РП кружка "Олимпиадный центр"
рабочая программа (4 класс)

Черемисина Лариса Владимировна

РП кружка "Олимпиадный центр" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РП кружка "Олимпиадный центр"38.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «Гимназия №9»

_______________ (Суханов А.С.)

«___» ________________ 2017г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА

«ОЛИМПИАДНЫЙ ЦЕНТР»

Класс: 4 «А»

Количество часов: 2 часа в неделю (68 часов)

Срок реализации: 2017-2018 учебный год

Составитель: Черемисина Л.В.,

                                                                                                           учитель начальных классов

Шадринск

2017-2018 уч. год

Содержание рабочей программы

1.        Пояснительная записка        3

Актуальность программы

Цель

Задачи

Ценностные приоритеты

Главные принципы реализации программы

Методы обучения

Система подготовки участников олимпиад

2.        Основные направления и содержание деятельности ……………….…. .7

3.        Формы контроля и ожидаемые результаты         8

4.        Календарно-тематическое планирование        9

5.    Список рекомендованной литературы         12

Пояснительная записка

Актуальность программы

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о городских, окружных, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах городского, окружного, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей, и для учителей:

  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправлять на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио.

Цель:

Обеспечение благоприятных условий для выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в начальной школе.

Задачи:

  • Сформировать навык действия в ходе решения нестандартных задач повышенной сложности.
  • Развивать способность устанавливать логические связи.
  • Развивать познавательные интересы.
  • Формировать стремление к размышлению, поиску.
  • Развивать внимание, память, воображение.

Ценностные приоритеты

В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности.

Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации. Формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

Главные принципы реализации программы

Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Содержание и методы обучения направлены не на усвоение суммы знаний, а на познавательное развитие.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.

Гуманизм в межличностных отношениях.

Научность и интегративность.

Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Методы обучения

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

Кооперативное обучение – это метод, когда в небольших группах ученики взаимодействуют, решая общую задачу. Совместная работа в небольших группах формирует качества социальной и личностной компетентности, а также умение дружить.

Групповая дискуссия – это способ организации совместной деятельности учеников под руководством учителя с целью решить групповые задачи или воздействовать на мнения и установки участников в процессе общения. Использование метода позволяет:

  • дать ученикам возможность увидеть проблему с разных сторон;
  • уточнить персональные позиции и личные точки зрения учеников;
  • ослабить скрытые конфликты;
  • выработать общее решение;
  • повысить эффективность работы участников дискуссии;
  • повысить интерес учеников к проблеме и мнению одноклассников;
  • удовлетворить потребность детей в признании и уважении одноклассников.

Групповая дискуссия может быть использована в начале занятия, а также для подведения итогов.

Креативные методы

Метод придумывания – это способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате их определенных творческих действий. Метод реализуется при помощи следующих приемов:

а) замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; 
б) отыскание свойств объекта в иной среде;

в) изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного объекта.

Мозговой штурм – используется для стимуляции высказываний детей по теме или вопросу. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Учеников просят высказывать идеи или мнения без какой-либо оценки или обсуждения этих идей или мнений. Идеи фиксируются учителем на доске, а мозговой штурм продолжается до тех пор, пока не истощатся идеи или не кончится отведенное для мозгового штурма время.

К группе одарённых детей могут быть отнесены дети, которые:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности
  • имеют доминирующую, активную, ненасыщаемую познавательную потребность
  • испытывают радость от умственного труда
  • для таких детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления

Система подготовки участников олимпиад:

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает.

  • подготовка к олимпиаде должна быть систематической, начиная с начала учебного года;
  • час подготовки к олимпиадам целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;
  • индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от практики до творчества;
  • использование диагностического инструмента (например, интеллектуальные соревнования);
  • уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;
  • использовать учителю все имеющиеся в его распоряжении возможности: мысленный эксперимент, уроки - практикумы, эксперимент в школьном кабинете и т.д.

1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

  • реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;
  • уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке к олимпиадам могут взять на себя наиболее продвинутые дети (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

3.Планируем работу:

  • при планировании работы с группой школьников избегаем формализма и излишней заорганизованности;
  • оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);
  • предусматриваем возможность отдыха, релаксации;
  • основной  формой работы на занятиях -  различные формы индивидуальной и парной работы.

4.Расширяем кругозор:

  • читаем книги, журналы
  • работаем в Интернете
  • общаемся дистанционно и т.д.

5. Работаем руками.

  • Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами,  приборами и т. д.

6. Обобщаем и систематизируем материалы и результаты работы с одаренными детьми.

7. И не останавливаемся.

