Развивающее занятие по теме "Волна"
план-конспект занятия (4 класс)
Развивающее занятие направлено на развитие познавательных способностей обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.docx | 229.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий развивающего занятия
"Плавание по волнам литературных произведений"
авторы Смирнова М.А., Трубина С.Ю.
Цель. Развитие познавательных способностей обучающихся начальной школы.
Задачи.
- Вспомнить ранее изученные литературные произведения, в которых используется тема "Вода" и "Волна".
- Познакомить детей младшего школьного возраста с новыми произведениями по той же теме.
Парты выстраиваются в форму корабля. Назначается капитан и штурман команды (учителя). Дети выполняют роль молодых матросов. Оговариваются правила работы в команде.
Презентация + пояснение к слайдам.
Слайд 1.
Сегодня мы на корабле "Бригантина" отправляемся в путешествие по разным островам.
Викторина.
Слайд 2.
Звучит музыка «шум волны»
- Может ли не полюбить море тот, кто хоть раз видел его? Оно, то ласковое, то гневное, то изменчивое, как живое существо. Сколько вдохновенных образов рождало оно в искусстве!
Работа с литературными произведениями, в которых встречается «Волна»
Слайд3.
Какое произведение представлено на слайде? Как оно называется? Кто автор?
А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане". В сказке волна олицетворена и выполняет роль живого предмета.
Слайд 4.
Какое произведение представлено на слайде? Как оно называется? Кто автор?
А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке". В сказке море представлено нам в различных "настроениях". Почему оно ведёт себя по-разному?
Дети приводят доказательства и обосновывают свой ответ.
Слайд 5.
Какое произведение представлено на слайде? Как оно называется? Почему у произведения нет автора?
РНС "По щучьему велению". Какую роль в сказке выполняет щука? Какой портрет героя - Емели?
Слайд 6.
Какое произведение представлено на слайде? Как оно называется? Кто автор?
Х.К.Андерсен (Датский писатель) "Русалочка". сказка
Давайте вспомним содержание сказки: о молодой русалке, которая готова отказаться от своей жизни в море, ради того, чтобы получить человеческую душу и любовь принца.
Слайд 7.
Сегодня мы узнаем еще об одном удивительном человеке - Борисе Житкове и его сборнике рассказов "Морские истории". Сборник посвящен дореволюционному морскому и гражданскому флоту. Почему автор писал рассказы на морскую тематику?
Сам автор, не просто придумал истории о моряках. Он сам был моряком, штурманом и даже, капитаном судна. Он писал о том, что видел сам. Его герои - живые люди. Море Житкову было родным и близким. Он знал его и злым и мирным, и очень любил. Он писал
- о труде моряков;
- о характере человека в экстремальных условиях;
- об ответственности профессии;
- о самоуверенности, храбрости, порядочности, самоотверженности и находчивости людей в трудных ситуациях.
Детям предлагается игровая ситуация. Представьте, что на нашем судне случился пожар. Как вы поступите? (выслушиваются ответы детей).
А сейчас мы познакомимся (прочтем) рассказ Б.Житкова "Пожар на море".
Каждый шаг моряков, оказавшихся в такой ситуации (обсуждается и сравнивается с ранее представленными ответами детей).
Слайд 8-9.
Представлены пояснения к значению слову "ВОЛНА".
Слайд 10.
Владимир Иванович Даль.
Закончил кадетский морской корпус в Петербурге и отправился служить на флот. После нескольких лет службы поступил на медицинский факультет в Университет г. Тарту. Получил профессию врача и стал хирургом. Начал писать статьи, сказки.
Важным событием в жизни В.Даля становиться знакомство с А.С.Пушкиным. Он лечил его после ранения на дуэли с Дантесом и был рядом до последних дней. А.С. Пушкин, перед смертью, подарил Далю золотой перстень - талисман с изумрудом. Позже, Даль скажет: "Как посмотрю на этот перстень, сразу хочется сотворить что-то дельное".
С 1861 - 1868 год проходит работа над самой значимой и объёмной книгой "Толковый словарь живого великорусского языка", которая включает в себя около 200 тыс. сов.
Беседа по вопросам.
На каком материке мы живем?
Какие океаны омывают Евразию?
Слайд 11.
"Тихий океан"
Восточная часть Евразии омывается водами Тихого океана – самого большого и самого древнего океана на нашей планете. Площадь его поражает воображение и составляет больше 178 млн. кв. км.
