Алгоритм самооценки для обучающихся в 1 классе
опыты и эксперименты (1 класс) на тему
Алгоритм самооценки для обучающихся в 1 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм самооценки для обучающихся в 1 классе | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1:
Начиная с 1 класса, ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки».
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено верно или не совсем верно? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В начальной школе дети очень любят оценивать себя. Поэтому вместе с детьми разрабатываем критерии к разным видам деятельности. На уроках и при выполнении домашнего задания учащиеся используют для оценивания своей работы лист самооценки (возможны разные варианты):
Критерии для самоанализа деятельности ученика на уроке и дома
Критерии оценки | На сколько баллов я оцениваю свою работу (от 1 до 5) | Оценка учителя |
1. готовясь к уроку дома, я поработал на … | ||
2. я выучил (повторил) необходимую лексику, грамматику на … | ||
3. я выполнил письменное задание на … | ||
4. я работал со словарём на … | ||
5. я использовал дополнительный материал на … | ||
6. я подготовил устное задание на … | ||
7. моё участие в работе на уроке можно оценить на … | ||
8. моя реальная отметка за урок | ||
9. какую отметку в журнал я бы сам себе поставил … | ||
Что я могу сделать, чтобы улучшить свой результат: | ||
1. быть внимательнее на уроке | ||
2. активнее работать на уроке | ||
3. сразу просить объяснить то, что непонятно | ||
4. получить консультацию учителя | ||
5. воспользоваться помощью товарищей | ||
6. увеличить количество времени на подготовку к уроку дома | ||
7. другое | ||
Еще практикую такой прием самооценки: выполненные тесты мои ученики проверяют сами по слайдам-ответам. Сами выставляют себе количество баллов, а потом я беру тетради на проверку и сравниваю оценку ученика со своей оценкой.
Критерии оценивания также использую при групповой работе. Учащиеся оценивают себя и друг друга при выполнении задания по весу участия каждого в групповой работе.
Критерии самооценки работы в группе над проектом
По каждому пункту ученикам предлагается выставить баллы от 0 до 5.
Критерии самооценки | Название группы | |||||||
1 | Мы тщательно изучили тему проекта | |||||||
2 | Мы ознакомились с критериями оценивания проектной работы | |||||||
3 | Мы распределили обязанности участников проекта | |||||||
4 | Мы провели исследование по теме проекта | |||||||
5 | Каждый участник команды участвовал в сборе информации | |||||||
6 | Мы умеем работать в группе | |||||||
7 | Мы подобрали необходимый изобразительный и музыкальный ряд для презентации проекта | |||||||
8 | Мы правильно распределили время работы над проектом | |||||||
9 | Мы научились анализировать свои действия | |||||||
10 | Мы научились представлять результаты своего труда | |||||||
11 | Мы научились создавать презентации для представления проекта | |||||||
12 | Мы умеем приводить примеры по теме проекта | |||||||
13 | Мы умеем употреблять в речи изученную лексику по теме проекта | |||||||
14 | Мы умеем работать с информационными ресурсами в сети Интернет | |||||||
15 | Мы научились защищать свой проект перед аудиторией | |||||||
Итого (балл) |
В начальной школе дети очень любят участвовать в оценке других детей. На уроках мы часто задаем такие вопросы: "Кто, на ваш взгляд, лучше всех рассказал стихотворение, написал открытку, нарисовал рисунок и т.д. и почему? " Какая пара составила и разыграла лучше всех диалог?" Обычно дети бывают объективны в оценке.
Взаимооценивание учащихся друг другом я иногда использую при проверке устного домашнего задания. Сначала сообщаются критерии, которые соответствуют эталону данного задания. Затем все вместе слушаем одного ученика и вместе его оцениваем. После этого учащиеся слушают друг друга и сообщают, какую отметку они поставили. К сожалению, отметки опять не всегда объективны, так как не все ученики могут выявить ошибки. Но тем не менее, я использую этот приём, потому что он даёт возможность проверить учащихся и учит их оценивать себя и друг друга.
Организуя групповую работу, часто предлагаю своим ученикам подобные карточки. В данном случае школьники читали мини-тексты по теме «Домашние и дикие животные», а затем высказывали свое мнение по данной проблеме.