Основные направления и содержание деятельности

На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий:

  • интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов,
  • задания с отсроченным вопросом,
  • интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся;
  • задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности);
  • решение частично-поисковых задач разного уровня,
  • творческие задачи.

Задания разминки идут в достаточно высоком темпе, на каждый ответ дается 2-3 секунды. В них чередуются вопросы из разных областей знаний (математика, русский, литература, география и т. д.). Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Сущность заданий с отсроченным вопросом заключается в том, что условие задания как бы изначально ориентирует ученика уже на привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным.

Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают новые для себя знания и способы их добывания.

Занятия проводятся согласно тематическому планированию, в котором акцент ставится на развитие и формирование логической грамотности. Логические упражнения представляют собой одно из средств, с помощью которого происходит формирование мышления. Логические упражнения позволяют детям усвоить правильные суждения, выполнять различные виды анализа, учат устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Значительно расширяется объём и концентрация внимания, уровень сохранения увиденного в памяти, словарный запас и умения оформлять в словесной форме свои рассуждения и доказательства. Сложность логических задач увеличивается от класса к классу. Используются на занятиях комбинаторные задачи, нестандартные, задачи повышенной сложности. Задания конструкторско–практического характера формируют геометрические понятия, пространственное воображение, графическую грамотность и элементы конструкторского мышления. Дети учатся анализировать представленные объекты, мысленно расчленяя их на составные части для детального исследования, собирать предмет из частей, усовершенствовать предмет по заданным условиям.

Содержание программы

Программа кружка «Олимпиадный центр» состоит из разделов:

Вводное занятие-4ч.

Русский язык - 16ч.

Математика -16ч.

Литературное чтение - 16ч.

Окружающий мир - 15ч.

Подведение итогов - 1ч.

        Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам и интеллектуальным играм составляют олимпиадные задания прошлых лет и задания интеллектуальных игр "Русский медвежонок", "Кенгуру", "Енот", "Почемучка", ЭМУ", интеллектуальных марафонов.

Формы контроля

  • Учёт посещаемости занятий.
  • Создание каждым учеником данной группы портфолио.
  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах и т.п.

Ожидаемые результаты

        У учащихся будут сформированы следующие УУД:

Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.

Познавательные -  операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.

Коммуникативные -  потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.

Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:

Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,

 умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.

Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.

 2. Предметные результаты

Занятия должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания; ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Описание места курса в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год (34 недели). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 40 минут.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятия

Дата

Тема занятия

1

Введение

2

Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на  развитие логического и интеллектуального мышления.  Ознакомление с содержанием интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm , интернет-журнал для младших школьников «Опять» - http://irc43.ru/internet-zhurnal-dlya-mladshikh-shkolnikov-qopyatq.html)

3

Участие школьников в дистанционных  предметных олимпиадах.
Ознакомление с сайтами сети Интернет, предлагающими участие в решении олимпиадных задач.

http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.

4

Участие школьников в дистанционных  предметных олимпиадах.
Ознакомление с сайтами сети Интернет, предлагающими участие в решении олимпиадных задач.

http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста», http://www.unikru.ru/ мир конкурсов от Уникум и др.

5

Занимательный русский язык

6

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

7

Выполнение заданий по литературному чтению для 4 класса дистанционного интеллектуального конкурса «Перспектива».

8

Поиск ответов на вопросы по окружающему миру в энциклопедии. Игра "Что? Где? Когда?

9

Подготовка к участию в школьном туре олимпиады по математике. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

10

Подготовка к участию в школьном туре олимпиады по русскому языку. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

11

Подготовка к участию в школьном туре олимпиады по литературному чтению. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

12

Подготовка к участию в школьном туре олимпиады по окружающему миру. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

13

Анализ участия в школьном туре олимпиады по математике. Работа над ошибками. Поиск информации в сети Интернет.

14

Анализ участия в школьном туре олимпиады по русскому языку. Работа над ошибками. Поиск информации в сети Интернет.

15

Анализ участия в школьном туре олимпиады по литературному чтению. Работа над ошибками. Поиск информации в сети Интернет.

16

Анализ участия в школьном туре олимпиады по окружающему миру. Работа над ошибками. Поиск информации в сети Интернет.

17

Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку

18

Выполнение олимпиадных заданий по математике

19

Выполнение олимпиадных заданий по литературному чтению

20

Выполнение олимпиадных заданий по окружающему миру

21

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».

22

Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».

23

Выполнение заданий по окружающему миру игры -конкурса "Енот"

24

Выполнение заданий по литературному чтению игры - конкурса "Почемучка"

25

Задания по русскому языку к тексту "Луна" интеллектуального марафона.

