«Метапредметность как один из главных критериев современного урока»
статья на тему

Филимонова Наталья Валерьевна

Учитель, работающий в современной школе, должен понимать, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентирует ФГОС. Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

. «Метапредметность как один из главных критериев

современного урока»

Автор-составитель Филимонова Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 32»

города Кургана.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального, основного и среднего (полного) образования заложены новые методологические подходы, новые требования к результатам обучения, и реализация этих требований в повседневной педагогической практике может вызывать затруднения. Современная школа как никогда нуждается в учителях, способных не только передавать знания учащимся, но и побуждать их к самостоятельной деятельности. Для этого педагог должен сам постоянно учиться, повышать уровень профессионального мастерства.

Помимо предметных и личностных, ФГОС предъявляет требования к метапредметным результатам.

Можно выделить несколько групп метапредметных умений. Прежде всего, это умение планировать собственную деятельность. Школьник должен самостоятельно проанализировать задачу и условия, в которых она предъявляется, суметь сопоставить содержание задачи со своими знаниями и умениями, оценить собственные действия и в случае необходимости скорректировать их.

Второй метапредметный результат – способность эффективно действовать в группе, т.е. соотносить свои действия с действиями других, выполнять различные функции в коллективе и устанавливать эффективное взаимодействие для достижения результата. Процесс обучения, как и процессы мышления, понимания, – коллективный, это предмет взаимодействия между людьми. Любое действие, любое умение сначала появляется в общении, а в процессе обучения это умение «присваивается» каждым ребенком. Таким образом, совместная работа в группе – это особая учебная ситуация с коллективно-распределенной деятельностью, но не случайное собрание и не обычное совместное времяпрепровождение.

Еще одна группа универсальных учебных действий связана с компьютерной грамотностью школьников и их способностью использовать данные из сети Интернет для решения различных задач.

Особых умений требует от учителя формирование личностных результатов. Отметим те из них, которые складываются в ходе всего образовательного процесса: как на уроке, так и во внеурочное время - причем не только во время особо организованной воспитательной работы. Формирование и развитие у ребенка ответственности и способности принимать решения, способности понимать и уважать точку зрения другого человека – важнейшие результаты всего процесса обучения и воспитания. Кроме того, естественно, предполагается развитие у школьников эстетических потребностей, здорового образа жизни, высоких ценностей и так далее.

Нужно отметить, что многие из личностных результатов неразрывно связаны с результатами метапредметными. Чтобы вступить в диалог, когда речь идет о понимании точки зрения оппонента, надо суметь его услышать, а это и есть метапредметный результат.

С чего надо начинать работу? Прежде всего – с переосмысления целей обучения. Зачем человек учится? Затем, чтобы научиться что-то делать, а для этого – узнать, как это надо делать. То есть цель школьного обучения в самом общем виде можно сформулировать так: дать ребенку умение действовать, при этом знания должны стать средством обучения действиям. Подход к процессу учения как к деятельности потребовал пересмотра отношения к привычным ЗУНам.

Традиционно в педагогике существовали две задачи: передать ученику знания и научить ими пользоваться. Эти задачи решались последовательно, одна за другой: информируем – применяем информацию. С позиций деятельностного подхода это не две, а одна задача. Знания и умения – это и есть действия обучаемого, в которых эти ЗУНы реализуются. Таким образом, знания, умения и навыки рассматриваются теперь не в противопоставлении друг другу, а в единстве.

Современный урок, построенный в парадигме деятельностного подхода, стоит на «трех китах»: постановка учебной задачи, ее совместное с учащимися решение и организация оценки найденного способа действия.

Чтобы реализовывать метапредметный подход, не нужно вносить в учебный процесс что-то дополнительное. Стоит лишь переструктурировать содержание учебных предметов и грамотно организовать деятельность школьников. Поскольку ожидать качественных и научно обоснованных учебников с метапредметным компонентом в ближайшие годы не приходится, учителям нужно самостоятельно или под руководством методических служб менять свою практику «на ходу».

Пути организации учебного процесса направлены на самостоятельный (преимущественно) поиск способа решения возникающей перед учащимися задачи. Это значит, что основным методическим средством перестает быть показ способа решения познавательной задачи. Ведь как только нужный способ продемонстрирован учителем, учащимся остается следовать его указаниям «делай как я». Но если показ, объяснение и внешний (учительский) контроль учебной деятельности перестают быть приоритетными способами организации обучения, то, как педагог может ее организовать? Это далеко не праздный вопрос, поскольку ФГОС, подробно описывая результаты обучения, не дает никаких рекомендаций относительно того, как обеспечивать эти результаты на уроках по конкретным школьным дисциплинам.