Самооценка и взаимооценка приучает учащихся критически относиться к своей работе и работе одноклассников.
Я люблю применять критериальные оценки, так как они дают возможность предусмотреть заранее все аспекты работы ученика, дают возможность самому ученику правильно построить свою работу, работать на результат.
При выборе дифференцированных заданий стараюсь предусмотреть, чтобы с ними могли справиться учащиеся разной подготовки. Они сами выбирают для себя уровень трудности, осознавая ответственность за результаты деятельности. В любой момент ученик может улучшить свои достижения. Критериальные оценочные листы помогают учащимся понимать, что от них ожидается, и могут сами управлять процессом своего обучения.
Зная заранее критерии оценивания, ученики более осознанно подходят к выполнению заданий и объективно оценивают свои собственные достижения, а также достижения своих одноклассников.
1. Наш урок (мероприятие, игра) подошел к концу, и я хочу сказать...
- Мне больше всего удалось...
- А особенно удалось...
- Что я получил от этого урока, мероприятия?
- За что ты можешь себя похвалить?
- За что ты можешь похвалить одноклассников?
- За что ты можешь похвалить учителя?
2. Мои достижения на уроке...
Сегодня на уроке я (мне):
- научился...
- было интересно...
- было трудно...
- мои ощущения...
3. Урок привлек меня тем ...
- показался интересным...
- взволновал...
- заставил задуматься...
- навел меня на размышления...
4. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
- они мне нравятся больше остальных;
- я чувствую, что справлюсь с ними лучше, чем с другими
заданиями;
- они легче остальных заданий;
- затрудняюсь ответить.
5. «Древо творчества»
По окончании дела урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
- Плоды - дело прошло полезно, плодотворно.
- Цветок – довольно неплохо.
- Зеленый листик - что-то было, конечно, а вообще - ни то ни се.
- Желтый листик - «чахлый», пропащий день.
Такая самооценка деятельности учащихся помогает им проанализировать своё участие в уроке и сделать для себя определённые выводы.
С какими же трудностями могут столкнуться учителя при вовлечении школьников в процесс оценивания?
Самая главная проблема - заниженная и завышенная самооценка учащихся.Также приходиться сталкиваться с необъективностью оценки: ученики могут завысить или занизить оценку в зависимости от симпатий к тому или иному однокласснику.
Только постоянная и регулярная кропотливая работа помогает привести все оценки к единому "знаменателю".
Данный подход к оцениванию позволяет обеспечить: индивидуализацию как процесса обучения, так и подходов к оценке его результатов; предоставление ученику максимально активной и ответственной роли в процессе собственного обучения и вовлечение его в оценку своих достижений.
Конечно, проблемы с процессом оценивания есть у всех, в первую очередь, это нехватка времени на уроке. Однако - дорогу осилит идущий, мы не можем увеличить продолжительность урока и уменьшить количество учеников, но сообща искать наиболее эффективные методы и приемы оценивания, пополнять свой методический багаж - вполне в наших силах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм самооценки
организация рефлексии собственных действий. их оценивание...
Алгоритм самооценки ФГОС
Алгоритм самооценки для учителей начальных классов (для 1 и 2 кл.)...
Алгоритм самооценки работы на уроке
Данный алгоритм поможет младшим школьникам научиться оценивать свою работу на уроке...
Алгоритм самооценки выполненного задания
С помощью данного алгоритма младший школьник научится оценивать выполненное им задание...
Приемы развития адекватной самооценки у обучающихся младших классов на уроках литературного чтения
Самооценка является важнейшим показателем развития личности. Она позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, хара...
Алгоритм самооценки на уроке русского языка в 3 классе.
Учебный предмет: русский языкКласс: 3 классАвтор УМК (программы учебного курса): Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык.3 класс. М.: Баласс, 2013Тема урока: Упражнения в правописан...
Алгоритм самооценки задания по ФГОС НОО
Маршрутный листФ. И. ___________________________________________________________________ТЕМА УРОКА (Впишите, когда тема будет определена): ______________________________________________...