Внеурочная деятельность. Рабочая программа "Математика - царица наук"
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика – царица наук» для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_-_tsaritsa_nauk_-_3_kl.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа №4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Рассмотрено ЭМС от _________2021г Протокол №_____ | Принято Педагогическим советом от _________2021г Протокол №_____ | Утверждено Приказом по МБОУЯСШ №4 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Математика – царица наук»»
3А класс
Пищикова Лариса Юрьевна,
первая квалификационная категория
2021/2022 учебный год
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика – царица наук» для 3 класса по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Программа рассчитана на 68 часов в год, соответственно 2 часа в неделю.
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
- расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
- развитие краткости речи;
- умелое использование символики;
- правильное применение математической терминологии;
- умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредотачивая внимание только на количественных;
- умение делать доступные выводы и обобщения;
- обосновывать свои мысли.
В начале и в конце учебного года используется диагностическая методика «Логические закономерности» с целью исследования логического аспекта математического мышления.
Планируемые результаты освоения курса «Математика – царица наук»
Личностные результаты
- осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;
- стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений.
Метапредметные результаты
РегулятивныеУУД
- самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
- строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
- различать имена и высказывания великих математиков;
- работать с числами – великанами;
- пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
- понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
- преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
- решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
- использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
- находить периметр и площадь окружающих предметов;
- разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
- моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Основное содержание курса
Разделы и темы программы | Характеристика деятельности |
Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру». Математические головоломки, занимательные задачи. |
«Числовой» конструктор | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9; 2) 10, 20, 30, 40, … ,90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. |
Геометрия вокруг нас | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. |
Волшебные переливания | Задачи на переливание. |
В царстве смекалки | Решение нестандартных задач. Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
«Шаг в будущее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др.; конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» (из электронного учебного пособия «Математика и конструирование»). |
«Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. |
Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Составление и заполнение числового кроссворда (судоку). Составление и заполнение числового кроссворда (какуро). |
Математические фокусы | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. |
Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). |
Секреты чисел | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. |
Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. |
Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. |
Выбери маршрут | Единицы длины. Километр. Составление карты путешествия на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. |
Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостаю-щими данными. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. |
Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. |
Разверни листок | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. |
От секунды до столетия | Время и его единицы: час, минута, секунда. Сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, день, сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. |
Конкурс смекалки | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. |
Это было в старину | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. |
Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование |
Математический лабиринт | Интеллектуальный марафон. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
1 четверть | |||
1 | Вводное занятие. Диагностическая методика «Логические закономерности». | 1 | 06.09 |
2 | Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру». | 1 | 08.09 |
3 | «Числовой» конструктор. Числа от 1 до 1000. | 1 | 13.09 |
4 | «Числовой» конструктор. Составление трёхзначных чисел с помощью карточек. | 1 | 15.09 |
5 | Геометрия вокруг нас. | 1 | 20.09 |
6 | Геометрия вокруг нас. Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | 1 | 22.09 |
7 | Волшебные переливания. Решение задач. | 1 | 27.09 |
8 | В царстве смекалки. Решение нестандартных задач. | 1 | 29.09 |
9 | В царстве смекалки. Решение нестандартных задач. | 1 | 04.10 |
10 | Интеллектуальная разминка. Математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | 06.10 |
11 | Сбор информации для математической газеты. | 1 | 11.10 |
12 | Сбор информации и оформление математической газеты № 1. | 1 | 13.10 |