26

Задания по математике к тексту "Луна" интеллектуального марафона.

27

Задания по окружающему миру к тексту "Луна" интеллектуального марафона.

28

Задания по литературному чтению к тексту "Луна" интеллектуального марафона.

29

Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку

30

Выполнение олимпиадных заданий по математике

31

Выполнение олимпиадных заданий по литературному чтению

32

Выполнение олимпиадных заданий по окружающему миру

33

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех».

34

Решение математических заданий конкурса-игры «Кенгуру».

35

Выполнение заданий по окружающему миру игры -конкурса "Енот"

36

Выполнение заданий по литературному чтению игры - конкурса "Почемучка"

37

Развитие мыслительных способностей через ТРИЗ.

38

Развитие творческого воображения учащихся средствами русского языка

39

Развитие быстроты реакции. Логически-поисковые задания. Растительный и животный мир.

40

Совершенствование воображения. Занимательные задания по литературному чтению.

41

Подготовка к участию в городской олимпиаде по математике. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

42

Подготовка к участию в городской олимпиаде по русскому языку. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

43

Подготовка к участию в городской олимпиаде по литературному чтению. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

44

Подготовка к участию в городской олимпиаде по окружающему миру. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

45

Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку

46

Выполнение олимпиадных заданий по математике

47

Выполнение олимпиадных заданий по литературному чтению

48

Выполнение олимпиадных заданий по окружающему миру

49

Анализ участия в городском туре олимпиады по математике. Работа над ошибками.

50

Анализ участия в городском туре олимпиады по русскому языку. Работа над ошибками.

51

Анализ участия в городском туре олимпиады по литературному чтению. Работа над ошибками.

52

Анализ участия в городском туре олимпиады по окружающему миру. Работа над ошибками.

53

Выполнение заданий по русскому языку для 4 класса дистанционного интеллектуального    конкурса «Перспектива»

54

Пифагор   и   его   школа.   Математические закономерности.

55

Участие в дистанционных олимпиадах различных уровней

56

Участие в дистанционных олимпиадах различных уровней

57

Выполнение олимпиадных заданий по русскому языку

58

Выполнение олимпиадных заданий по математике

59

Выполнение олимпиадных заданий по литературному чтению

60

Выполнение олимпиадных заданий по окружающему миру

61

Использование различных методов решения при выполнении олимпиадных заданий. Комбинированный метод решения задач.

62

Интеллектуальный ринг.

63

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

64

Интеллектуальная игра по русскому языку

65

Интеллектуальная игра по математике

66

Интеллектуальная игра по окружающему миру

67

Интеллектуальная игра по литературному чтению

68

Итоговое занятие

Список рекомендуемой литературы:

  1. Гейдман Б.П. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 4 класс. – М.: Айрис-пресс, 2007.
  2. Кедрова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.
  3. Козлова Е.Г. Сказки и подсказки. Задачи для математического кружка. – М.: МЦНМО, 2004.
  4. Кенгуру-2015. Задачи, решения. – Спб. 2015.
  5. Олимпиадные задания по русскому языку. 3-4 классы / сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2006.
  6. Русский медвежонок – 2015. Задачи, решения, информация, статистика. – Киров. 2015.
  7. Почемучка - 2015. Задачи, решения
  8. 365 задач для эрудитов. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.
  9. Интернет ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Благодарность центра внешкольной работы

Это ксерокопия благодарности...

Результативность деятельности старшего воспитателя 4 «А» класса ГОУ Центра образования №1601 Сизовой Ларисы Витальевны за 1 полугодие 2007-2008 учебного года.

Результативность деятельности старшего воспитателя 4 «А» класса ГОУ Центра образования №1601 Сизовой Ларисы Витальевны  за 1 полугодие 2007-2008 учебного года....

В центре внимания

"В центре внимания." Беседа с родителями....

Занятие учебной группы «Доброе слово» в рамках центра духовно-нравственного просвещения

Занятие учебной группы "Доброе слово" (2 класс) в рамках дополнительного образования на тему " Слова на века. Спасибо" с презентацией.  Цели занятия:  показать глубокий смысл слова "спасибо"...

«Центр симметрии. Точки, симметрично расположенные относительно центра».

Реализации проекта позволила сформировать понятие симметрии, умение определелять  симметричные фигуры, повысить  уровень знаний и мышления учащихся с ОВЗ. Проект способствовал  развитию...

ПОРЯДОК РАБОТЫ. Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (Центра ППМС-помощи) МБОУ «СОШ №3»

Порядок работы центра - ППМС в целях повышения повышения качества исполнения и доступности государственной услуги...