету

4

19-22

Рисование методом тычка

4

23-26

Рисование с помощью ватных палочек

4

27-32

Свободная тема

6

33

Демонстрация и выставка работ

1

Аппликация и конструирование– 33ч.

1-2

Бабочка

2

3-4

Осенние узоры

2

5-6

Пасхальное яйцо

2

7-9

Аквариум (коллективная работа)

3

10-11

Матрешка

2

12-13

Национальный колорит в костюмах ханты и манси

2

14-16

Открытка «С днем рождения!»

3

17-19

Открытка «С Новым годом!»

3

20-22

Открытка «С днем защитника Отечества!»

3

23-25

Открытка «С днем 8 марта!»

3

26-32

Оригами

7

33

Демонстрация и выставка работ

1

66ч

                                                                                                                                                                                 

Программа духовно-нравственного направления «Хочу все знать»,

спортивно-оздоровительного направления «Занимательный час».

Программа  духовно-нравственного направления «Хочу всё знать» - это цикл тематических занятий, посвященных Родине, семье, сезонным изменениям в природе, истории возникновения праздников; изучению правил дорожного движения, правил этикета,  норм поведения в  общественных  местах и т.д.
    Основные задачи направления: формирование интереса к процессу познания; освоение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах их познания; развитие кругозора, наблюдательности; осуществление экологического, эстетического, физического, нравственно -
 патриотического, профессионально-ориентированного воспитания младших школьников; воспитание нравственных норм межличностных отношений младших школьников.
       Программа спортивно-оздоровительного направления
«Занимательный час» - это учебные занятия, которые проходят в разнообразных формах: занятие-игра, занятие-театр, занятие-поиск, занятие-исследование, занятие-экскурсия и др. Занятия проходят как в стенах школы, так и вне школы. Дети посещают музеи,  библиотеки.
       Основные задачи занятий: развитие коммуникативных качеств личности, познавательного интереса, самостоятельности; формирование творческого воображения, оригинальности, эмоциональности восприятия; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

Содержание программы (99 часа)

Содержание программы «Хочу все знать»

1-2

Я- ученик. Режим первоклассника

2

3-4

Дорога в школу (ПДД) маршрут

2

5-6

Времена года. Осень

2

7-8

Наша Родина - Россия

2

9-10

Москва- столица нашего государства

2

11-12

Родной город- Радужный

2

13-14

Осенние забавы. Как избежать беды?

2

15-16

Если хочешь быть здоровым…

2

17-18

Как вести себя в общественных местах

2

19-20

Как вести себя в гостях, на дне рождении.

2

21-22

Комнатные растения и уход за ними

2

23-24

Человек без друзей, что дерево без корней

2

25-26

Времена года. Зима

2

27-28

Виды транспорта

2

29-30

Как мы знаем ПДД

2

31-32

Как живётся животным зимой?

2

33-34

Какие птицы зимуют в нашем округе? 

2

35-36

Что мы знаем о школе. История нашей школы.

2

37-38

Как мы знаем ПДД

2

39-40

К нам стучится Новый год

2

41-42

В лес пускают без билета

2

43-44

Конкурс стихов  «Зимушка-зима!»

2

45-46

Зимние забавы. Как избежать беды?

2

47-48

Викторина «Как мы знаем ПДД»

2

49-50

Разгадываем кроссворд

2

51-52

Времена года. Зима. 

2

53-54

Викторина «Зимушка – Зима»

2

55-56

Кто живёт в аквариуме? 

2

57-58

Викторина «Как мы знаем сказки»

2

59-60

День Победы. Конкурс стихов к 9 мая.

2

61-62

Викторина «Светофор-наш друг». Разгадывание ребусов, загадок

2

63-64

Разгадываем ребусы о весне.

2

65-66

Праздник «Здравствуй, лето!»

2

66

Содержание программы «Занимательный час»

1-2

Дом, в котором я живу. Традиции моей семьи. 

2

3-4

История нашей Родины. 

2

5-6

Великие города России.

2

7

Конкурс стихов «Осенняя метелица». 

1

8-9

Что мы знаем о школе. История нашей школы. 

2

10-11

Как создаются книги.

2

12-13

История праздника. Новый год. 

2

14

Что такое снег? 

1

15-16

История появления новогодней игрушки.

2

17-19

Для чего создаются музеи? Музеи мира. Музеи нашей страны. 

3

20-21

История обыкновенных вещей.

2

22-23

История появления бумажной куклы-игрушки.

2

24

Фестиваль игрушек. Минута славы. 

1

25-27

Разучивание игр на свежем воздухе. 

3

28

«Почемучки». 

1

29-31

Тайны библиотеки. Журналы для детей. 

3

32

Дорога-друг или враг.

1

33

«Ура, каникулы!»

1

33

Всего:

99

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

  1. Григорьев Д.В. внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010.
  3. Мокиенко В.М. в глубь поговорки: Рассказы о происхождении крылатых слов и образных выражений. – СПб.: Авалонъ, Азбука-классика, 2008.
  4. Поливанова К.Н. проектная деятельность школьников: пособие для учителя/ К.Н.Поливанова. – М.: Просвещение, 2008.
  5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010.
  6. Программы четырехлетней начальной школы: «Перспективная начальная школа»/Р.Г Чуракова, М.Л.Каленчук, Н.А.Чуракова, А.Л.Чекин, ГФ.Трофимов, Л.А.Царева, И.Б.Мылова, Н.Г.гаркова, Ю.А.Агарков; Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
  7. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ [А.Б.Воронцов, В.М. Заславский, С.Е.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Учим математику с увлечением./Авт.-сост. А.В.Кочергина, Л.И.Гайдина. – М.:5 за знания, 2008.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО. БАТИК» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, актуальность программы, цели и задачи, особенности возрас...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа по спортивная секции «Плавание» Модифицированная программа дополнительного образования на 2016-2017 учебный год

Целью программы является формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом. Основные задачи подготовки:·...

Приказ №234.О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год

О создании экспертной группы по экспертизе рабочих программ, дополнительных образовательных программ ОДОД, курсов педагогов на 2016-2017учебный год...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Образовательная программа дополнительного образования детей «СВЕТОФОРИК» для детей 6-11 лет срок реализации программы 2017-2023 гг

Цель программы: формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге, предупреждение случаев детского дорожно-транспортного травматизма....