Стандарт второго поколения, помимо предметных, ориентирует на достижение личностных и метапредметных результатов.

Именно достижение метапредметных результатов, или, иными словами, формирование универсальных учебных действий (УУД) призвано решить эту задачу. Универсальные учебные действия – это совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Среди основных видов УУД выделяют четыре блока (по А.Г. Асмолову):

1.Личностный.

2.Регулятивный.

3.Общепознавательный.

4.Коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

 личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

 действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом – другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;

 действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся следующие:

 целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

 планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

 прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;

 контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;

 коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

 оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

 волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

К общеучебным УУД относятся:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 знаково-символические: моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

 умение структурировать знания;

 умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

 смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Логические УУД предполагают:

 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

 выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов;

 подведение под понятия, выведение следствий;

 установление причинно-следственных связей;

 построение логической цепи рассуждений;

 доказательство;

 выдвижение гипотез и их обоснование.

В УУД постановки и решения проблем входят следующие:

 формулирование проблемы;

 самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

 постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

 разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

 управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Основные типы уроков остаются прежними, однако есть некоторые изменения. Так, урок изучения нового материала, образовательная цель которого – изучение и первичное закрепление новых знаний, расширение понятийной базы учебной дисциплины, может быть традиционным (комбинированным) уроком, а может быть проведен в форме лекции, экскурсии, практикума и т.д. Метапредметная цель такого урока - формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия.

Образовательная цель урока закрепления знаний – выработка умений по применению знаний. Здесь уместны такие формы, как практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование или консультация. Метапредметная цель - формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок.

Урок комплексного применения знаний также может быть практикумом, лабораторной работой, семинаром и т.д. Образовательная цель – выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Метапредметная цель несколько иная: формирование способностей выбора способов деятельности в конкретной ситуации и их корректировки.

Урок обобщения и систематизации знаний может проводиться в форме семинара, конференции, круглого стола и т.д. Образовательная цель такого урока – обобщение единичных знаний в систему. Метапредметная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации предметного содержания изучаемой дисциплины.

Наконец, урок контроля, оценки и коррекции знаний представляет собой контрольную работу, зачет, коллоквиум, смотр знаний. Имеет образовательную цель – контроль и самоконтроль уровня усвоения изученных понятий и способов деятельности. Метапредметная цель такого урока - формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Учитель, работающий в современной школе, должен понимать, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентирует ФГОС. Весь учебный процесс должен основываться на деятельностном подходе, цель которого – развитие личности учащегося на базе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок развивается только при активном восприятии учебного материала, пассивный подход малоэффективен. Именно собственное действие может стать основой формирования будущей самостоятельности ребенка. Таким образом, образовательная задача состоит в создании условий, провоцирующих детское действие.

Список литературы:

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  2. Лазарев, В.С. О деятельностном подходе к проектированию целей общего образования / В.С. Лазарев. М.: Педагогика, 1998. – С. 13–27.
  3. Михеева, Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.ug.ru/method_article/260        
  4. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. МО ЦКО АСОУ. – 2011. – Вып. 1(3). – С. 46-54.
  5. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  6. Хуторской, А.В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие / А.В. Хуторской. М. : Эйдос; Изд-во Ин-та образования человека, 2012. – 50 с. (Серия «Новые стандарты»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсные программы-один из главных инструментов успешности учебно-воспитательного процесса.

Статья адресована  учителям, для которых урок-это не только "основная форма организации учебного процесса",но место встречи с личностью ученика. Чем ярче,увлекательнее и убедительнее она происход...

Буклет "Рефлексия - один из этапов современного урока"

Данный материал предназначен для учителей, работающих по ФГОС. Здесь дано подробное описание этапа урока "Рефлексия"....

Презентация "Рефлексия как один из этапов современного урока"

Презентация "Рефлексия как один из этапов современного урока". Представлены различные варианты рефлексии...

Мастер - класс "Рефлексия как один из этапов современного урока"

Мастер-класс "Рефлексия как один из этапов современного урока"...

Один из главных врагов здоровья учителя – стресс

Умение предупреждать возникновение дистресса относится к необходимой составляющей профессиональной компетенции учителя...

Статья _Один из способов проведения уроков в Нач. Шк

Статья различные средства для уроков...

Работа с родителями и общественностью, как один из главных факторов достижения высоких результатов в воспитании и обучении современного школьника.

Текст выступления на педагогическом совете на тему "Работа с родителями и общественностью, как один из главных факторов достижения высоких результатов в воспитании и обучении современного школьни...