Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе
рабочая программа (1 класс) по теме

Балдова Ольга Владимировна

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

Поэтому главная цель моей педагогической деятельности – это формирование личности, желающей и умеющей учиться.

Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе

      Своё выступление мне хочется начать словами  Шалва Амонашвили.

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти самые знания и овладевать ими.»

                                                                       Шалва  Амонашвили                                                                                              

      Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.

      Поэтому главная цель моей педагогической деятельности – это формирование личности,  желающей и умеющей учиться.

      Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. 

(…) Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например,  с выводом в рамке.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

     Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия и  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

     Поэтому я чуть подробнее хотела-бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действий, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.  

Тема моего выступления « _________».    (…)

     К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной  литературе; осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;   выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

     Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.)  (…)  

      В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач; а к концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), (…)  но и уметь самостоятельно  строить схемы, модели, таблицы  и т. д.  Перевод текста на знаково-символический язык и обратное считывание, понимание символической записи является важным этапом в формировании логических универсальных действий и вместе с тем вызывает наибольшие трудности у учащихся, рассмотрим его более подробно.

     Наиболее наглядно это можно увидеть на уроках математики. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; обобщать и т.д. Например:(задания на слайде)

     Первые представления  о взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра».  (…)  Детям предлагается заменить число предметов соответствующей цифрой.

     Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, сложении и вычитании на числовом луче, а в дальнейшем использование знаково-символических моделей (запись числовых и буквенных выражений, неравенств, равенств), что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи.

      На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте  это модели предложения, звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. (…)

      Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение».  Учебники по содержат   задания,  направленные на формирование логических операций: анализ   содержания и установление причинно-следственных связей;   сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и  художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря  типичным  подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.  

        При изучении курса  «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, проектах в устной и письменной форме. (Демонстрация работ) Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот);

         Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.

       Развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей школьников, приобретение ими социального опыта формируется не только в учебном процессе, но и через организацию внеурочной деятельности учащихся.

       Проанализировав результаты за 2 года, пришла к выводу, что применение описанных выше современных технологий и методик приводит к стабильным результатам.

 Уровень знаний учащихся по предметам заметно вырос. Об этом свидетельствуют итоги административных контрольных работ по математике и русскому языку.

За данный период обучения у ребят повысился интерес к учебной деятельности. Об этом свидетельствуют результаты, которые они показали на школьных и всероссийских предметных олимпиадах и конкурсах.(грамоты…)

Я считаю, что при такой организации учебно-воспитательного процесса у обучающихся закладывается прочная основа для успешного ее формирования в основной школе: внутренняя потребность и мотивация к усвоению нового, умение учиться в условиях коллектива, вера в свои силы. У ребенка есть возможность реализовать свои способности, он учится жить в  обществе.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г. Вольска Саратовской области»

СООБЩЕНИЕ НА ТЕМУ:

«Формирование познавательных универсальных учебных действий в урочной и внеурочной деятельности»

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

                                                                                     Подготовила    Балдова О.В.,

                                                                 учитель начальных классов

первой квалификационной категории

23 мая 2013 года

г. Вольск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе

Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться.Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий....

Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе.

Данная работа представляет собой теоретическое обоснование использования дидактической игры как средства формирования познавательного интереса к занятиям у младших школьников...

Презентация "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе"

Представлена презентация к докладу по теме "Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса на уроках в начальной школе". В презентации представлен материал, отражающий представл...

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе...

Формирование познавательных компетенций на уроках в начальной школе. Руденко О.В. ( Из опыта работы).

В статье освещены приёмы, позволяющие формировать ключевые компетенции у младших школьников....

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и л...