13 | «Шаг в будущее». Игра «Крестики-нолики на бесконечной доске». | 1 | 18.10 |
14 | «Шаг в будущее». Конструкторы: «Монтажник», «Строитель». | 1 | 20.10 |
15 | «Шаг в будущее». Игра «Морской бой» и др. | 1 | 25.10 |
16 | «Шаг в будущее». Конструкторы: «Полимино», «Паркеты и мозаики». | 1 | 27.10 |
2 четверть | |||
17 | «Спичечный» конструктор. | 1 | 08.11 |
18 | «Спичечный» конструктор. Построение конструкции по заданному образцу. | 1 | 10.11 |
19 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. | 1 | 15.11 |
20 | Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру». | 1 | 17.11 |
21 | Математические фокусы. Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). | 1 | 22.11 |
22 | Математические фокусы. Алгоритм умножения трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | 1 | 24.11 |
23 | Математические фокусы. Алгоритм деления трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | 1 | 29.11 |
24 | Математические игры. Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000». | 1 | 01.12 |
25 | Математические игры. Построение математических пирамид: «Вычитание в пределах 1000». | 1 | 06.12 |
26 | Математические игры. Построение математических пирамид: «Умножение». | 1 | 08.12 |
27 | Математические игры. Построение математических пирамид: «Деление». | 1 | 13.12 |
28 | Математические игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» | 1 | 15.12 |
29 | Математические игры: «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками». | 1 | 20.12 |
30 | Секреты чисел. Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. | 1 | 22.12 |
31 | Секреты чисел. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | 1 | 27.12 |
32 | Математическая копилка. Составление сборника числового материала. | 1 | 29.12 |
3 четверть | |||
33 | Математическая копилка. Составление и оформление сборника числового материала. | 1 | 10.01 |
34 | Математическое путешествие. | 1 | 12.01 |
35 | Сбор информации для математической газеты. | 1 | 17.01 |
36 | Сбор информации и выпуск математической газеты № 2. | 1 | 19.01 |
37 | Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру». | 1 | 24.01 |
38 | Выбери маршрут. Единицы длины. Километр. Выбор маршрута путешествия. | 1 | 26.01 |
39 | Составление карты путешествия. | 1 | 31.01 |
40 | Числовые головоломки. Решение ребусов. | 1 | 02.02 |
41 | Числовые головоломки. Решение и составление ребусов. | 1 | 07.02 |
42 | Мир занимательных задач. Задачи со многими возможными решениями. | 1 | 09.02 |
43 | Мир занимательных задач. Задачи с недостающими данными. | 1 | 14.02 |
44 | Мир занимательных задач. Задачи на | 1 | 16.02 |
45 | Геометрический калейдоскоп. Конструирование многоугольников из заданных элементов. | 1 | 21.02 |
46 | Геометрический калейдоскоп. Конструирование из деталей танграма. | 1 | 28.02 |
47 | Интеллектуальная разминка. Математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | 02.03 |
48 | Разверни листок. Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | 1 | 09.03 |
49 | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | 1 | 14.03 |
50 | От секунды до столетия. Время и его единицы. Цена одной минуты. | 1 | 16.03 |
4 четверть | |||
51 | Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, день, сутки? | 1 | 28.03 |
52 | Составление задач, используя данные о возрасте своих родственников. | 1 | 30.03 |
53 | Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру». | 1 | 04.04 |
54 | Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (какуро). | 1 | 06.04 |
55 | Составление и заполнение числового кроссворда (какуро). | 1 | 11.04 |
56 | Числовые головоломки. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | 13.04 |
57 | Составление и заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | 18.04 |
58 | Конкурс смекалки (задачи в стихах, задачи-шутки, задачи-смекалки). | 1 | 20.04 |
59 | Это было в старину. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» | 1 | 25.04 |
60 | Это было в старину. Решение старинных задач. | 1 | 27.04 |
61 | Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру». | 1 | 04.05 |
62 | Математические фокусы. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | 1 | 11.05 |
63 | Энциклопедия математических развлечений. Подбор материала для сборника занимательных заданий. | 1 | 16.05 |
64 | Энциклопедия математических развлечений. Составление сборника занимательных заданий. | 1 | 18.05 |
65 | Энциклопедия математических развлечений. Оформление сборника занимательных заданий. | 1 | 20.05 |
66 | Интеллектуальная разминка. Решение олимпиадных заданий международного конкурса «Кенгуру». | 1 | 23.05 |
67 | Математический лабиринт. Интеллектуальный марафон. | 1 | 25.05 |
68 | Итоговое занятие. Диагностическая методика «Логические закономерности». | 1 | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность Курс Школа вежливых наук « Этика: азбука добра »
Курс Школа вежливых наук « Этика: азбука добра »...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов, духовно - нравственное направление - кружок "Школа вежливых наук"...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности « Первые шаги в науку» для учащихся 4 класса
Пояснительная записка Окрыляет меня мечта,К звездам путь освещая.Так я творчество вижу всегда,Жизни смысл для себя постигая.Потому что творчествоначинается с искры,С ветки, ветра, с летящих туч,Ч...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Первые шаги в науку» (клуб) 1- 4 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс "КАЛЕЙДОСКОП НАУК"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 4 класс...