Свое название Тихий океан получил благодаря Фернану Магеллану. Известному португальскому мореплавателю очень повезло, и за все время своего кругосветного путешествия он и его команда ни разу не попали в шторм. Однако на деле Тихий океан обладает далеко не таким кротким нравом.
Слайд 12.
"Атлантический океан"
На западе и юго-западе евразийский материк омывается водами Атлантического океана. Его площадь составляет 91 млн. кв. км, средний показатель глубины – 4000 м., а наиболее глубокой точкой является желоб Пуэрто-Рико (8700 м.).Несмотря на то, что по своим размерам Атлантический океан меньше Тихого, его акватория является наиболее освоенной.
Слайд 13.
"Индийский океан"
На юге Евразию омывают теплые воды Индийского океана, занимающего по величине почетное третье место. Площадь его составляет 76 млн. кв. км, средняя глубина – 3700 м. Самой глубокой точкой Индийского океана является Зондский желоб с глубиной более 7 км.
Слайд 14.
"Северный Ледовитый океан"
На севере суперматерик омывается водами Северного Ледовитого океана – самого маленького и самого холодного океана на Земле. Его влияние неизбежно отражается и на климате побережья, где господствует вечная зима.
А кто из известных русских художников всё своё великое дарование посвятил морю?
Слайд 15.
Иван Константинович Айвазовский - мировой выдающийся художник маринист.
- Айвазовский Иван Константинович.
- Как называют художников, которые изображают море?
- Айвазовский был первым русским маринистом и одним из лучших в этом жанре среди европейских мастеров. Сделав маринистику самостоятельной частью русской пейзажной живописи, он достиг в ней высочайшего мастерства.
У Айвазовского было особое отношение к морю, его связь с ним какими-то таинственными нитями позволила художнику необыкновенно тонко и сильно отражать изменчивость стихии, её свободу и очарование, её грозную силу. Море для Айвазовского – не просто вода. Это некое явление, движимое высшей силой. Он тщательно изучил все состояния и краски моря, его образ в разное время суток и года, при солнце и луне, в бурю и в штиль, его связь с землёй и с человеком, и облёк это в высокую художественную форму.
Слайд 16.
Картина Айвазовского
Огромная картина «Среди волн» поражает не только своим размахом, но и свежестью и цельностью впечатления, лёгкостью воплощения замысла. Здесь достигает своего предела простота композиции – огромные волны бушующего моря и небольшая полоса неба над ним. Художник поместил зрителя в открытое штормящее море вдали от берегов, он не показывает ему ничего, кроме кипящих, сталкивающихся друг с другом волн и таким образом его один на один со стихией. Это был тот главный эффект маринистической живописи, к которому интуитивно стремился Айвазовский.
И я поклонница морской волны!
Она меня уносит в детство,
Как фантастическое средство,
Дарует сказочные сны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...
Занятие на тему: Использование элементов логоритмики и методов релаксации на коррекционно-развивающем занятии с детьми ОВЗ на основе лексической темы : «Путешествие в осенний лес». ( 2 класс)
Дифференциация согласных б-д по оптическому сходству; развитие оптико– пространственных умений, сенсорных процессов и психомоторики ....
Конспект занятия.«Программа коррекционно-развивающих занятий со старшими дошкольниками и младшими школьниками с нарушениями системы саморегуляции деятельности (в том числе с СДВГ) "Золотой ключик"»
Занятие формирование целеполагания, навыка постановки и удержания цели деятельности.Задачи:Отработка навыка формулирования цели своей деятельности.Развитие навыка удерживать смыслово...
Выступление для педагогического сообщества учителей-дефектологов "Использование коррекционно-развивающего оборудования на коррекционно-развивающих занятиях педагога-психолога"
В материале представлено выступление для сообщества учителей-дефектологов об использовании коррекционно-развивающего оборудования в коррекционно-развивающей работе с обучающимися педагога-психолога...
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения). Тема занятия : «Развитие мелкой моторики». Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.
Конспект занятия в 3 классе (2-вариант обучения).Тема занятия : «Развитие мелкой моторики».Коррекционно- развивающие занятие: Предметно-практические действия.Организационная фо...
Материал к коррекционно-развивающему занятию во 2 класс. Занятие 24.
В презентации представлены развивающие задания для развития познавательных процессов во 2 классе...
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...